Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика семейной терапии, ориентированной на ребенка



Основные направления и задачи семейной терапии

В настоящее время семейная терапия представляет собой доста­точно гибкий подход и может включать в себя индивидуальные встре­чи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, детско-родительской, триадой «родители и проблем­ный ребенок» и т. д.), нуклеарной семьей или многопоколенной. В ходе терапии делается акцент на совместные встречи и планируется создание условий для изменения во всей семейной системе.

Что касается теоретических ориентации, то среди множества кон­цепций определяющими являются психодинамика и теория систем (А. В. Черников, 1997). В классификации школ семейной психотера­пии выделяют три теоретические позиции:

Терапевты, придерживающиеся позиции А, рассматривают семей­ную терапию как один из методов в их терапевтическом репертуаре. Они проводят работу с семьями, фокусируясь на индивидуальном пациенте. Семья рассматривается как стресс-фактор, с которым их пациент должен справиться.

Терапевты, придерживающиеся позиции Z, используют исклю­чительно системную семейную ориентацию. Они рассматривают се­мейную терапию не как метод, а как фундаментально новый подход к проблеме психического здоровья. Терапевтическая деятельность оце­нивается с позиций влияния на всю семью в целом. Вместо индивида в ситуации стресса терапевт в этой позиции видит его как «носителя симптома», отражающего дисфункцию всей семьи. Терапевты в та­кой системе ориентированы не на прошлые события, а на настоящие взаимодействия клиента. Вместо того чтобы поощрять членов семьи открывать их неприятные чувства друг другу, терапевт будет стремить­ся разрешить проблемы во взаимоотношениях, которые вызывают эти неприятные чувства.

Терапевты, придерживающиеся позиции М, находятся посереди­не — они склонны смешивать психодинамические и системные по­нятия.

Психотерапевтические подходы можно классифицировать, исхо­дя из их ориентации на семейную историю, на структуру или процесс семьи, на переживание (Левант, 1980).

Роль терапевта в первой парадигме состоит в том, чтобы облег­чить процесс открытия семейных зависимостей, достичь инсайта в осознании их несообразности и помочь освободиться от них.

Парадигма структура/процесс делает акцент на текущих особен­ностях взаимодействия в семье и взаимоотношениях этих паттернов с симптомами или проблемами идентифицированного пациента. Как правило, это краткосрочная, триадическая терапия, сфокусирован­ная на проблеме. Терапевт играет роль эксперта. Его задачей являет­ся диагностирование дисфункциональных элементов системы и пла­нирование серии вмешательств, которые предлагают семье альтер­нативы, часто носящие парадоксальный характер.

Подходы, ориентированные на переживание, включают гештальтистскую, эмпирическую и клиент-центрированную школы семей­ной терапии. Эти направления больше заинтересованы в повыше­нии качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменении семейной системы. Подход к терапии в этих системах основан на интенсификации аффективного опыта чле­нов семьи, способствующего их личностному росту и самоактуализации. Роль терапевта состоит в фасилитации, отражении семейного взаимодействия и присоединении к семейному процессу так же, как и отдельной личности.

Однако многие психотерапевты используют в своей практике раз­нообразие подходов. В частности, В. Сатир сочетает гуманистичес­кий, системный и коммуникативный подходы и дополняет их также историческим анализом семьи (метод семейной генограммы).

В системной семейной терапии используется шестиуровневая мо­дель диагностики семейной системы, позволяющая выдвигать част­ные гипотезы с позиций каждого из членов семьи.

Уровень 1. Проблемы с внешним социальным окружением. Этот уро­вень рассматривает проблемы семьи в контексте социальных связей (занятия в школе, работа членов семьи, жилищные условия, доходы, отношения с друзьями, соседями и т. д.). Это область социальной ра­боты или социальной психиатрии.

Уровень 2. Проблемы в семейной системе. На этом уровне рассмат­риваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делает­ся не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их вза­имодействиях и структурных особенностях семейной организации. Здесь уместна семейная психотерапия.

Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы. Они охватыва­ют нарушения или трудности в области эмоций, когнитивных функ­ций или поведения пациента, объясняемые с позиций теории обуче­ния, например, низкая самооценка, неразвитость социальных навы­ков, отставание в учебе. Основными видами помощи здесь являются поведенческая и когнитивная терапия.

Уровень 4. Эмоциональные конфликты с аспектами бессознатель­ного. Для данного уровня наиболее распространенным диагнозом яв­ляется невроз, невротический конфликт. Эмоциональные расстрой­ства имеют как осознаваемую, так и неосознаваемую основу. Это об­ласть психоанализа.

Уровень 5. Нарушения развития и личностные расстройства. На данном уровне формируются длительные и глубинные свойства лич­ности и отклонения в ее развитии. Это касается темперамента, ха­рактера, нарушений и специфических аномалий развития. Гипотезы этого уровня в меньшей степени оптимистичны и требуют длитель­ной психотерапии.

Уровень 6. Биологические нарушения. Помощь на этом уровне яв­ляется медикаментозной.

В отечественной психотерапии достаточно хорошо известна кон­цепция семьи как источника психической травматизации личности,

которая связывает личность с нарушением функционирования семьи (Э. Г. Эйдемиллер, 1990). При этом психические травмы семейной эти­ологии обусловливают состояния глобальной семейной неудовлетво­ренности, семейной тревоги, непосильного физического и нервно-пси­хического напряжения и состояние вины.

Автор рассматривает основные нарушения сфер жизнедеятельно­сти семьи, которые являются источником психической травматиза­ции личности: нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи, представлений членов семьи о личностях друг друга и семье в целом, нарушение межличностных коммуника­ций и механизмов интеграции в семье, нарушение структурно-роле­вого аспекта жизнедеятельности семьи.

Интегративная модель семейной терапии предложена А. В. Чер­никовым (1997). Она объединяет в себе пять групп идей о семейной системе. Эта модель показывает, что на семейную систему можно взглянуть с точки зрения ее структуры, коммуникаций, стадий раз­вития жизненного цикла семьи, семейной истории и функций в ней проблемного поведения и симптомов. С помощью этой модели мож­но проанализировать, как семейная система пришла в данную точку своего развития, увидеть логику проблем и дисфункций семьи, их взаимосвязь с другими ее параметрами.

Большой популярностью пользуется сегодня позитивная семейная терапия Н. Пезешкиана (1977), базирующаяся на транскультурном под­ходе. Понятие позитивного в ней означает, что психотерапевт ориенти­рован не на устранение возникших расстройств и нарушений, а старает­ся в первую очередь мобилизовать имеющиеся у пациента способности и потенциал для самопомощи. В традиционной терапии между терапев­том и пациентом находится проблема, болезнь, а в позитивной суще­ствует еще одна переменная — способности самого человека и его се­мьи. Это краткосрочная терапия, которая следует установке: «Не тот здо­ров, у кого нет проблем, а тот, кто способен их преодолевать».

Исходя из модели этиологии психических и психосоматических заболеваний, обосновывается модель психотерапевтического процес­са. Речь идет о многосторонних терапевтических отношениях, в ко­торые включены терапевт, пациент и окружающий его мир. По своей сути это психосоциотерапия. Она включает пять основных ступеней:

1. Стадия наблюдения/дистанцирования.

2. Стадия инвентаризации.

3. Стадия ситуативного поощрения.

4. Стадия вербализации.

5. Стадия расширения целей.

На каждой из стадий используется ряд специально подобранных историй, концепций и притч, которые могут применяться в зависи­мости от ситуаций. Они являются вспомогательными и облегчают работу фантазии пациента. Способность помогать самому себе раз­вивается поэтапно, при этом постоянно используются система ситу­ативных, парадоксальных и других видов поощрений, рефлексия и медитации на темы притч и историй.

Позитивная семейная терапия концентрируется на конкретных те­мах. Темы для обсуждения предлагаются членами группы либо терапев­том. Важным структурным принципом психотерапии являются три ста­дии взаимодействия: привязанность — дифференциация — отделение.

Многообразие методологических подходов в семейной терапии и тен­денция к их интеграции в реальной практике ставят перед специалистом проблему профессионального самоопределения и формирования соб­ственной малой концепции, опирающейся на обобщенную теорию.

Техника семейной системной терапии по Э. Г. Эйдемиллеру

1. Объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей:

• установление конструктивной дистанции - свободное распо­ложение членов семьи;

• присоединение через синхронизацию дыхания к тому члену семьи, который заявляет проблемы;

• прямое и непрямое отражение поз, мимики, жестов участни­ков психотерапии;

• использование психотерапевтом в своей речи предикатов, от­ражающих репрезентативную систему заявителя проблемы и других членов семьи;

• сохранение семейного статус-кво, то есть той структуры ролей, которую семья демонстрирует психотерапевту.

2. Формулирование терапевтического запроса:

• инициатор обращения, как правило, формулирует манипулятив-ный запрос: «Мой ребенок плохо учится. Он непослушный. Сде­лайте так, чтобы он был другим». Такое объяснение позволяет инициатору дистанцироваться от бессознательного или осозна­ваемого чувства вины, снять с себя ответственность за происхо­дящее в семье и перенести ее на ребенка или психотерапевта;

• приемы метамоделирования и психотерапевтической метафо­ры позволяют перевести запрос с поверхностного манипуля-тивного уровня на уровень осознания матерью и отцом своей неэффективности в роли родителей;

• это дает им возможность постепенно перейти к осознанию сво­ей неэффективности в роли супругов;

• параллельно с формулированием запроса исследуются ресур­сные состояния семьи как системы и отдельных ее членов. «Был ли в вашей семье момент, когда вы чувствовали себя комфорт­но? Как вы этого добивались?»;

• на этапе формулирования терапевтического запроса важно ис­следовать цели, поставленные каждым членом семьи, переве­дя изучение семьи из плоскости анализа прошлого в ситуацию «здесь и теперь». Экскурсы в прошлое осуществляются лишь в поисках ресурсных состояний членов семьи;

• выявление простых когнитивных сценариев, избираемых чле­нами семьи, можно осуществлять по методике Э. Г. Эйдемил-лера и Э. Г. Юстицкого (1990) «Наивная семейная психология», которая усложняет и придает этим сценариям динамичный аль­тернативный характер.

3. Реконструкция семейных отношений:

• работа психотерапевта способствует установлению границ меж­ду подсистемами, усилению одних и ослаблению других. Если раньше супруги смешивали супружеские и родительские отно­шения, что приводило к неудовлетворенности супружескими отношениями и симптому ребенка, то теперь разделение ука­занных подсистем в процессе терапии способствует повыше­нию их компетентности как супругов и родителей;

• на протяжении семейной терапии используются следующие приемы: сбалансированность в исследовании негативного и по­зитивного опыта семьи, использование двухуровневой обрат­ной связи, семейная психодрама, семейная скульптура).

4. Завершение психотерапии и отсоединение:

• о завершении психотерапии свидетельствует достижение по­ставленных целей;

• соблюдение оговоренного временного контекста (минимальное время для реконструкции семейных отношений составляет 6 часов, 3 сессии, максимальное — 16 часов, 8 сессий);

• экологическая проверка — создание членами семьи образа сво­его будущего.

На последнем занятии в ряде случаев членам семьи предлагается представить себя в отрезке будущего: как они будут взаимодейство­вать, что у них получится, что не получится. Обсуждение этой рабо­ты позволит определить наиболее эффективные пути использования ресурсных состояний. На этом этапе эффективно использование не­вербальной процедуры «Совместное рисование семейного счастья».

 

Пример использования интегративной модели семейной терапии по А. В. Черникову

Повод обращения. Кто направил

В психологическую консультацию обратилась женщина 32 лет с семилетним сыном Васей. На момент встречи с психологом он закан­чивал первую четверть первого класса. Последние три недели его регу­лярно рвало у ворот школы. Кроме того, с 1 сентября он страдал час­тыми позывами в туалет и мог надолго застревать там перед выходом в школу. Врач не нашел у него никаких биологических оснований для этих симптомов и направил к невропатологу, а тот — в психологичес­кую консультацию (испробованные средства решения проблемы).

Рвота у мальчика возникает только в школе и только в присут­ствии мамы. В выходные дни и когда он не учился из-за того, что ходил к врачу, рвоты не было (исключение из проблемной ситуации).

Вася является единственным ребенком. Родители развелись около трех лет назад, и мама с сыном проживают одни в двухкомнатной квар­тире. Мама — один из директоров коммерческой фирмы и много рабо­тает. По утрам она отвозит Васю на машине в школу. Оттуда его заби­рает бабушка, а вечером мама по пути с работы привозит сына домой.

Структура семьи

На рисунке семьи Вася изображает себя между мамой и бабуш­кой. Дедушка находится на краю группы, рядом с мамой Васи. Отец на рисунке отсутствует.

Взаимодействие членов семьи

У мамы довольно близкие отношения с сыном. Они спят в одной комнате, иногда даже в одной кровати. Мама очень беспокоится о его здоровье. Особенно ее тревожат проблемы, связанные с желуд­ком. В четырехлетнем возрасте Вася болел дизентерией и чуть не по­гиб. После этого он не ходил в детсад (где заразился) и сидел дома с мамой и бабушкой. Поэтому симптом рвоты вызывает у мамы осо­бенно сильную реакцию. Вася несколько упрямый, медлительный и болезненно относящийся ко всяким переменам мальчик. Например, когда мама говорит о возможном переезде на новую квартиру, он спра­шивает ее: «А мы возьмем туда наш дом и наши стены?». Он сильно ревнует маму к ее друзьям. На приеме у психолога Вася держит себя довольно уверенно и самостоятельно.

Мама говорит, что Вася пошел в школу подготовленным, умел читать и писать. Учительница хорошо о нем отзывается, и в общении с одноклассниками у него особых проблем нет. Тем не менее в школу он пошел с явной неохотой.

Мама борется с его медлительностью, пытается приучить к боль­шей самостоятельности. «Я не хочу, чтобы он был таким же захребет­ником и альфонсом, как мой муж, и жил за чужой счет». (Отношение к проблемам сына является аналогией проблем с бывшим мужем.) На понукания мамы Вася отвечает еще большей задержкой в туалете пе­ред выходом в школу. На уроки хронически опаздывает.

События накануне возникновения симптома

В день, предшествующий появлению рвоты, учительница отчиты­вала другого мальчика за опоздание на урок (возможная модель взаимо­действия с мамой). Вася очень сильно переживал и рассказал об этом маме. Он вообще относится ко всему очень ответственно и старается делать все как следует. Однако на следующий день он особенно долго оставался в туалете, и мама привезла его в школу уже ко второму уроку.

Перед входом в школу его сильно вырвало, что очень напугало маму. Она сразу отвезла его к бабушке. Та уложила Васю в постель, позволила смотреть мультики и всячески старалась поднять ему на­строение. Сочетание повышенной тревоги и заботы мамы и бабушки подкрепили симптоматическое поведение, и с этого дня у Васи регу­лярно возникала рвота при входе в школу, образовался порочный круг с симптоматическим поведением.

С точки зрения стадий жизненного цикла семья переживает кри­зис поступления ребенка в школу. Неготовность ребенка к школе может быть связана со многими факторами: отставанием уровня ин­теллектуального развития, неразвитостью социальных навыков и др. Существует, однако, ряд причин этого кризиса, которые вытекают из особенностей семейной системы. Выход ребенка в школу ведет к уси­лению его связей с людьми и организациями вне семьи. Соответствен­но это может переживаться как увеличение эмоциональной дистан­ции между ребенком и родителями. Чтобы благополучно перейти на следующую стадию своего развития, семья должна определенным образом приспособиться к решению новых задач и изменению взаи­моотношений между ее членами.

В нашем случае проблема обострилась силовой борьбой между ма­терью и сыном вокруг его медлительности и зависимости от матери. Особую остроту этой борьбе придал негативный опыт супружеских взаимоотношений и то, что мать видела в сыне недостатки своего мужа.

Функции симптоматического поведения

Симптомы (рвота, частое сидение в туалете) являются сигналом, коммуникативным «посланием» матери, отражающим негативное вос­приятие ребенком необходимости отделения от нее и приобретения

большей самостоятельности, хотя интеллектуальные ресурсы и соци­альные навыки у него для этого имеются. Ребенок не может заявить об этом открыто, более того, он переживает из-за своих опозданий в шко­лу. Поведение Васи оказывает сильное воздействие на близких и явля­ется непроизвольной реакцией Если в качестве единицы анализа взять диаду (мать и Васю), то симптоматическое поведение может быть по­нято как средство Васиного контроля за поведением мамы. Когда его тошнит, она прекращает его торопить и оставляет дома. Если едини­цей анализа выступают три и более элемента (например, Вася, мама и их взаимоотношения или Вася, мама и бабушка), то симптомы Васи могут быть приняты как средство стабилизации семейной структуры и взаимоотношений, предшествующих поступлению ребенка в школу.

Симптомы Васи получили некоторое подкрепление благодаря ре­акции близких, однако паттерн избегания школы еще не принял ха­рактер хронического.

Терапия

Так как семья обратилась в момент острого кризиса и циркуляр­ная последовательность взаимодействия еще не стала слишком ри­гидной, то психологическая помощь семье была краткосрочной. Во-первых, психотерапевт постарался уменьшить тревогу матери и об­судил с ней обследование Васи у врача, который направил семью в психологическую консультацию. Особенно подчеркивался эффект подкрепления симптомов ее тревогой и оставлением мальчика дома.

Во-вторых, терапевт постарался создать у ребенка позитивную мо­тивацию к необходимым изменениям в его жизни. Он тщательно об­судил с Васей его удачи в школе и расспросил, какие мультфильмы ему нравятся. Далее он рассказал ему историю про маленького львенка, героя его любимых мультфильмов, который очень не любил ходить в школу, пока не подружился с другими зверями, и постепенно ему по­нравилось обсуждать с ними разные истории и читать книжки. Потом терапевт попросил Васю порисовать в другой комнате и дал маме спе­циальное задание. Маме предписывалось поговорить с Васей и ска­зать ему, что, так как он сильный мальчик, то может справиться с рво­той сам Мама хочет ему в этом помочь. Поскольку сыну придется не­легко в борьбе с этой проблемой, то она купит ему ту игрушку, которую он выберет. Далее терапевт попросил маму в следующий раз, если маль­чика вырвет, оставить сына в школе, предварительно попросив учи­тельницу контролировать ситуацию. О разговоре с учительницей Васе знать не нужно. Помощь учительницы должна способствовать прежде всего уменьшению тревоги у матери. Назначив встречу через неделю после каникул, терапевт попрощался с семьей.

Следующий прием был очень коротким. Мама доложила, что рво­та полностью прекратилась. В первый день после каникул у Васи еще были небольшие позывы, но на второй день они совершенно исчез­ли. Интересно, что в качестве «награды за совершенный подвиг» Вася выбрал мягкую игрушку — львенка. (Можно вспомнить о значении мяг­кой игрушки как символа замены близких отношений и о львенке, как его любимом герое, объекте идентификации.) Кроме исчезновения рво­ты, резко снизилось время, проводимое им в туалете.

Из этого примера видно, что, как свидетельствует системная тео­рия, симптомы людей не возникают в вакууме. Фобии родителей идут рука об руку с проблемами детей и часто служат для них закрепляю­щим фактором. Чтобы симптом вызывал у родителей крайнюю реак­цию, он должен задевать у них наиболее чувствительное место.

Итак, семейная терапия, ориентированная на ребенка, является важным средством решения его проблем. Она основана на гуманис­тическом подходе, так как устраняет не столько последствия, сколь­ко сами причины детских проблем.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.