Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика женщин, готовых и не готовых к материнству



Исследование проводилось на базе роддома № 2 города Кургана с участием 60 беременных женщин в возрасте от 17 до 34 лет, со сроком беременности от 17 до 40 недель.

В исследовании использовались: методика «Незаконченные пред­ложения» (модифицированный вариант методики Сакса и Леви), методика PARI (Е. Шеффер, Р. Белла), анкета Супос-8 (анкета оцен­ки психоэмоционального состояния) Микшека, метод ассоциаций к слову «мать» и метод полуструктурированного интервью.

Исследование проводилось в несколько этапов: на первом осу­ществлялась диагностика по методикам «Незаконченные предложе­ния», Супос-8, PARI. На втором проводились беседы с испытуемой, психологом учреждения, медицинским персоналом. Третий этап со­стоял в математико-статистической обработке и анализе данных. За­вершающим моментом работы стало создание программы по работе с беременными женщинами с целью формирования осознанного и позитивного восприятия материнства.

С помощью кластерного анализа были выделены три группы ма­терей с различным уровнем психологической готовности к материн­ству.

Выборку готовых к материнству составили 19 женщин, средний возраст которых 26 лет, срок беременности — 30 недель.

Для 53% женщин эта беременность была первой, 42% уже имели одного ребенка, 5% ожидали третьего.

Большинство подошли к процессу планирования детей сознатель­но: 85% женщин запланировали свою беременность, причем 30% совместно с мужем; для 15% испытуемых беременность не была зап­ланирована, но желательна.

У всех присутствовали позитивные мотивы сохранения беремен­ности: для 95% женщин это желание иметь детей, для 26% — желание любимого человека.

Все испытуемые этой выборки охотно и развернуто отвечали на вопросы, ответственно выполняли рекомендации врачей, активно и заинтересовано общались с психологом.

Большинство указывали на позитивный коммуникативный опыт в детстве: привязанность к матери, ласковое и заботливое отношение ро­дителей. Они и сейчас чувствуют поддержку и внимание с их стороны, благодарны за свое воспитание. Все отмечали, что любят детей младен­ческого возраста, в детстве любили играть в куклы и игры, связанные с семьей и воспитанием, любили нянчиться с младшими детьми.

Большинство указывают на заботу, внимательность мужа и его включенность в процесс беременности.

Женщины испытывали положительные эмоциональные реакции во время шевеления плода («Я испытываю радость и интерес», «Я испытываю нежность, хочется согреть его своей любовью»). Опи­сывая свои переживания, они прибегали к чрезвычайно образным сравнениям: «мягко зашевелился», «мягкие прикосновения». При­сутствие ребенка вызывало у них чувство нежности и любви, а пе­риодически возникающие ощущения — поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством. Они постоянно прислушива­лись, с нетерпением ждали этих сигналов, активно общались с ре­бенком (разговаривали с ним, пели песни, читали книжки и т. д.); прислушиваясь к его шевелению, старались понять и учесть жела­ния и потребности ребенка. Их поведенческие реакции можно оха­рактеризовать как игровые, с преобладанием детских паттернов по­ведения.

Большинство женщин из этой выборки ориентированы на стра­тегию «мягкого» воспитания: кормить по потребности (причем пред­почтение отдается грудному вскармливанию), мягко пеленать, чаще брать на руки и т. п.

Выборку женщин, не готовых к материнству, составили 14 человек, их средний возраст — 22 года, средний срок беременности — 29 недель.

Все испытуемые этой группы имели первую беременность, кото­рая была неожиданной в 74% случаев, а запланированной лишь в 26% случаев (из них 16% — только одной женщиной).

Решение родить ребенка в этой группе характеризуется недопо­ниманием степени ответственности материнства. В целом их мотивы сохранения беременности можно назвать не позитивными: 36% жен­щин указывали на давление со стороны окружающих; для 30% ребе­нок — это способ изменить жизнь в лучшую сторону; 36% испытуе­мых оставили ребенка ради сохранения собственного здоровья; же­лание иметь детей присутствовало лишь у 20%.

Следует отметить, что 35% женщин из этой выборки «прожива­ли» процесс беременности и собирались воспитывать ребенка без участия его отца.

Женщины этой выборки скупо и формально отвечали на вопро­сы, не совсем ответственно выполняли указания врачей, избегали общения и занятий с психологом, не интересовались развитием ре­бенка.

Большинство испытуемых имели негативный коммуникативный опыт в детстве: указывали на конфликтные отношения в семье (у 30% семья неполная), на отсутствие привязанности к матери, испытыва­ли обиду по отношению к ней, считали, что мать «не понимала», «мало уделяла внимания», «не смогла дать материнского тепла». Все жен­щины предпочитали детей дошкольного и младшего школьного воз­раста.

Некоторые испытывали негативные ощущения в период беремен­ности, не имели дифференцированного отношения к шевелению ре­бенка, занимали пассивно-созерцательную позицию. У большинства образ ребенка игнорировался либо был размыт: они не представляли себе малыша либо не могли его представить, не придумывали имя, не переживали чувства общности с ребенком. Для них ребенок не сумел оправдать надежд, помешал осуществлению личных планов. 26% жен­щин воспринимали ребенка как возможность проявить любовь к кому-либо, спасение от одиночества. Они были чрезмерно озабоче­ны физиологической стороной беременности, соблюдали умеренный режим, ограничивали передвижение и физические нагрузки, но пси­хической стороне рождения будущего ребенка внимания не уделяли.

Многие не задумывались о том, как будут воспитывать своего ре­бенка, смутно представляли его рождение.

Корреляционный анализ Спирмена показал, что существует сред­няя положительная корреляционная связь уровня психологической готовности к материнству и запланированностью ребенка (0,5708, достоверная на 1%-ном уровне значимости), с увеличением возраста женщины возрастает уровень готовности к материнству (0,504, дос­товерно на 1%-ном уровне значимости).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.