Многие личностные особенности определяются тем, какое место в жизни родителей занимает ребенок, насколько велика заинтересованность в нем, сколько внимания ему уделяется. Губительным для детского развития является как отсутствие, так и чрезмерность заинтересованности и внимания к ребенку. Не получая достаточного внимания, ребенок испытывает беспокойство, так как не чувствует себя в безопасности. Он не может рассчитывать на то, что родитель в нужный момент придет ему на помощь, предотвратит опасность. Такая ситуация определяет характер привязанности ребенка к матери — потребности в постоянном, близком общении с ней как своего рода результат неосознанного признания ребенком той важной роли, которую выполняют близкие взрослые в его жизни [189]. Наблюдаются существенные различия в степени выраженности указанной потребности у детей. Ненадежная привязанность, постоянное стремление к близости с родителем, не находящее своего удовлетворения, приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверенности в себе. Результатом такой неуверенности может стать замкнутость ребенка, затрудняющая его общение со сверстниками, нерешительность, определяемая позицией «как бы чего не вышло». Такие дети встречаются с серьезными сложностями в конфликтной ситуации, медленнее реагируют на неожиданное разворачивание ситуации. Другими словами, в результате низкой интенсивности межличностных взаимодействий наблюдается усиление тревожности ребенка и понижение его адаптивности к новым, стрессогенным ситуациям [134]. Таким образом, можно сказать, что внимательное, заинтересованное родительское отношение придает ребенку спокойствие и уверенность, выполняя роль эмоциональной поддержки. Однако нередки случаи и чрезмерной эмоциональной концентрации на ребенке. Такие родители, не знающие меры в своем стремлении оберегать ребенка, готовности в любой момент прийти на помощь и разрешить все проблемы, реально недооценивают его способности и возможности практической деятельности. Результатом такой чрезмерной опеки становится инфантилизм и неспособность к самостоятельности, некритичное отношение к себе, также затрудняющее общение [154; 155].
Подробно обсуждается в психологической литературе вопрос влияния на детское развитие степени принятия ребенка родителями. Более всего обращает на себя внимание условность родительского принятия. Задолго до рождения ребенка у родителей складывается система ожиданий [34]. Часто реальное отношение к ребенку определяется тем, насколько он оправдывает эти ожидания. Родители стараются «подогнать» ребенка под созданный ими образец, не считаясь с его реальными индивидуальными особенностями. Несоответствие же каких-то определенных черт темперамента. характера, внешности ребенка, его личности в целом вызывает у родителя целую гамму негативных чувств—недовольство, раздражение, гнев. Чувства, испытываемые родителем в ситуации взаимодействия, являются индикатором безусловности эмоционального принятия.
Ребенок бессознательно начинает ощущать, что его любят за «что-то» и он может в любую минуту потерять эту любовь. Эта ситуация условного принятия рождает, с одной стороны, неуверенность в ценности собственного Я, низкое самоуважение, с другой стороны, постоянное стремление заслужить любовь другого человека, всеми силами удержать ее, т.е. зависимость от объекта привязанности [158]. Дети сначала стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо. Неудача заставляет их обращать на себя внимание другими доступными средствами — истерикой, грубостью, агрессией.
Существует мнение [64], что самым неблагоприятным для детского развития является не рассмотренное выше негативное отношение к ребенку, а вообще отсутствие какого бы то ни было отношения к нему. Эмоциональные контакты родителей с ребенком в этом случае уплощены, поверхностны. Безразличие родителей, эмоциональное отверженце способствует формированию у ребенка таких личностных черт, как сварливость, неспособность к настойчивости и сосредоточенности в учебе, у них нередки конфликты с родителями и школой. В то же время у детей наблюдаются пугливость, беспомощность, что затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие ребенка. Если родители уклоняются от общения со своим ребенком, эмоционально отвергают его, то он может вырасти человеком, не способным ориентироваться в социальной сфере и устанавливать многообразные отношения с окружающими людьми, прочные эмоциональные связи [92; 124]. Ребенку чрезвычайно трудно ориентироваться в чувствах других людей и их переживаниях, поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду, радость [34]. Часто формируется безразличное отношение к своему внешнему виду (особенно у девочек), халатность, неаккуратность.
Влияние детско-родительских отношений на интеллектуальное развитие ребенка определяется ролью общения со взрослым [37; 93]. Взрослый не только раскрывает ребенку содержание человеческой культуры, но и способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, направляя, поддерживая и корректируя их. Особую роль здесь играет эмоциональная составляющая взаимодействия. «Безэмоциональный характер» общения имеет своим последствием интеллектуальное отставание [34; 83; 124]. Особенно важными оказываются внимание, чувствительность к ребенку, эмоциональная поддержка. Характер взаимоотношений с родителем определяет эмоциональное состояние ребенка, через которое преломляется восприятие им окружающего мира: родителей, дома, самого себя. Если окружающий мир представляется ребенку отталкивающим, враждебным по отношению к нему, то возникает тревожность, беспокойство, угнетающее познавательную активность, коммуникативную потребность [62; 184]. Материнская «отзывчивость», определяемая как эмпатическое понимание матерью особенностей, потребностей ребенка в конкретной ситуации и адекватное им поведение, не только удовлетворяет его потребность в аффиляции и безопасности, но и является детерминантой познавательной и речевой активности [119]. Учет собственной активности ребенка и ориентация на нее во взаимодействии обеспечивает успешность развития его речи, интеллекта, самосознания. Матери, учитывающие личностные и поведенческие особенности ребенка, оказываются более эффективными в его обучении.