Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика семейной терапии при акцентуациях характера у подростков



Семейная терапия при акцентуациях характера является ведущим методом коррекционной работы с подростками. Это связано с тем, что семья является основным источником психогенных расстройств у под­ростков в силу их большой зависимости. Блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке родителей часто приводит к тревоге, нервно-психическому напряжению. Отсутствие контроля со­циального поведения чревато не только поведенческими нарушения­ми, но и негативно сказывается на развитии подростка. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источ­ником психической травматизации. Если родители не помогают под­ростку овладевать социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Все эти факторы приводят к характе­рологическим нарушениям, которые, в свою очередь, предрасполага­ют к развитию психогенных расстройств (неврозов, психозов, аффек­тивных реакций, патологических нарушений поведения), психичес­ких заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессивных и шизо-аффективных психозов). Это тем более опасно, что в подростковом возрасте происходит интенсивное формирование характера и все его свойства обостряются, тем более если налицо акцентуация.

Акцентуации характера у подростков связаны с определенными типами семейного воспитания и взаимоотношениями подростков в семье. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою очередь, связан с характерологическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные сочетания типов семейного воспитания и акцентуации характера у подростков:

• гипопротекция и неустойчивый, конформный, гипертимный тип акцентуации;

• доминирующая гиперпротекция и психастенический, сензитив-ный, астено-невротический, гипертимный тип акцентуации;

• потворствующая гиперпротекция и лабильная, истероидная, ги-пергимная, шизоидная акцентуация;

• эмоциональное отвержение при сензитивной, лабильной и асте-но-невротической акцентуациях характера.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий считают, что нарушения се­мейных представлений приводят к усилению отклонений физичес­кого здоровья у подростков (близорукость), ухудшению их нервно-психического здоровья (патологизирующие роли родителей), разви­вают гиперпротекцию (расширение родительских чувств или пред­почтение детских качеств), эмоциональное отвержение (проекция нежелательных качеств).

Нарушение механизмов интеграции в семье, выраженное в не­развитости родительских чувств, предпочтении мужских или женс­ких качеств в ребенке, приводят соответственно к гипопротекции или эмоциональному отвержению.

Нарушение системы взаимного влияния членов семьи — воспи­тательная неуверенность родителей или страх лишиться ребенка — чревато гиперпротекцией в воспитании.

Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в восприятии чле­нами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирова­ний, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.

Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо работать со всей семьей — как с родителями, так и с подростками.

Для семейной терапии подбирается группа подростков из 5—7 человек и 10—14 родителей. Занятия проводятся раз в неделю. В груп­пе не должно быть больше одного эпилептоидного, истероидного и психопатичного подростка.

Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у подрост­ков следующие:

I этап— диагностический (включает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, личный анамнез и анамнез семьи глазами родителей, психологическую диагностику).

II этап— ликвидация семейного конфликта (заключается в уста­новлении эмоционального контакта, эмоциональном отреагирова-нии, ликвидации напряженных отношений в семье, в односторон­них встречах).

III этап— реконструктивный (включает групповое обсуждение семейных проблем, поиск приемлемых форм общения в группах под­ростков и родителей или семейной группе).

IV этап— поддерживающий (включает консультирование психо­лога с целью поддержания новых форм взаимодействия, достичь ко­торых удалось в ходе семейной терапии).

Показанием к семейной терапии являются все виды нарушений поведения (за исключением сексуальных перверсий) и аномалий ха­рактера, биология которых связана с различными типами семейной дезорганизации и неправильного воспитания.

Для установления контакта с подростками психологу следует при­держиваться позиции партнерства, серьезного отношения, доброжела­тельности, отсутствия директивное™, опоры на референтных лиц и ос­ведомленности об интересах и склонностях подростков. У родителей необходимо снимать излишние опасения, тревоги и напряженность.

При выявленных акцентуациях желательно учесть, что гипертимы, неустойчивые, конформисты, эпилептоиды и лабильные лучше реагиру­ют на тон «старшего товарища и врача»; тон «строгого родителя и педаго­га» подходит конформным и неустойчивым подросткам. Лабильные под­ростки хорошо реагируют на сочувствие, позицию «опекающего друга». Сензитивные и шизоидные подростки с трудом идут на контакт и прини­мают только позицию стороннего наблюдателя, готового прийти на по­мощь. Истероидным нужен и «потворствующий родитель», поощряющий действительно положительные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и открыто и препятствовать его стремлению доминировать над все­ми в группе. Циклоидные подростки в позитивной фазе нуждаются в стро­гом отношении, а в негативной фазе — в «опекающем друге».

Нужна определенная тактика и по отношению к родителям. С родителями, склонными к потворствующей гиперпротекции, можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При доминирующей гиперпротекции нужно действовать через лидера се­мьи. При жестоком обращении психологу следует намекнуть на то,

что ему известна истина, которую родители скрывают. В других слу­чаях терапия неэффективна.

При данном типе семейной терапии рекомендуется использовать различные методики.

Невербальные методы:

• психодиагностический рисунок («Наша группа», «Мои друзья», «Моя семья» и др.);

• психогимнастика (двигательная экспрессия, «Ладошки», «Пере­дача предмета», «Совместные действия»);

• пантомима (неосуществленные мечты, опасения, надежды, не­приятности).

Вербальные методы:

• анонимное обсуждение историй подростков;

• построение модели своего будущего с принятием или отвержени­ем прежних форм поведения;

• обсуждение тем («Знакомство», «Свободное время», «Побеги из дома», «Увлечения», «Что меня устраивает в семье, а что нет»);

• метод конструктивного спора;

• метод вербальной дискуссии.

Коррекционная работа, проводимая психологом с семьей в различ­ных формах (семейное консультирование, коррекционные родительс­кие группы и семейная терапия), сфокусирована на ребенке и основа­на на личностно-ориентированном гуманистическом подходе.

 

Контрольные вопросы

1. Какова парадигма коррекционной работы с семьей в родительс­ких группах?

2. В каких случаях используется метод семейной скульптуры?

3. Что представляет собой метод семейной генограммы?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.