Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Родительство и воспитание родителей



Можно выдвинуть ряд гипотез относительно сущности родитель--ства как сложного многогранного явления. Родительство можно рас­сматривать:

• биологический, социокультурный и психологический феномен;

• социальный институт, объединяющий в себе два других институ­та — отцовство и материнство;

• деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка;

• этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия ребенка и не заканчивается после смерти ребенка;

• как бытие, состояние, пребывание человека в положении роди­теля;

• объективный факт происхождения ребенка от конкретных роди­телей, удостоверенный записью о рождений в органах загса;

• субъективное ощущение человека себя родителем;

• кровное родство между родителем и ребенком;

• осознание родителями родственной связи с детьми.

На наш взгляд, вполне приемлемо выделять характеристики ро-дительства по определенным критериям:

по форме: материнство и отцовство;

по структуре семьи: родительство в полной семье с двумя родите­лями; в неполной семье с одним родителем, в материнской семье;

по степени родства: биологическое родительство (родители, вос­питывающие ребенка, являются родными для него); социальное родительство (ребенка воспитывают приемные родители); «сме­шанный» тип родительства (в этом случае приемным является только один из родителей, со вторым же ребенка связывают кров­ные узы).

Исследуя феномен родительства, мы имеем дело прежде всего с двумя разными, но взаимозависимыми явлениями — отцовством и материнством.

Традиционная модель половой дифференциации, подчеркиваю­щая «инструментальность» мужского и «экспрессивность» женского поведения, покоится в первую очередь на разделении внесемейных и внутрисемейных, а также отцовских и материнских функций.

Биосоциальный подход утверждает, что врожденные свойства формируют рамки, в которых происходит социальное научение, и влияют на то, насколько легко мужчины и женщины обучаются по­ведению, которое общество считает нормативным для их пола.

Поскольку отцовство и материнство коренятся в репродуктивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с половым ди­морфизмом. Наблюдения за взаимодействием матерей и отцов с груд­ными детьми показывают, что материнская игра — своего рода про­должение и форма ухода за ребенком. Отец и вообще мужчина пред­почитает силовые игры и действия, развивающие собственную актив­ность ребенка.

Специфика материнского и отцовского стиля отношений связана с такими предположительно врожденными чертами, как повышенная эмоциональная чувствительность, предрасположенность быстрее реа­гировать на звуки и лица у женщин; лучшее пространственное вос­приятие, хороший двигательный контроль, острота зрения и более стро­гое разделение эмоциональной и когнитивной реактивности у мужчин.

Как и другие аспекты полоролевой дифференциации, родительс­кое поведение чрезвычайно пластично. Экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожден­ными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной при­вязанности отца к ребенку. Предполагается, что чем раньше отец при­общается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь.

Понятие «материнский инстинкт» не следует воспринимать од­нозначно и буквально. Материнство эволюционирует с развитием человечества. Материнство женщины имеет меньше общего с мате­ринским инстинктом, чем любовь — с половым.

Характерно, что многие народы различают физическое и услов­ное, социальное родство применительно к матери. Так, у африканцев существует несколько разных терминов для обозначения материнства: «мать, которая родила», «мать, которая выкормила» и «мать, которая воспитала».

Проследив историю материнских установок на протяжении че­тырех столетий (XVII — XX вв.), исследователи пришли к убеждению, что материнский инстинкт — это миф. Они не обнаружили ни­какого всеобщего и необходимого поведения матери. Материнская любовь может существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от матери, от ее истории и от Истории.

Например, до конца XVIII в. материнская любовь во Франции была делом индивидуального усмотрения и, следовательно, социаль­но случайным явлением. Во второй половине XVIII в. она постепен­но становится обязательной нормативной установкой культуры. Об­щество не только увеличивает объем социальной заботы о детях, но и ставит их в центр семейной жизни, причем главная и даже исключи­тельная ответственность за них возлагается на мать.

Во второй половине XX в. явственно обнаружились тенденции, враждебные «детоцентризму». Социально-политическая эмансипа­ция и все более широкое вовлечение женщин в общественно-произ­водственную деятельность делает их семейные роли, включая мате­ринство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для некоторых из них. Современная женщина уже не может и не хо­чет быть только «верной супругой и добродетельной матерью». Ее са­моуважение имеет кроме материнства много других оснований — про­фессиональные достижения, социальная независимость, самостоя­тельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству обще­ственное положение. Некоторые традиционно материнские функции по уходу и воспитанию детей ныне берут на себя профессионалы. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения. Однако повышение социально-педагогической эффективности семьи и се­мейного воспитания возможно только в рамках успешного сочета­ния материнства с активным участием женщин в трудовой и обще­ственной деятельности. Таков трезвый реализм в понимании проблем и тенденций развития современного родительства.

О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка до пяти-семилетнего возраста единодушно сви­детельствуют как этнографические, так и исторические данные. Роль отца всюду выглядит более проблематичной.

Можно ли считать неопределенность и диффузность отцовской роли следствием того, что отцовство отражает социальное господство мужчины, или это результат того, что отцовские функции «объектив­но» менее значимые и трудно описываемые?

И. С. Кон указывает, что обозначение и фактическое содержание отцовских и материнских ролей тесно связаны как с общим половым символизмом, так и с половой стратификацией, включая дифферен­циацию супружеских ролей, — статусы матери и отца невозможно понять отдельно от статусов жены и мужа.

У человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируют от культуры к культуре. К числу элементов, от которых зависит содержание отцовской роли, по мнению иссле­дователей, относятся:

• количество жен и детей, которых имеет и за которых ответстве­нен отец;

• степень его власти над ними;

• количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой (женами) и детьми в разном возрасте, и каче­ство этих контактов;

• то, в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми;

• то, в какой мере он ответственен за непосредственное и опосре­дованное обучение детей навыкам и ценностям;

• степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми;

• сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи или общины;

• сколько ему нужно прилагать усилий для защиты или увеличе­ния ресурсов семьи или общины.

Соотношение и значимость этих факторов зависят от целого ряда условий: преобладающего вида хозяйственной деятельности, полово­го разделения труда, типа семьи и т. д.

Как отмечает И. С. Кон, при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всю­ду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, стар­шая сестра и т. п.). Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моно­гамных семьях с возрастом ребенка он увеличивается. У многих на­родов существуют строгие правила избегания, ограничивающие кон­такты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрез­вычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления не­жности. Культ мужчины всегда был культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства сплошь и рядом атрофиру­ются.

Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» — один из самых распространенных стереотипов общественного сознания второй половины XX в., причем этот стереотип является в известной степени транскультурным, он «перекидывается» с Запада на Восток, игнорируя различия социальных систем.

В частности, ученые и публицисты констатируют:

• рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;

• незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими;

• педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;

• незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять вос­питательные функции, особенно уход за маленькими детьми. Из всех перечисленных элементов стереотипной модели «ослаб­ления отцовского начала» единственной безусловной и грустной ре­альностью является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой разводов и увеличением числа одиноких матерей. Абсо­лютное число и удельный вес детей, воспитывающихся без отцов, в большинстве индустриально развитых стран неуклонно растет. По демографическим данным, без участия отцов,и отчимов воспитыва­ется не менее одной пятой всех детей.

Остальные утверждения гораздо более проблематичны. Почему же людям кажется, что отцовский вклад в воспитание снижается?

Помимо других причин сказывается ломка традиционной систе­мы половой стратификации.

В традиционной патриархальной семье отец выступает как

а) кормилец,

б) персонификация власти и высший «дисциплинатор»;

в) пример для подражания, а нередко и непосредственный настав­ник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности.

В современной городской семье эти традиционные ценности от­цовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как жен­ское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта.

Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффектив- * ности. В современных условиях положение изменилось. Как работа­ет отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемей­ных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подверга­ется критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на вне-семейных факторах, снижается.

Заметное ослабление поляризации мужских и женских, отцовс­ких и материнских ролей и образов отражается и на воспитании де­тей.

Традиционный отцовский авторитет поддерживается не столько личными качествами отца, сколько его социальным положением гла­вы семьи, тогда как фактическое распределение семейных ролей все­гда было более или менее индивидуальным и изменчивым. Сегодняш­няя культура скорее признает и закрепляет этот факт, видоизменяя традиционные социальные стереотипы, нежели создает нечто новое.

При исследовании феномена отцовства возникает множество воп­росов:

1. Чем отличается современное положение и поведение отцов от традиционного?

2. Чем отличается современный стереотип, нормативный образ от­цовства от традиционного?

3. Какова степень совпадения стереотипа отцовства и реального поведения сегодняшних отцов?

4. Является ли степень совпадения стереотипа и реального поведе­ния отцов «здесь и теперь» такой же, большей или меньшей, чем «там и прежде»?

5. Как связаны эти реальные и воображаемые различия с истори­ческой эволюцией половой стратификации и стереотипов мас­кулинности и фемининности?

6. Каковы психологические последствия предполагаемых сдвигов в характере отцовства и материнства, как они влияют на личность и психологические качества ребенка?

Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отра­жается в стереотипном образе отцовской некомпетентности. Подоб­ный стереотип также не способствует поддержанию отцовского ав­торитета. Но главное то, что мужчина оценивается при этом по тра­диционно женским критериям. Речь идет о деятельности, которой отцы никогда раньше всерьез не занимались и к которой они социально, психологически, а возможно, и биологически плохо подготовлены.

По мнению И. С. Кона, традиционное разделение отцовских и материнских функций, как и других половых ролей, не является аб­солютным биологическим императивом. Одинокие мать и отец мо­гут успешно вырастить и воспитать ребенка. Одиноких отцов и оди­ноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограни­ченная социальная жизнь, несколько более демократичный стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступле­нии в новый брак.

Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психо­логические трудности. Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у одиноких матерей, суживается круг социального общения. Если одинокие ма­тери испытывают трудности с дисциплинированием детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особен­но с дочерьми. Но хотя в обоих случаях неполная семья создает труд­ности (разного порядка), отсутствие одного из родителей не исклю­чает возможности нормального развития ребенка и какой-то компен­сации недостающего отцовского или материнского влияния.

Первые психологические и социологические исследования, убе­дительно показавшие значение отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцов­щины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без оных, исследова­тели обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» и часто не­внимательный родитель на самом деле очень важен. Во всяком слу­чае, его отсутствие весьма отрицательно сказывается на детях. Такие дети, особенно мальчики, труднее усваивают мужские половые роли и соответствующий стиль поведения, поэтому они чаще других ги­пертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, гру­бость, драчливость и т. д.

Но как ни серьезны подобные данные, они являются лишь кос­венными свидетельствами. Проблемы эти весьма сложны и часто ин­терпретируются прямо противоположным образом, особенно на уров­не глобальных теорий. С точки зрения психоанализа ослабление отцов­ской власти в семье — величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совер­шенству. «Общество без отцов» означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т. п.

С феминистской точки зрения, напротив, речь идет об утвержде­нии социального равенства полов и общей гуманизации межличнос­тных отношений.

Формирование родительства начинается в родительской семье и задолго до появления собственных детей. Проявления родительства зависят от индивидуально-типологических и личностных особенно­стей родителей, а также от социально-психологических характерис­тик родительской и формирующейся собственной семьи. Поэтому вполне правомерна постановка проблемы воспитания родителей.

Воспитание родителей — международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспи­тателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей группы риска или про­блемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних потребностей и растущих тре­бований общества к семье как социальному институту.

Анализ содержания понятия «воспитание родителей» позволяет сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребен­ка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жизни семьи, а не только с определенными методами воспитания детей и форми­рования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких роди­телей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. В таком виде воспитание родителей составляет часть социальной политики современного общества. Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспитание родителей», так как оно оз­начает накопление и освоение необходимых знаний и навыков все­ми членами семьи, а не только родителями. Объектом семейного вос­питания родителей помимо родителей могут быть дети и молодоже­ны. Следовательно, воспитание родителей — это прежде всего накоп­ление знаний и навыков выполнения родительских функций и воспитания детей.

Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семей­ной психотерапии и консультаций по вопросам семьи и брака, кото­рые являются специфическими формами работы, ориентированны­ми на личность и взаимодействия между людьми. Воспитание роди­телей — в большей степени просветительская работа, обращенная к созданию человека (Ю. Хямяляйнен, 1993).

Таблица 15

Содержание и сфера употребления термина «воспитание родителей»

В понятие «воспитание родителей» входит В понятие «воспитание родителей» не входит
Усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию Психотерапия для родителей
Приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков Консультации по вопросам брака и семьи или семейная терапия
Деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить Помощь родителям в их освобождении от комплексов собственного детства
В понятие «воспитаниеродителей» входит В понятие «воспитаниеродителей» не входит
Ориентация на поставленные задачи Критерии современных детей и молодежи
  Ориентация на рассмотрение проблем взаимоотношений между людьми

При этом под функциями воспитания детей подразумевается со­здание определенных взаимоотношений между родителями и деть­ми, а также их предпосылок, то есть определенного образа жизни се­мьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потреб­ности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Целью воспитания родителей является создание таких перспек­тив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родите­лей должно прежде всего помочь им обрести уверенность и решитель­ность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.

В разных программах воспитания родителей ставятся разные за­дачи. В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в других — на его интеллектуальном развитии, в третьих — на развитии социальной компетентности личности. Общим для всех программ по воспитанию родителей яйляется стремление расширить их самостоятельность при решении разных задач, во взаимоотноше­ниях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Задачи воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех про­блем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на по­требности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего вос­питания и социальными проблемами общества. Следовательно, не­обходимость воспитания родителей можно обосновать либо ссылкой на благополучие ребенка и семьи в целом, либо подчеркивая обще­ственную значимость данной проблемы. Воспитание родителей при условии соблюдения прав семьи на самоопределение и принципа доб­ровольности является здоровой социальной функцией.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.