В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более или менее подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье. Психолога-консультанта интересуют в этом смысле по крайней мере четыре аспекта:
• актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;
• их история, особенно в критических точках онтогенеза;
• межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей;
• объективно фиксируемые межличностные отношения, вернее — межличностные отношения детей и родителей глазами психолога.
Практически то же самое можно сказать и относительно межличностных отношений ребенка в детском коллективе — в Школе, детском саду, компании.
К сожалению, не все эти аспекты в одинаковой мере обеспечены методически. В опыте нашей практической работы хорошо зарекомендовали себя приведенные ниже методики:
А. Предлагаемые ребенку:
1) методика рисунка семьи и ее модификации;
2) адаптированный вариант методики Рене Жиля;
3) различные варианты методики «Незаконченные предложения»;
4) модификация оценочно-самооценочной методики;
5) детский апперцептивный тест КАТ;
6) методика «Модель личностной сферы»;
7) детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене— Антони.
Б. Предлагаемые родителям:
8) опросник стиля родительского поведения (Эйдемиллер);
9) анамнестический опросник;
10) родительское сочинение «История жизни моего ребенка»;
11) опросник родительских отношений Варги—Столина.
В. Предлагаемые поочередно детям и родителям:
12) самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от самооценки, полученной от самого ребенка, и наоборот;
13) опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской[15].
Г. Предлагаемые диаде «ребенок—родитель»:
14) варианты методики, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.
Д. Одинаково пригодные для детей и взрослых:
15) цветовой тест отношений Эткинда.
Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье и коллективе, применяемые и в практике возрастно-психологического консультирования [см., напр.: 14; 168; 173]. Рассмотрим некоторые из методик на диагностику межличных отношений ребенка в семье.
Адаптированный вариант детской методики для изучения межличностных отношений Рене Жиля
Это визуально-вербальная проективная методика, состоящая из рисунков и текстовых заданий. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации испытуемых с персонажами на картинках. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола, или на прогулке за городом, группа играющих детей, слушающих взрослого или ссорящихся.
Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Например: «С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя?». Или: «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?».
Всего методика содержит 42 вопроса. При обследовании по методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях. Эта простота и легкость ответа делает методику пригодной для детей от старшего дошкольного до подросткового возраста. Особенности методики дают возможность относительно большой ее формализации. Помимо качественной оценки результатов детская проективная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика измеряет 12 параметров, которые можно условно разделить на две большие группы переменных.
А. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
1) отношение к матери; 2) отношение к отцу; 3) отношение к матера и отцу в целом как к родителям; 4) отношение к братьям и сестрам; 5) отношение к бабушке и дедушке; 6) отношение к другу; 7) отношение к учителю (воспитателю).
Б. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях'.
8) степень любознательности; 9) степень стремления к доминированию; 10) степень стремления к общению с детьми в больших группах; 11) степень отгороженности от других, стремления к уединению; 12) социальная адекватность поведения.
Эти переменные представлены на специальном регистрационном листе. Суммирование баллов по каждому параметру производится исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр (от 4 до 12).
Процедура проведения обследования по методике Рене Жиля возможна в двух основных вариантах:
1. Для школьников, начиная с 2—3-го класса, т.е. уже хорошо читающих, возможно самостоятельное выполнение методики после общей инструкции. В этом случае необходимо иметь много расходуемого материала и время для переноса результатов на бланк регистрации результатов.
2. Для дошкольников и самых младших школьников вопросы методики необходимо читать вслух, давая необходимые вербальные разъяснения. В этом случае ответ ребенка может быть чисто вербальным или в виде указания, т. е. без расходования материала методики. Возможно заполнение экспериментатором листа регистрации результатов одновременно с ответами ребенка. Для этого используются специальные трафареты — уменьшенные схематизированные копии заданий методики, в которых каждый вариант ответа зашифрован цифрами, на которые опирается диагност при расшифровке данных по отдельным переменным.
Общие требования к процедуре опроса на примере опроса детей старшего дошкольного возраста:
1. Опрос следует проводить без посторонних лиц, особенно родителей.
2. Вопросы задаются в устной форме. В случае затруднения желательны разъяснения, образные примеры. Следует стараться получить любой ответ.
3. Во всех случаях, когда ответ настораживает или не совсем ясен, следует продолжить расспросы, даже если это заранее не предусмотрено. В ряде случаев полученная таким образом дополнительная информация может существенно повлиять на оценку ответа.
4. До конца опроса не следует углубляться в родственные или другие отношения ребенка с называемыми им людьми, чтобы не фиксировать его внимание на некоторых лицах. Лучше выяснить это потом, причем желательно проверить полученную от ребенка информацию у родителей, ибо дети нередко слабо ориентируются в родственных отношениях.
5. Если вопрос включает в себя картинку, то следует положить ее перед ребенком, а перед собой трафарет, затем задать вопрос. Экспериментатор показывает и называет ребенку тех людей, у которых есть подписи на картинке. В протокол заносится номер (из трафарета) указываемой ребенком фигуры или стула, или комнаты, против которого записывается имя или роль (друг, мать и т.п.), названные ребенком, а также высказывания испытуемого. Такой способ обследования дает возможность многократного использования материала методики.
6. Как правило, ребенок отвечает на все вопросы за 15 — 30 мин, не проявляя заметных признаков утомления. Если же он начал отвлекаться, следует сделать перерыв, но закончить опрос лучше в тот же день.
Нами были проведены исследования валидности этой методики. Содержательная валидность индексов отношений со значимыми взрослыми и сверстниками проверялась путем их сравнения с аналогичными показателями по методикам «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений». Наиболее высокие и значимые коэффициенты корреляции были получены для отца, бабушек и дедушек и сверстников. Несколько меньше была корреляция индексов отношения к матери.
Содержательная валидность второй группы показателей — личностных качеств, проявляющихся в общении, — проверялась с помощью детского варианта теста Кеттелла. Здесь обнаружены два любопытных факта: во-первых, уточнился смысл параметра «любознательность». В обыденном сознании понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициативность». Наши исследования показали, что в тесте Рене Жиля «любознательность» операционализируется только как «близость к рассказывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрослого», «социальная адекватность поведения».
Во-вторых, уточнилось понятие «отгороженности», «стремления к уединению». Оказалось, что этот фактор коррелирует с более высоким уровнем интеллекта! Таким образом, не «любознательные» — близкие к рассказывающему что-то взрослому — дети, а как раз «уединенные», дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально развитыми и в этом смысле — более независимыми, направленными не столько на отношения «человек—человек», сколько на отношения «человек—предметный мир».