Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные концепции воспитания родителей



Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей (религиозные, социальные, эстетические, нравственные и др.). В нем всегда проявляется образ мышления и уровень культуры данного об­щества и учитываются потребности самих родителей. Эти положе­ния находят отражение в разнообразных концепциях и моделях вос­питания родителей, наиболее распространенными из которых явля­ются следующие.

Адлеровская модель (А. Адлер).Это направление воспитания ро­дителей основывается на сознательном и целенаправленном измене­нии поведения родителей, которое определяется ведущим принци­пом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т. е. формирует социальный характер. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек — суще­ство социальное по своей природе, для него важно чувство принад­лежности к определенной группе. По теории А. Адлера, семейная ат­мосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежи­тия и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеа­лы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Основными по­нятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и - ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет по­требностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникаль­ность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка ссамого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и разви­тия личности. Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать наделе результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осозна­нию ребенком недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель (Б. Ф. Скиннер). Воснове модели ле­жат результаты экспериментальных исследований, с помощью кото­рых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчерки­вается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обу­чении быстрым техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения. Спосо­бами формирования поведения являются положительное подкрепле­ние (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсут­ствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «аген­тов» социального окружения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обес­печиваются научными сведениями о регуляции поведения, знакомят­ся со специальной терминологией, помогающей описывать эти про­цессы. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все про­граммы учебно-теоретического направления. Целью программ данно­го направления является обучение родителей наблюдению и измере­нию поведения и практическое применение принципов теории соци­ального научения в изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон)базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживани­ем разницы между «Я-идельным» и «Я-реальным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойствен­ны две главные потребности: позитивного отношения других и само­уважения, то условием здорового развития ребенка является отсут­ствие противоречия между представлением о том, как к нему отно­сятся другие («Я-идельное») и действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту ос­вободить свои чувства и осознать свое поведение и предпринять кон­кретные шаги по его изменению. В семейном воспитании модель чув­ственной коммуникации означает диалогичность общения, его от­крытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладе­вающие данной моделью, должны усвоить три основных умения:

1) активного слушания;

2) доступно для ребенка выражения собственных чувств;

3) практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно пе­ренося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джон-гард).Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каж­дого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анали­за получаемой информации и реагирования индивидуума на действи­тельность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрос­лому, по-родительски.

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, посколь­ку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются система­тические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связа­но все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторно­го уровня восприятия и достигает формального, абстрактно-логичес­кого мышления.

Положение «родится в личности» включает в себя приобретен­ные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитет­ных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родитель­ское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции — единицы общения, которые могут быть дополняющимися, то есть способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызыва­ющими конфликты и напряжение и скрытыми, при которых инфор­мация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания ро­дителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при рассмотрении сво­его поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять ха­рактер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адек­ватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к измене­нию поведения ребенка лежит визменении отношений между роди­телями и ребенком.

Модель групповой терапии (X. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо прак­тический характер и сосредоточение на рассмотрении проблемных ситуаций: как говорить с детьми, как хвалить ребенка, страхи детей и т. д. Воспитание родителей по Джиноту осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в структуре лич­ности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время кон­сультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показы­вая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся пе­реживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. По­степенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе и напоми­нает групповую консультацию.

Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям какую-то идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выд­вигает какую-то основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И. В. Гребенников). В 70—80-е годы под руководством И. В. Гре­бенникова была разработана и методически оснащена программа педа­гогического просвещения родителей, которая исходила из предполо­жения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в се­мейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а так­же деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизиро­вал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный пред­мет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психоло­гических аспектах было отсутствие в учреждениях образования практических психологов и неспособность педагогов разрешать психоло­гические проблемы семьи и семейного воспитания.

Таким образом, существуют разнообразные методологические подходы к воспитанию родителей, используя которые можно осуще­ствлять психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен на решение определенных практических задач и дол­жен быть соотнесен как с семейными ценностями, так и психологи­ческими трудностями родителей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.