Ярче всего особенности эмоционального взаимодействия представлены в описаниях специфики детско-родительских отношений. Задачу типологизации детско-родительских отношений ставили перед собой многие исследователи [14; 27; 152]. Авторы используют такие понятия, как семейный климат, родительские установки, родительская позиция, эмоционально-ценностное отношение родителей, стиль родительского воспитания. Характеристики эмоциональной стороны взаимодействия привлекаются ими в качестве одного из оснований типологии для наиболее полного и целостного ее представления.
Так, описывая родительскую позицию как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, ее адекватность, гибкость, прогностичность, А. С. Спиваковская привлекает такую ее особенность, как способность родителя видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте» [152, с. 33]. Отмечаются существенные различия в способности матерей опознавать эмоциональное состояние ребенка, эмпатическом понимании матерью особенностей, потребностей, возможностей ребенка [119]. Подобная чувствительность к ребенку определяется общим эмоционально-ценностным к нему отношением, которое является основой взаимодействия родителя с ребенком, и неслучайно используется для характеристики родительских установок, стилей воспитания, типов семейного воспитания [12; 94; 182]. Адекватным родительским отношением считается эмоциональное принятие и безусловная, безоговорочная любовь [165]. Под принятием понимается признание прав ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе на родителей. «Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами» [152, с. 33]. Настоящая любовь безоговорочна. Любить ребенка безусловно — значит любить его независимо от внешности, способностей, достоинств и недостатков, красоты и уродства, независимо от того, что мы ждем от него в будущем, и от того, как он ведет себя сейчас [82].
В исследовании Е. Попцовой [119] обсуждаются причины более или менее эмоционально-теплого отношения матери к ребенку. По мнению автора, оно связано с социально-экономическим статусом, культурным уровнем, возрастом матери, опытом ее собственного воспитания в родительской семье.
А. Я. Варга [27] определяет родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение является многомерным образованием, включающим в себя интегральное принятие или отвержение ребенка, межличностную дистанцию, т. е. степень близости родителя к ребенку, форму и направленность контроля за его поведением. Обсуждая аспекты родительского отношения (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), автор считает, что эмоциональная образующая занимает ведущее положение. Здесь мы вновь встречаемся с такой характеристикой, как эмоциональное принятие. Кроме того, обсуждается способность родителя к установлению близкого эмоционального контакта. По мнению Р.Кэмпбелла, у каждого ребенка есть потребность в эмоциональном контакте со своими родителями, или «эмоциональный резервуар». «Только если резервуар полон, ребенок может быть счастлив, ему удается достичь своего наивысшего потенциала в развитии» [82, с. 34]. Близкие отношения с ребенком означают открытость друг другу, взаимный интерес к увлечениям, проблемам, переживаниям. Они порождают ощущение своей ценности для другого человека. Ребенок чувствует, что не безразличен своим родителям, что они стараются понять его, разделяют его переживания. Установление контакта достигается различными способами. Первый из них — контакт глаз — является основным средством передачи своих чувств. Любящий взгляд может разрушить все преграды взаимного непонимания, сказать о близости, единстве. Негативные чувства, отражающиеся в родительском взгляде, отдаляют, дают ощущение одиночества, отверженности.
Следующим средством выражения родительской любви является физический, или телесный, контакт. Теплое отношение к ребенку может быть выражено не только поцелуями и объятиями, но и нежными прикосновениями к руке, плечу, поглаживаниями по голове. Исследования свидетельствуют о том, что родители не в полной мере используют эти возможности выражения своих чувств, что, безусловно, сказывается на качестве эмоционального контакта.
Еще одной возможностью проявления теплого эмоционального отношения, по мнению Р. Кемпбелла, является пристальное внимание, сосредоточенность на ребенке, дающая ему подтверждение полной безоговорочной любви к нему, собственной значимости для родителей.
Самое близкое, теплое, ценностное родительское отношение характеризуется не только вниманием, чувствительностью к ребенку, но и эмпатией — способностью к сопереживанию. Настоящая близость с ребенком может быть достигнута только тогда, когда его чувства находят отклик в родительской душе, когда родитель может не только распознать состояние ребенка и понять его причину, но и в какой-то мере испытать его чувства, разделить переживания. Итак, мы видим, что для описания детско-родительских отношений используются такие характеристики эмоциональной стороны взаимодействия, как чувствительность, эмоциональное отношение, выражающееся в особенностях эмоционального контакта, эмпатия. Указания на эти и некоторые другие характеристики встречаются также при обсуждении вопросов о влиянии семейных отношений на психическое развитие ребенка. В большинстве своем авторы обсуждают особенности его личностного развития. Здесь ярче всего проявляются последствия тех или иных особенностей родительского отношения.