Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональное отношение



 

Особенности восприятия, как известно, во многом определяются отношением, чувствами, которые испытывает участник взаимодействия к своему партнеру. Этим объясняется субъективность восприятия. Детско-родительские отношения не являются в этом смысле исключением. Отношение матери к ребенку служит той призмой, через которую преломляется ее представления о его состоянии, причинах, его вызвавших. Часто негативное отношение заставляет видеть неуважение или злой умысел там, где его нет, и, наоборот, глубокая любовь и симпатия к ребенку позволяют снисходительно смотреть на его недостатки, находить оправдание его состоянию. Можно отметить и обратное влияние. Чувствительность во взаимодействии, умение вовремя увидеть и понять состояние партнера безусловно положительно сказывается на отношении к нему. Указанная способность помогает избежать множества недоразумений, порождаемых непониманием.

Отношение матери к ребенку характеризуется рядом показателей, которые могут составить второй блок. Самая общая характеристика, используемая при описании системы отношений, — это эмоциональное принятие. Она обозначает целостное отношение к индивидуальным особенностям ребенка — его мыслям и чувствам, потребностям и способностям. Безусловное принятие является признанием неповторимой индивидуальности партнера, признанием его права быть таким, какой он есть, — «быть самим собой». Степень эмоционального принятия матерью ребенка проявляется в чувствах, возникающих у нее во взаимодействии. Взаимодействие с ребенком в случае безусловного принятия вызывает целую гамму положительных чувств и переживаний. Это любовь, нежность, симпатия, гордость. Можно сказать, что общение с ребенком доставляет родителям удовольствие. В противном случае оно несет негативные переживания — злость, раздражение, досаду. По словам родителей, итогом такого взаимодействия становится усталость, опустошенность.

Чувства, испытываемые во взаимодействии, часто вырываются вовне, создавая эмоциональный фон взаимодействия. Скрытое раздражение, недовольство ребенком создают негативный эмоциональный фон, выражающийся в характерных мимических выражениях, избегающих взаимодействия позах, резких интонациях, отсутствии внимания к ответным действиям партнера, игнорировании его состояния, стремлении прервать (или сократить до минимума) само общение. Такое взаимодействие вне зависимости от достигнутого результата оставляет тягостное впечатление неудовлетворенности и разобщенности.

Взаимодействие людей, испытывающих искреннюю любовь и симпатию, окрашено в положительный эмоциональный фон. Партнеры всем своим видом демонстрируют заинтересованность, готовность понять друг друга. Неудачи и ошибки ребенка в этом случае воспринимаются родителями как непреднамеренные, не имеющие субъективной направленности и в силу этого не встречают аффективной реакции. Проблемы решаются в спокойной, конструктивной форме.

Весь же процесс взаимодействия сопровождается постоянным подтверждением позитивного отношения партнеров друг к другу, причем для этого используются как вербальные (спокойные, ласковые интонации), так и невербальные (улыбка, нежные прикосновения) средства.

Система взаимоотношений во взаимодействии включает в себя не только отношение к партнеру, но и отношение к себе. В системе детско-родительского взаимодействия это проявляется в отношении взрослого человека к себе как родителю. Проблемы, сложности в воспитании ребенка нередко порождают у родителей чувство некомпетентности. Родители, анализируя свои воспитательные воздействия, недостаточную их эффективность, приходят к выводу о том, что причиной тех или иных неурядиц явилась неспособность разрешить ситуацию, воздействовать на поведение или состояние ребенка. Возникает ощущение того, что те или иные личностные особенности ребенка, его поведенческие проявления — результат собственных ошибок в воспитании. Такие родители тяготятся чувством вины, становятся неуверенными в своих требованиях, некритичными к ребенку.

Негативное отношение родителя к себе, так же как и негативное отношение к ребенку, губительно сказывается на взаимодействии. Оно также может порождать раздражение, стремление избегать близкого контакта, самого взаимодействия.

Другими словами, негативное отношение к себе притупляет чувствительность родителя, вызывает отрицательные эмоции в ситуации взаимодействия, создавая негативный его фон. В противном случае родитель, положительно оценивающий свою родительскую роль, проявляет терпимость к ребенку, спокойную уверенность во взаимодействии с ним, удовлетворенность от общения. Отношение к себе, принятие себя в качестве родителя неизменно отражается на отношении к ребенку, преобразуя его в ту или иную сторону.

Мы видим, что характеристики, составившие первый блок — чувствительность, и второй — отношенческий блок, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, отношение к партнеру взаимодействия искажает его восприятие. Состояние партнера, его намерения могут быть оценены неадекватно из-за пристрастного отношения к нему. Под влиянием негативного отношения родитель может недооценить степень усталости ребенка, начать испытывать раздражение от его капризов, гневаться из-за его неспособности справиться со сложным заданием, часто принимая за злой умысел вызванные определенным состоянием неудачные поведенческие проявления ребенка. Так, потребность ребенка в близком взаимодействии с родителем, желание получить эмоциональную поддержку часто расценивается как намеренное стремление разрушить отношения родителя с другими людьми, помешать ему в выполнении различных дел. Неспособность ребенка самостоятельно справиться со своим состоянием, успокоиться или сконцентрироваться на выполнении задания часто воспринимается как нежелание подчиниться воле родителей, проявление строптивости, неуважительного отношения к ним. Любовное, теплое отношение к ребенку также может служить той призмой, через которую преломляется родительское восприятие самого ребенка и процесс взаимоотношения с ним. Хорошо известно, что родительская любовь мешает видеть недостатки ребенка, делает его исключительным в глазах своих родителей. В полной мере это относится и к процессу детско-родительского взаимодействия. Положительное отношение к ребенку заставляет родителей искать оправдание его поступкам, не акцентировать внимание на его негативных проявлениях, как бы не замечая их. Любящий родитель может увидеть заботу, участие, добрые намерения даже там, где их нет.

Негативные же эмоциональные проявления могут быть восприняты как оборотная сторона позитивных — агрессивность как проявление обостренного чувства справедливости, смелости и стойкости; безразличие, отсутствие сопереживания как сдержанность; истерическая направленность реакций как сверхчувствительность, ранимость.

Можно говорить и об обратном влиянии особенностей восприятия ребенка на отношение к нему. Восприятие родителем состояния ребенка может быть искажено по целому ряду причин. Кроме отражения субъективного отношения это может быть недостаточно развитая способность распознавать человеческие чувства по их проявлениям, подверженность ошибочным представлениям о характере и возможностях эмоционального реагирования детей, недоучет возрастных особенностей развития. В любом случае ошибки восприятия часто служат причиной формирования неадекватного отношения партнеров взаимодействия.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.