Это одна из немногих методик, позволяющих проигрывать взаимоотношения между родителем и ребенком непосредственно в условиях консультации. Ее можно использовать как для первичного знакомства с ребенком, так и для последующего сбора данных, когда уже собран анамнез и зафиксирована просьба родителя. В последнем случае психолог будет более направленно наблюдать за поведением ребенка в ходе его взаимодействия с родителем.
Материал: необходимы два листа бумаги, два карандаша, две ширмы (примерно 40х20 см), набор простых рисунков разной сложности. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста мы используем следующие схематические изображения: стул, лесенка, очки, спираль, зубчатая стена, несколько пересекающихся геометрических фигур, различные узоры, схематическое лицо человека.
Процедура: ребенок и родитель садятся за соседние столы лицом друг к другу. Перед ними лежат листы бумаги, закрытые от партнера ширмой. Листы разделены на 6—8 клеток.
Инструкция: «У каждого из вас есть лист бумаги. Он разделен на клетки. Сейчас я нарисую у одного из вас в определенной клетке несложный рисунок. Вы должны, общаясь друг с другом, задавая вопросы и получая ответы, но ничего не показывая и не рисуя в воздухе, сделать так, чтобы ваш партнер нарисовал у себя на листе бумаги совершенно такой же рисунок, какой нарисовал у вас я».
Партнеры попеременно выполняют роли рассказывающего и рисующего. Обычно проводится от 4 до 8 сеансов рисования. В некоторых случаях интересным бывает провести 1—2 сеанса в паре «ребенок—психолог», а не только в паре «родитель—ребенок». После каждого сеанса рисования участники проверяют нарисованное, могут совместно выставить рисующему оценку.
Методика направлена на выявление уровня делового и личностного общения ребенка с родителем: кто является ведущим, а кто ведомым при выполнении задания в диаде, насколько это распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогические приемы родителя по отношению к ребенку, какова реакция ребенка на них, насколько ребенок обучаем (методика может использоваться и для диагностики обучаемости, так как ребенку последовательно несколько раз демонстрируют образцы некоторого поведения, которые затем должен реализовать он сам), насколько проявляются те индивидуальные особенности ребенка, на которые указывал в ходе предварительной беседы с психологом родитель, каков уровень речевого развития ребенка, уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполнения задания, кто из них берет на себя ответственность за возможные неудачи, а кто склонен возлагать ответственность на другого и пр. Возможно использование и стандартных техник фиксации особенностей интеракции родитель—ребенок, описанных, например, Г. Т. Хоментаускасом [168].
Удачным представляется сочетание этой методики с заполнением по ее итогам «Карты профиля поведения ребенка по данным непосредственного наблюдения Причард», адаптированной В. Каганом. Карта профиля поведения предполагает заполнение «Бланка непосредственного наблюдения», в котором предлагается описать поведение ребенка по следующим характеристикам:
1) реакция на отделение от матери; 2) страх, тревога; 3) контакт с психологом; 4) уверенность в себе; 5) уровень эмоционального реагирования; 6) эмоциональный фон; 7) степень сотрудничества; 8) реакция на фрустрацию; 9) степень зависимости; 10) внимание; 11) целеустремленность; 12) уровень активности; 13) структура активности; 14) коммуникация; 15) самоутверждение; 16) враждебность, агрессивность.
В бланке методики для каждой из этих характеристик дана соответствующая шкала показателей. Эти шкалы удобно использовать в виде своеобразной ориентировочной основы для оценки поведения ребенка во время выполнения задания (лучше, когда это делает ассистент психолога). Впрочем, эти же шкалы можно использовать и по итогам всего сеанса консультации ребенка.
Несмотря на относительное богатство существующих методик диагностики межличностных отношений в семье, ощущается, если вернуться к четырем указанным выше аспектам, интересующим психолога-консультанта, недостаток, с одной стороны, более объективных методик сбора данных и анализа истории отношений ребенка и родителей в прошлом, а с другой стороны, — методик объективации актуальных отношений, управляемого проигрывания этих отношений в условиях консультации. Разработка таких методик и их внедрение в практику возрастно-психологического консультирования — дело будущего.