Представленные ниже методики отражают различные подходы к "пониманию сущности семейного воспитания, воспитательного потенциала семьи, которые большинство исследователей связывают с ее психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.
Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке
Любая работа с родителями более эффективна, если она ориентирована на потребности конкретных родителей или групп семей в той или иной информации. В то же время практический психолог рискует заблудиться в многочисленных личностных проблемах родителей. Комплексные психодиагностические исследования требуют серьезного практического опыта анализа и интерпретации полученных данных и длительного времени. Сократить время на исследование, учесть потребности каждой семьи, сориентировать их на определенный возрастной подход, опыт семейного воспитания и его недостатки помогают спецпрактикумы.
Практикум по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке
Целевая установка — выяснить:
• какие имеются достижения в семейном воспитании;
• в какой помощи нуждаются родители. Алгоритм проведения:
1. Сообщение целевой установки.
2. Деление родителей-участников на микрогруппы.
3. Консультации по заполнению диагностических анкет.
4. Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков групп.
5. Ознакомление групп с итогами диагностирования. Послеигровая деятельность:
1. Составление общей диагностики системы.
2. Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования.
3. Проведение педагогических консилиумов на основании диагностики.
1. Что в характере Вашего ребенка Вас радует, вызывает удовлетворенность? Чем бы Вы могли поделиться с другими родителями? Подчеркните соответствующее:
А. 1 — хорошие способности к учению
2 — хорошая работоспособность на уроке
3 — хорошая память, внимание
Б. 4 — сильная воля, уверенность в себе
5 — дисциплинированность, вежливость, послушание
6 — умение всегда быть в хорошем настроении
7 — доброта, чуткость, внимание к людям
8 — умение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками
В. 9 — умение вести себя в обществе
10 — отсутствие мстительности, злопамятности
11 — умение трудиться, трудолюбие
12 — скромность, застенчивость
2. Что в характере Вашего ребенка Вас огорчает? В чем ему необходима помощь? В чем Вы затрудняетесь ему помочь?
A. 1 — слабые способности к учению
2 — низкая работоспособность на уроке
3 — плохая память, внимание
Б. 4 — недисциплинированность, грубость, непослушание
5 — слабая воля, неуверенность в себе
6 — неумение держать хорошее настроение
7 — озлобленность, жестокость, невнимание к людям
8 — неумение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками
B. 9 — неумение вести себя в обществе
10 — злопамятность, мстительность
11 — неумение трудиться
12 — излишняя скромность, застенчивость
Диагностическая карта родителей
Таблица 16
Номер проблемы
Ключевые
JV*
Ф.И.О.
Блок «А»
Блок «Б»
Блок «В»
проблемы
(расшифровка)
Приведенные в таблице общие данные по классу свидетельствуют о том, в чем затрудняется большинство родителей и какие проблемы испытывают их дети. На основе запросов родителей, сформулированных в виде проблем ребенка во второй части опросника, социальный педагог может планировать групповую и индивидуальную работу с семьей. У него также есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей в качестве волонтеров, оказывающих помощь другим семьям. Эти родители указали на имеющийся позитивный опыт семейного воспитания в первой части опросника.