Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техника семейного консультирования



Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональ­ный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются пробле­мы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация — это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная дина­мика этих контактов, создающая условия для самораскрытия с помо­щью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов лич­ности (В. В. Сталин. 1993).

Процесс консультирования можно условно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза решений и действий и фаза обратной связи.

Первая фаза — установление контакта с клиентом. Итог: опреде­ление границ взаимодействия с ним. Осуществляется в ходе первич­ной консультативной беседы. В этой фазе устанавливаются дистанция общения и его составляющие. Консультант еще до беседы наблюдает за семьей, контактами родителей и ребенка. Он определяет тип их по­ведения в коммуникации с ребенком, отмечает особенности реакций детей и родителей в диаде, характер вербальных и невербальных кон­тактов, способы оценки и регулирования поведения ребенка.

В первичной беседе выявляется характер отношения родителей к социальному педагогу (деловое, рентное, игровое) и устанавливают­ся границы взаимодействия с семьей.

Опытный консультант уже при первой встрече может получить ин­формацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогических установках родителей. Эта фаза позволяет клиенту оценить возможности психолога, со­риентироваться в тех процедурах, которые будут совершаться; он полу­чает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи.

Вторая фаза определение проблемы клиента, проблемы (боли) се­мьи. Итог: согласие клиента и консультанта в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей. Консультант проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к едино­му мнению. Клиент принимает проблему. Консультант может предос­тавить клиенту право формулировать проблему не от собственного лица, а относительно «третьих лиц». На этом этапе важно прийти к согласию относительно понимания проблемы-дилеммы. В противном случае приходится начинать весь консультативный процесс сначала.

Характер беседы (управляемое или неуправляемое интервью) оп­ределяется целями консультирования, индивидуальными особенно­стями клиента и принятым теоретическим подходом.

Третья фаза — рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы.

Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирова­ние связи (раппорта) между клиентом и консультантом, создание кон­тролируемых условий для невроза, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из переноса (трансфера) и обретение им суверенитета.

Четвертая фаза — принятие решения и действия. Итог: эффектив­ное поведение клиента в естественной ситуации.

В этой фазе, опираясь на определенную консультативную теорию, специалист разрабатывает план действий, стратегию своего поведе­ния, которые приводят клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, при­няв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с консультан­том он сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, наиболее приемлемый для себя вариант. Затем он проверяет этот ва­риант в естественных условиях. В случае успеха он переносит свое решение на поведение в целом.

Пятая фаза — обратная связь. Итог: удовлетворение клиента про­цессом консультирования и его результатами.

Частично консультант получает эту информацию уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки пере­носа. Он также может проводить эпизодические повторные встречи, проясняя ситуацию.

Ориентируясь на принцип обратной связи, психолог судит о пра­вильности избранной стратегии и тактики консультирования и должен реализовать следующие требования к консультативной информа­ции: конкретность и конструктивность ее содержания; адресованность конкретному лицу; констатирующий, своевременный и потребностный характер.

При проведении консультаций многие психологи используют маг­нитофоны и диктофоны, специальные стандартизированные бланки для семейного консультирования; ассистенты протоколируют беседу, что помогает лучше рефлексировать полученную информацию, отсле­живать динамику и результативность консультативного процесса.

Стратегией консультанта должно быть не стремление разоблачить клиента, выяснить, кто прав, а кто виноват в семье. Психолог при­зван, прежде всего облегчить психоэмоциональное состояние клиен­та, снять его душевную боль.

Психолог может избрать различные типы поддержки клиента: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждаю­щий, ставящий диагноз или стремящийся к пониманию.

Влиятельный психолог, представляющий клиента слабым, будет заряжать его энергией, оптимизмом, передавать ему свою силу и уве­ренность.

Внимательный консультант, ведущий консультирование по типу «роджерианского интервью», внешне выглядит пассивным.

Спрашивающий психолог активен: он задает много вопросов. Он находится в более выгодной позиции, чем утверждающий.

Ставящий диагноз психолог больше рискует, он чаще использует суггестивные методы воздействия.

В процессе работы психологу-консультанту необходимо отраба­тывать специальные умения и навыки: ставить открытые и закрытые вопросы; фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чув­ствах; следовать в беседе за логикой клиента; овладевать умением пе­рефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний клиента, выразительного молчания; выдвижения и доказательства гипотез и совместного принятия решений.

Психолог должен научиться искренне выражать свои чувства и управлять ими, не допуская при этом в консультативной беседе сво­бодного светского диалога, закрытости или чрезмерного самораск­рытия. Не следует жестко придерживаться первоначальной гипоте­зы, так как она может оказаться ложной. Без должной мотивировки следует избегать лобовых вопросов, игнорирования или дискредита­ции мнения собеседника, монологичности и авторитарности.

Подводя итог обсуждаемой проблеме, уточним еще раз черты не­эффективного и мудрого консультирования.

Таблица 24 Признаки мудрого и неэффективного консультирования

Мудрое консультирование Неэффективное консультирование
• Встреча психолога с клиентом происхо­дит; они обмениваются посланиями • Психолог уважает права клиента, соблю­дает меру, дистанцию и границы про­фессионального общения • Психолог верит в уникальность клиента и его способность самому найти реше­ние проблемы • Вербальными и невербальными способа­ми он демонстрирует это своему клиенту • Эмоционально поддерживает клиента • Он осуществляет эмпатическое слуша­ние, давая возможность клиенту излить свои чувства и высказать свои трудно­сти • Он умело объективирует (через прояс­нение смыслов) и субъективирует (че­рез чувства клиента и свои собствен­ные) ситуацию клиента • В определении проблемы он движется вслед за логикой клиента • Он не торопится с выводами и рекомен­дациями, а лишь создает условия для инсайта клиента • Он вызывает в клиенте благодарность и желание сотрудничать ♦ Он стремится к пониманию и совмест­ному решению проблем • Встреча психолога с клиентом не проис­ходит • Психолог не устанавливает нормальный раппорт • Психолог «не видит, не слышит и не чув­ствует» клиента • Он бестактен в высказываниях • Не дает высказаться клиенту • Подозревает клиента в плохих поступках • Пытается разоблачить клиента или мо­рализирует. • Слишком быстро вскрывает проблему • Не сверяет правильность своих выводов с клиентом • Навязывает клиенту свое решение • Дает скоропалительные советы и реко­мендации • Вызывает в клиенте желание спорить, оп­равдываться, скрывать правду, усугубля­ет чувство вины или душевную боль • Жестко придерживается первоначальной гипотезы • Ставит «диагноз» и предлагает «лечение»

Итак, психологическое консультирование семьи опирается на различные теоретические подходы, что обусловливает разнообразие техник и методов работы психолога. Содержание семейного консуль­тирования обусловлено его видом, ориентацией на возраст семьи, ее конкретные подсистемы отношений, проблемы и потребности кли­ентов. К семейному консультированию применимы все общие тре­бования, предъявляемые к психологу-консультанту.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.