Как родительская чувствительность, так и отношение к ребенку определяют особенности построения взаимодействия. Внешние, поведенческие характеристики взаимодействия, с одной стороны, являются их отражением, позволяющим судить об указанных эмоциональных особенностях, а с другой — могут послужить основой для их преобразования. Характеристики эти могут быть объединены в третий блок.
Активной стороной в построении детско-родительского взаимодействия является взрослый человек — родитель. Он целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. Наблюдаются существенные различия в их содержании. В данном случае нас больше всего интересует, насколько родитель ориентируется на состояние ребенка и учитывает его. Многие родители, следуя своим воспитательным установкам, считают, что ребенок должен полностью подчиняться родительским требованиям.
Требования эти иногда ориентируют ребенка на систему социальных норм, иногда определяются собственными интересами и намерениями родителей. Предполагается, что ребенок, несмотря на собственные индивидуальные особенности или наличное состояние, должен принять родительские установки.
Часто можно видеть, как родители организуют режимные моменты жизни ребенка, исходя из соблюдения собственных интересов, собственного удобства, или разрешают конфликтную ситуацию в угоду внешней социальной оценке. Это наносит непоправимый урон эмоциональной стороне взаимодействия, исключая возможность сопереживания с ребенком, безусловное принятие его, порождая во взаимодействии негативные чувства, создавая неблагоприятный эмоциональный фон. Недоучет индивидуальных особенностей ребенка, его состояния приводит к высокой конфликтности взаимодействия, не позволяя ребенку почувствовать родительскую любовь, собственную значимость. Способность родителя ориентироваться на состояние ребенка при построении взаимодействия свидетельствует о его высокой чувствительности, способности к сопереживанию, эмоциональном принятии ребенка и, в целом, о родительской компетентности.
Ярким свидетельством эмоционального принятия ребенка является особенность контакта во взаимодействии с ним. Близкому, любовному отношению присуще стремление родителей к телесному контакту. Стремление к близости с родителем, дающее ощущение безопасности и защищенности, является одной из основополагающих потребностей ребенка. Родители в разной степени удовлетворяют ее. Для некоторых родителей это совпадает с собственной потребностью ощущать ребенка телесно, что выражается в частых любовных прикосновениях, поглаживаниях. Ребенок в этом случае получает возможность в полной мере ощутить родительскую любовь, приобретает спокойствие и уверенность. В некоторых случаях родители избегают телесного контакта с ребенком, часто аргументируя это воспитательскими установками — «нельзя баловать ребенка», «нельзя приучать его к рукам» в целях воспитания у него волевых качеств. На самом деле отсутствие потребности в телесном контакте с ребенком свидетельствует о низком эмоциональном принятии его.
Уровень эмоционального принятия во многом определяет характер реагирования на ошибки и неудачи ребенка. Любящий родитель ощущает сопричастность делам, проблемам своего ребенка. Его неудачи рождают желание помочь, поддержать, вселить уверенность в свои силы. Помощь эта может быть не только содержательной, когда родитель предлагает способ решения той или иной проблемы. Главное — показать ребенку, что он не одинок в ее решении, что ошибочное решение не лишит его родительской любви и рано или поздно его обязательно ждет успех, другими словами, оказать ему эмоциональную поддержку. Многие родители успешно используют такой вид помощи ребенку просто своим присутствием и подтверждением любви и веры в его возможности.
Использование такого канала эмоционального взаимодействия чрезвычайно сближает детей со своими родителями, создает возможность сохранения близких отношений в подростничестве и юношестве. В то же время в ситуации, когда ребенок не имеет возможности ощутить эмоциональную поддержку родителей, у него рождается ощущение отверженности, ненужности, а со временем родитель перестает восприниматься им как человек, способный помочь в решении трудной проблемы. Отсутствие эмоциональной поддержки постепенно притупляет потребность ребенка в эмоционально-личностном общении с родителями, что определяет его позицию как члена семейного коллектива — постепенное удаление от него.
В качестве интегративной характеристики особенностей эмоционального взаимодействия родителей с ребенком является их способность воздействовать на его эмоциональное состояние. Долгое время родитель продолжает направлять, организовывать жизнь ребенка, выполняя планирующе-регулирующую функцию. Важной сферой родительского воздействия является эмоциональное состояние ребенка. Часто он не может самостоятельно справиться с ним — регуляторные возможности ребенка очень несовершенны. Родитель успокаивает его, помогает снять аффективные проявления, «заражает» своей радостью, уверенностью. Успешность выполнения этой терапевтической функции зависит практически от всех вышеназванных особенностей эмоциональной стороны взаимодействия — от своевременности распознавания состояния ребенка; понимания причин этого состояния (если возникнет необходимость их устранения); степени сочувствия, сопереживания ребенку; желания родителей помочь ему; ориентации на близкий телесный контакт. Неадекватные действия родителя могут усугубить эмоциональное состояние ребенка, и тогда из помощника он превращается лишь в носителя требований, с которым связана угроза наказания. Это, в свою очередь, ведет к нарушению эмоциональных связей и искажению системы детско-родительского взаимодействия в целом.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что проведенный анализ особенностей эмоциональной стороны взаимодействия позволил нам не только выделить перечень характеристик, используемых различными авторами в ходе ее описания, но и сгруппировать их, объединив те из них, которые являются показателями одних и тех же структурных компонентов взаимодействия. Образовавшиеся три группы явились показателями воспринимающей части взаимодействия (чувствительность), отношения к партнеру взаимодействия, внешних поведенческих особенностей взаимодействия. Это позволило нам обозначить первый блок— чувствительность. В его состав вошли такие характеристики, как способность распознавать эмоциональное состояние партнера, понимание причин этого состояния и эмпатия как способность к сопереживанию. Во второй блок вошли такие характеристики, как эмоциональное принятие, чувства, возникающие во взаимодействии, эмоциональный фон взаимодействия и отношение к себе со стороны родителя. Третий блок составили ориентация родителя на состояние ребенка при построении детско-родительского взаимодействия, стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки и способность родителя воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.