Первый блок характеризует особенности восприятия, чувствования родителем эмоционального состояния ребенка. Условно назовем его чувствительность. Этот блок составляют такие характеристики, как распознавание состояния партнера взаимодействия, понимание причин этого состояния и способность к сопереживанию.
Учитывая деятельностную природу восприятия, необходимо понимать, что распознавание эмоционального состояния человека — это сложнейшая задача, решение которой требует учета целой системы признаков [13; 166].
Как правило, любящие родители чутко замечают изменения состояния ребенка: видят, когда он устал, расстроен, неважно себя чувствует. Эмоциональные проявления особенно информативны в общении с маленькими детьми, для которых данный канал коммуникации долгое время остается единственным. Однако случается, что родителям недостает необходимой чуткости. Причиной этому могут служить низкая эмоциональность самого родителя, особенности его воспитания (недостаток внимания со стороны собственных родителей) и холодное отношение к ребенку. Такой родитель может или вообще не заметить состояния ребенка, или оценить его неадекватно, что является серьезной преградой к построению гармоничного взаимодействия.
Для полного понимания друг друга партнерами взаимодействия необходимо не только адекватно распознать эмоциональное состояние, но и правильно оценить возможные причины, вызвавшие его. В данном случае мы говорим скорее не об эмоциональном, а о когнитивном компоненте взаимодействия, однако считаем возможным включить его в систему анализа, так как он отражает в себе опыт эмоционального взаимодействия родителей с ребенком. Как родитель относится к эмоциональному состоянию ребенка? Считает ли он необходимым учитывать его при построении взаимодействия, пытается ли воздействовать на него? Если да, то он обязан разобраться, с чем связано это состояние, увидеть побудившие его причины. Постепенно вырабатывается способность к пониманию своего ребенка, что дает возможность оказать ему помощь и психологическую поддержку. Если же родитель игнорирует эмоциональное состояние ребенка, не считает нужным считаться с ним, у него не возникает необходимости разбираться в его причинах.
В то же время без понимания этих причин поведение ребенка кажется неадекватным, вызывает раздражение. Такому родителю часто кажется беспричинным возбужденно-радостное состояние ребенка, проявления усталости воспринимаются как излишняя капризность, молчаливо-угрюмое состояние обиженного ребенка может быть оценено как упрямство, отчаяние как дерзость.
Таким образом, неумение правильно оценить причины эмоционального состояния ребенка искажает восприятие этого состояния, снижает чувствительность родителей. Такая близкая связь двух указанных характеристик детско-родительского взаимодействия послужила основанием для объединения их в единую группу.
Следующей характеристикой, отражающей общую чувствительность участников детско-родительского взаимодействия, является способность к сопереживанию — эмпатия. Как и в предыдущих случаях, взрослый человек в данной диаде является более компетентным, так как располагает уже зрелой способностью, в то время как ребенку еще предстоит эту способность приобрести. Поэтому ведущая роль в определении характера взаимодействия долгое время остается за родителем. Но и он не всегда обнаруживает способность к сопереживанию.
Настоящее понимание эмоционального состояния ребенка достигается только в ходе преломления его чувств и переживаний через собственный эмоциональный опыт. Возможность понять и разделить чувства другого приходит только в том случае, когда эти чувства находят отклик в собственной душе. Невозможно разделить чужую радость, если сам не умеешь радоваться, чужую боль, если сам не испытывал душевной боли. Но дело не только в способности соотносить чувства другого со своим душевным состоянием, а еще и в готовности делать это. Случается, родители недооценивают глубину детских переживаний. Последние кажутся им поверхностными, не заслуживающими должного внимания, а причины, их побудившие, недостаточно серьезными. Как часто можно услышать родительское — «что ты расстроился из-за ерунды» или «нашел чем гордиться»! Но подобное рационализаторство не может помочь ребенку. Горе не становится меньше, если тебя уверяют, что не стоит горевать. Безусловно, жизненный опыт ребенка ограничен, его ждут и большие радости, и серьезные беды, но одно не вызывает сомнений — он искренен в своих переживаниях. Поэтому уважительное отношение взрослого к чувствам ребенка позволяет гармонизировать их взаимодействие, а готовность разделить его эмоциональное состояние рождает настоящую близость во взаимоотношениях.