Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод социальной терапии. Статусная психотерапия



Метод социальной терапии — это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками. Уже с середины дошкольного возраста потребность в социальном признании становится одной из ведущих социальных потребностей ребенка. Систематическое неудовлетворение притязаний на социальное признание становится источником формирования устойчивого комплекса личностной неполноценности, причиной возникновения таких явлений, как зависть и ложь. Объективным показателем степени удовлетворения притязаний ребенка на признание в группе сверстников является его социометрический статус, отражающий степень популярности ребенка в кругу сверстников и характер межличностных отношений. Трудности социального развития ребенка закономерно влекут за собой отклонения в развитии самосознания личности, сказываясь на становлении Я-концепции и самооценке, межличностных отношениях и общении.

Метод социальной терапии позволяет решать задачи профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии ребенка, обусловленных депривацией потребности в социальном признании. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности. Метод социальной терапии включает использование следующих приемов:

• систематическое поощрение взрослым всех без исключения, даже самых незначительных, успехов детей с депривацией притязаний на социальное признание;

• постановка перед ребенком задач, в которых он демонстрирует успех и достаточно высокие результаты. Искусство подбора таких задач состоит в том, чтобы задачи были не слишком легкими, но в то же время вполне посильными ребенку. Достижение результата должно быть социально значимо и высоко оцениваться референтной для ребенка группой;

• использование взрослым техники открытого эффективного общения, отказ от негативной оценки личности ребенка и его неуспешных действий;

• поддержка инициативы и ориентировки ребенка, направленной на исследование и установление социальных отношений и контактов;

• сопереживание, эмпатия и поддержка, оказываемая взрослым «неуспешному» ребенку, систематически испытывающему неудачи, выражение готовности прийти ему на помощь, взаимодействовать с ним. Такое «поддерживающее» поведение авторитетного взрослого выступает как модель отношения к «неудачнику» для остальных детей и образец для подражания.

Очевидно, что демонстрация социального признания успехов и достижений ребенка возможна лишь в том случае, когда ребенок успешно справляется с задачами, в противном случае похвала скорее усугубит чувство собственной неполноценности. Поэтому возможности использования метода социальной терапии в значительной степени ограничены реальным потенциалом ребенка в достижении успеха в той или иной деятельности. В силу этого метод социальной терапии нуждается в дополнении помощью в усвоении ребенком новых, более совершенных способов действий в перспективных видах деятельности, т.е. в таких видах деятельности, где успех и социальное признание наиболее вероятны. В тех же случаях когда ожидание успеха ребенка в достаточно короткие сроки представляется сомнительным, в дополнение к социальной терапии применяется метод статусной психотерапии.

Метод статусной психотерапии представляет собой модификацию метода социальной терапии [143]. Метод основан на возрастных перемещениях ребенка, позволяющих регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности. Изменение относительной успешности деятельности ребенка может быть двояким и выступать как повышение успешности или как понижение успешности по сравнению с членами группы. Первый вариант изменения успешности — возрастание успешности — приводит к повышению статуса ребенка в группе и более полной реализации его притязаний на признание. Такой вариант обеспечивается путем перемещения «непопулярного» и «непризнанного» ребенка в группу младших детей. Второй вариант относительного снижения успешности ребенка в группе и соответственно понижения его статуса может быть достигнут за счет перемещения ребенка в группу старших детей.

Прием повышения статуса детей в группе и относительной успешности их деятельности показан для «изолированных» и «пренебрегаемых» детей с неудовлетворенными притязаниями на социальное признание и сформировавшимся комплексом неполноценности. Прием понижения статуса ребенка в группе за счет относительного снижения успешности может быть рекомендован для коррекции личностного развития детей-«звезд» с эгоистической направленностью, авторитарными тенденциями и проявлениями агрессивности в поведении. В последнем случае изменение социального окружения и понижение собственного статуса объективно вынуждает ребенка изменить свое поведение в направлении все большого учета интересов и требований партнеров по коммуникации.

Основной проблемой метода статусной психотерапии, как и большинства коррекционных методов, является перенос освоенных детьми новых форм сотрудничества с партнерами младшего или старшего возраста в практику взаимоотношений со сверстниками. По мнению Т.В.Сенько, эта проблема может быть успешно решена благодаря комплексному использованию коррекционных методов социальной и статусной терапии. Достижения ребенка в социальном и личностном развитии при переходе в равную ему по возрасту группу должны быть объективированы взрослым в ясной и понятной для остальных детей форме, выделены и акцентированы. Метод социальной терапии дает возможность закрепить усвоенные ребенком новые формы общения со сверстниками и повысить социальный статус ребенка в группе.

Необходима крайняя осторожность и соблюдение определенных правил в применении метода статусной психотерапии при работе с детьми. Так, статусная психотерапия должна применяться только в тех случаях, когда другие методы коррекции оказались неэффективными; либо в случаях, требующих экстренного психологического вмешательства, когда «негативные особенности положения ребенка в группе мешают полноценному развитию его личности» [143, с. 8]. Решение о применении статусной психотерапии принимается лишь после тщательного изучения причин изоляции ребенка и причин агрессивного, эгоистического поведения ребенка в группе сверстников с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

В том случае когда метод статусной психотерапии реализуется психологом в условиях детского учреждения, возрастные перемещения должны быть согласованы с администрацией и педагогическим персоналом детских учреждений, а также с родителями детей. Необходимо и для самих детей обосновать возрастные перемещения таким образом, чтобы факт перевода ребенка из одной возрастной группы в другую, например более младшую, не выступил для ребенка источником дополнительной психологической травматизации, не стал еще одним подтверждением его личностной несостоятельности и отвержения группой сверстников. Универсальным превентивным средством в таких случаях может стать прием социальной терапии — прием присвоения ребенку особого статуса — «помощника и проводника идей Взрослого».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.