Западный мир сегодня видит реальность в двух ярусах (см. рис. 2а). Верхний ярус — трансцендентный мир, в котором обитают духи и который можно постигнуть при помощи религии и мистицизма. Нижний ярус — эмпирический мир, который постигается при помощи науки и органов чувств. В двухъярусной ментальности верхний ярус практически никак не отражается на реальном мире: мы исключили его из своего понимания реальности. Большинство попыток включения теологии и психологии предполагает только Бога и человечество (павшее и освобожденное) и исключает деятельность сатаны и демонов.
Прямую противоположность строгому секуляризму Запада представляет восточный взгляд на мир. Люди Востока живут и действуют, веря, что духовные силы вторгаются в повседневную реальность. Эти люди умиротворяют своих богов жертвоприношениями и выполняют религиозные ритуалы, чтобы отвратить злых духов. Для среднего человека из третьего мира религиозная практика или суеверия более важны в повседневной жизни, чем наука.
Нам, выросшим на Западе, легко отвергнуть восточное мировоззрение на основании "успехов" западного мира. Но оба мировоззрения распространены по всему миру и ни одно не отражает библейской реальности.
Трансцендентный мир Бога и духовных сил
Религия
Исключенная середина
Эмпирический мир чувств
Наука
Рис. 2а
Между двумя ярусами находится то, что др. Пол Хайберт называет "исключенной серединой" — реальный мир духовных сил, действующих на Земле. Мы должны включить царство тьмы в наше мировоззрение, потому что в действительности никакой исключенной середины нет.
Для того чтобы проиллюстрировать, как этот обыденный двухъярусный взгляд на мир повредил мышлению многих западных христиан, позвольте рассказать вам об одной умной молодой женщине, дочери пастора, по имени Ди. У нее появились симптомы, впоследствии диагностированные как рассеянный склероз. Узнав о состоянии Ди и о том, что ее ждет при развивающейся болезни, я ощутил внутреннюю боль, которую должны были ощутить её родители. Я молился за Ди, и она не выходила у меня из памяти. Как только появилась возможность увидеться, я воспользовался ею.
— Когда вы впервые почувствовали эти симптомы? — спросил я.
— Я впервые ощутила покалывание после особых молитв, которые вознесла Господу, — ответила Ди.
—А что было особого в этих молитвах?
— Мне было жаль себя, потому что я не могла достигнуть духовного состояния моих родителей, а молилась я по тексту 2-ого Послания к Коринфянам, 12, и читала то место, где Павел говорит о жале в своем теле. Павел сказал, что сила Бога совершенна в его слабости, и я захотела, чтобы и в моей жизни была сила Бога. И я попросила Бога послать мне в тело жало.
— Вы просили Бога послать вам жало в тело? — я не мог скрыть изумления.
—Да.
— А вы знаете, чем было это жало у Павла?
— Какая-нибудь физическая болезнь?
— Точно не говорится, в чем это проявлялось, но во 2-ом Послании к Коринфянам, 12: 7, ясно сказано, что это был "ангел сатаны" — демон! Павел никогда не просил об этом. На самом деле он трижды молился, чтобы его не было. Ди, я думаю, сатана воспользовался вашим неправильным пониманием Писания и поразил вас этими симптомами. Я настоятельно рекомендую, чтобы вы отозвали свою просьбу о жале во плоти и молились о том, чтобы всякое влияние сатаны было устранено из вашей жизни.
Ди приняла мой совет, и мы молились вместе. Почти немедленно она почувствовала себя лучше. Симптомы исчезли, и она вернулась к своей обычной деятельности. Я провел ее через все процедуры освобождения, которые описаны в третьей части этой книги. Сейчас Ди свободна.
Первоначальная реакция ее отца на болезнь Ди была типична для западного христианина, который смотрит на жизнь через решетку естественных феноменов: "Я никогда не считал состояние Ди духовной проблемой". По той же самой причине многие заявляют, что выздоровление Ди является следствием отступления болезни, а не освобождения от демонской крепости.
Нас не научили тому, что духовный мир вторгается в естественный. Мы погружены в секулярное мировоззрение Запада. Большинство христиан либо вообще исключают сверхъестественное из своего мировоззрения, либо переносят его в трансцендентный ярус, где оно никак не воздействует на их жизни. Вследствие этого они не только исключают силу Бога из своей теологии и практики, но также все неудачи — даже если они вызваны демоническим влиянием — объясняют действием психологических или естественных причин.