Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы игротерапии



 

Коррекционно-развивающая программа включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения психолога на каждом из этапов и по продолжительности этапа:

1) ориентировочный этап;

2) этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций;

3) конструктивно-формирующий этап;

4) обобщающе-закрепляющий этап.

На первом — ориентировочном — этапе продолжительностью в 1—2 занятия решаются следующие задачи: 1) установление эмоционально-положительного контакта с ребенком; 2) ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты и правилах поведения в ней; 3) знакомство с членами группы и установление первичных межличностных отношений. Тактика поведения психолога носит недирективный характер, ребенку предоставляется свобода, самостоятельность в пределах правил поведения, поощряется инициатива. На этом этапе используются спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры и игры, направленные на знакомство и установление отношений со сверстниками («Передай имя по кругу», «Каравай», «Ручеек» и т.д.). Для формирования чувства принадлежности к группе и идентификации с группой используются специальные приемы — посвящения в группу, значки, ритуальное приветствие и пр. Психолог широко использует технику эмпатического слушания, игровые и неигровые приемы, обеспечивающие введение правил и ограничений и их выполнение детьми.

Второй этап — объективирования трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов — имеет выраженный диагностический характер (2—3 занятия). Основными задачами психологической работы здесь являются актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со взрослыми и сверстниками (непослушания, ревности к сиблингам, агрессивности или тревоги и страха в отношениях со сверстниками и пр.), диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуаций, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия. На этом этапе тактика психолога заметно меняется: на смену недирективности приходит взвешенное сочетание директивность в направленности на актуализацию трудностей развития (постановка задач, участие в игре, планомерное развертывание сценария игры и пр.) и недирективности. Недирективность находит выражение в предоставлении ребенку свободы в выборе формы реагирования и поведения. Здесь используются такие методы, как направленные ролевые игры проективного диагностического типа («Построй свой мир», «Два дома» и др.), подвижные игры с правилами, арттерапия (проективные рисунки, сочинения, метод цветописи и др.), эмпатическое слушание, а также приемы, обеспечивающие выполнение правил поведения ребенка в группе.

Ключевое значение для игротерапии имеет третий — конструктивно-формирующий — этап, что находит отражение и в его продолжительности (10—12 занятий). Именно на этом этапе решаются основные коррекционные задачи:

формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

развитие социальной и коммуникативной компетентности ребенка;

развитие способности к осознанию себя и своих возможностей;

увеличение уровня самопринятия и самоотношения;

расширение сферы осознания чувств и переживаний как своих, так и других людей, развитие способности к эмпатии, преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма;

формирование способности к произвольной регуляции своего поведения и деятельности.

Мера директивности поведения терапевта на этом этапе еще более возрастает и распространяется на подбор игр, упражнений, тематики рисунков, распределения ролей и игровых предметов в игре и пр. Важной функцией психолога является предоставление детям обратной связи об эффективности их поведения и общения, продвижении в направлении решения коррекционных задач, поддержка и поощрение даже самых незначительных достижений. Методы и приемы включают: эмпатическое активное слушание; приемы конфронтации, резюмирования, суммирования; направленные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные игры с правилами, игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание чувств и эмоций («Азбука эмоций»), упражнения на развитие релаксации, игры на лучшее осознание своего Я, проигрывание реальных условных ситуаций, метод систематической десенсибилизации, тренинг поведенческих умений, метод социальной и статусной психотерапии, жетонный метод. На данном этапе широко используются арттерапевтические методы. Для развития произвольности общения и его компетентности используются приемы, способствующие развитию умения принимать групповые решения и координировать свои действия с действиями группы. Для решения конфликтных ситуаций используется метод разрешения конфликтных ситуаций, основанный на эмпатическом слушании, а также используются приемы «жребия» и «очередности».

Основными задачами четвертого — обобщающе-закрепляющего — этапа становятся задачи обобщения сформированных на предшествующем этапе способов деятельности и перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизнедеятельности ребенка и его отношений с другими людьми. На этом этапе широко используются техники проигрывания реальных условных ситуаций, совместной игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности детей с родителями, использования «домашних заданий». Характерной особенностью этого этапа становится широкое привлечение ближайшего социального окружения ребенка к совместной работе как в роли партнера по совместной деятельности, так и в функции ассистента психолога в организации и контроле выполнения ребенком «домашних заданий». Родители и педагоги, участвуя в реализации коррекционных заданий и предоставляя психологу обратную связь о новых возможностях и компетентности детей, сами приобретают новую компетентность в общении и сотрудничестве с ребенком, изменяя тем самым особенности социальной ситуации развития детей в сторону большей адекватности их возрастным и индивидуально-личностным особенностям. Для решения задачи формирования коммуникативной компетентности детей поощряются виды кооперативной деятельности и широко используются приемы, обеспечивающие выполнение норм, правил поведения в группе, формирование умения принимать групповые решения. Тактика поведения психолога сочетает элементы недирективности, выражающейся в предоставлении детям инициативы и самостоятельности на игровых занятиях, и директивности в организации необходимых условий для переноса нового опыта в реальную жизнь и общение детей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.