Эта проба является упрощенным вариантом известной методики РЕП. Ребенку предлагается специальный бланк, в первом столбце которого задан набор персонажей. Ребенок должен заполнить графы этого столбца, выбрав для каждого персонажа реального представителя из своих друзей, знакомых, родственников. Для некоторых персонажей допускается выбор литературного героя или даже вымышленного лица.
Имена выбранных лиц заносятся в графы второго столбца в полной или сокращенной (условной) форме. Этим обеспечивается возможность анонимного присутствия соответствующих персонажей. После того как все персонажи отождествлены с реальными лицами из окружения ребенка, ему дается следующая инструкция: «А теперь в графах третьего столбца ты должен записать отличительные черты, особенности того человека, которого ты выбрал для соответствующего персонажа, — как положительные, так и отрицательные». Возможны самые разные пояснения и уточнения — что имеются в виду под чертами характера, личностными, поведенческими особенностями, т. е. чем он отличается от других, чем он хорош, а чем он плох, и т. п.
Получаемые с помощью этой пробы данные позволяют восстановить систему межличностных отношений ребенка в ее наиболее важных компонентах: кто является позитивно и негативно наиболее значимым для ребенка в его окружении и по какой причине, т. е. что делает их значимыми для ребенка (с точки зрения самого ребенка). Одновременно методика помогает выявить, насколько сложной или простой выглядит для ребенка система его межличностных отношений, насколько полно (односторонне—многосторонне) открываются для него значимые и близкие люди, насколько богат язык его описания личностных характеристик. Конечно, как всякая качественная проба эта методика может использоваться как база для развертывания на ее основе клинической беседы с ребенком о системе его межличностных отношений.
Детский апперцептивный тест (КАТ)
Детский апперцептивный тест (КАТ) считается методом исследования личности посредством изучения динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных раздражителей». Однако среди картинок, которые предъявляют ребенку, есть такие, которые касаются проблем конкуренции и соперничества в отношениях между братьями и сестрами, отношений с родителями, отношений к родителям как супругам и пр. Именно поэтому авторы теста считают, что КАТ способен открыть динамику межличностных отношений, побудительных моментов и природу защиты от них. КАТ может быть клинически полезен в определении того, какие динамические факторы характеризуют поведение ребенка в группе, в школе, в детском саду или же дома. Стандартный набор методики КАТ содержит 10 картинок, на которых изображены различные звери в самых разных ситуациях. Десять дополнительных картинок были созданы для получения информации о детских проблемах, не затрагивавшихся в основном наборе. Кроме того, существуют варианты картинок методик КАТ и КАТ-дополнение с персонажами в виде животных и в виде схематично изображенных людей (детей и взрослых). Ситуации в этих двух вариантах наборов картинок совершенно аналогичны друг другу.
Существует подробное руководство по проведению теста. Что касается межличностных отношений ребенка, то психолог имеет возможность оценить: а) степень, в которой межличностные отношения соответствуют важнейшим мотивам личности; б) степень, в которой настоящие взаимоотношения способны приспосабливаться к новым целям; в) степень, в которой ребенок воспринимает окружение как отдельное и независимое от него самого; г) степень, в которой он может поддерживать отношения в течение длительного периода времени и проявлять терпимость к объекту, несмотря на его физические и прочие недостатки либо идущие от него беспокойства или даже враждебность.
Наиболее полное руководство по интерпретации детских рассказов по картинкам КАТ можно найти в книге [20].