Уэлч создал новую систему мышления в GE, доведя до сведения всех, что высокомерию и самодовольству нет места. Он сделал обучение внутренним институтом компании. В течение многих лет GE изучала деятельность различных компаний, включая IBM, Ford и Hewlett-Packard.
Создайте неформальную атмосферу на работе.Уэлч однажды сказал, что ненаписанная глава истории GE состоит в том, что GE — неформальное место. Он снял галстук и отказался от традиционной напыщенности компаний. Когда журнал Time прислал к Уэлчу своего фотографа, он отказался надевать пиджак. «Я не хочу выглядеть надутым»,— прокомментировал Уэлч.
Обозначьте новый важный этап.Уэлч знал, что новая большая сделка или приобретение (покупка прав на трансляцию Олимпийских игр до 2008 года за 2,3 миллиарда долларов) может вдохновить всю компанию и создать небывалые возможности. Подумайте, какую значимую цель в своей области деятельности вы можете поставить, и мобилизуйте ресурсы на ее выполнение.
Отмечайте лучшие идеи.Уэлч говорил, что одна из сильнейших сторон компании — это возможность отмечать лучшие идеи. Один из его менеджеров изобрел лучшую «мышеловку» (так называемую матрицу Троттера). Заряжайте людей энергией, обеспечивая вознаграждение тем, кто выдвигает новые идеи.
Ставьте крупные цели.Уэлч понимал, что ключ к достижению высоких целей — мыслить масштабно. Если вы находитесь на отметке 5, цельтесь на 12, а не на 5,8. Бывший председатель GE говорил, что знаки после запятой — это тоска. Он никогда не увольнял людей, пытавшихся достичь высоких целей, но не преуспевших в этом.
Выдвигайте вдохновляющие планы.Не бойтесь выдвигать вдохновляющий план, вовлекающий все большее число менеджеров. Но будьте уверены в том, что вы вознаградите всех, кто вносит конкретный вклад, необходимый организации для достижения успеха.
Глава 3
ЛИДЕР 4Е ОБЛАДАЕТ ВОЛЕЙ К ПОБЕДЕ
Человек с волей к победе наделен духом соперничества. Он уверен в успехе. Он знает, когда дать зеленый или красный свет проекту по приобретению. Он не замирает в нерешительности при виде противоречий.
Уэлч любил говорить о спорте и бизнесе, и он мог почти всегда провести аналогии между ними, применяя их к той или иной деловой ситуации. Эти аналогии весьма показательны, когда речь заходит о третьем Е: воле к победе.
«Рынок награждает вас, как награждают чемпионов США по американскому футболу или олимпийских золотых медалистов,— однажды заметил Уэлч. — Я знал таких спортсменов, они были у меня в подчинении. Вы можете выставить свою команду против моей? Вы гордитесь каждым своим подчиненным? Если нет, вы не выиграете».
Для Уэлча занятие бизнесом было сродни умению побеждать: умение побеждать на рынке, умение побеждать клиента, умение побеждать в новых видах бизнеса, умение побеждать в приобретении новых акционеров. Эдикты № 1, № 2 Уэлча, несомненно, иллюстрируют его соревновательный дух. Когда он заключил контракт на 4 миллиона долларов на написание второй книги по менеджменту, он назвал ее просто Winning— «Умение побеждать». Но подход Уэлча к умению побеждать был далеко не простым. Он знал, что путь к победе — извилист. Он понимал, что минимальное управление дает максимальный эффект, что ключ к успеху — производить больше меньшими силами. И он, понимая, что управляет многими видами бизнеса, навязывал единое видение самообучающейся организации «без границ».
Необходимо поддерживать сложный баланс: справляться со сложностями и противоречиями, сохраняя ясность видения и волю к победе. Уэлч осознавал это и преуспел в этом больше других.
«МЭР АМЕРИКИ» ДЕМОНСТРИРУЕТ ВОЛЮ К ПОБЕДЕ
Политическим лидером, в изобилии наделенным волей к победе, был Рудольф Джулиани (одновременно являющийся поклонником Уэлча); это качество он продемонстрировал 11 сентября 2001 года, в трагический день атаки террористов на Нью-Йорк. Джулиани оставалось лишь несколько месяцев до пенсии, так что он мог бы спрятаться и отдавать команды издалека.
Напротив, он поспевал всюду (чаще всего бывал на Ground zero, «нулевой отметке», где тогда еще стояли обломки башен-близнецов Всемирного торгового центра), помогая, направляя, возглавляя. Даже самые его жесткие критики в тот день аплодировали Джулиани. Но чего они, возможно, не знали, так это того, как он готовил себя к лидерству.
Джулиани убеждал других «беспрестанно готовиться» к лидерству. Он говорил, что рано научился никогда «не предполагать плохих вещей», и неуклонно следовал своему принципу. Например, перед выборами на пост мэра он был озабочен тем, что придет на эту работу не вполне подготовленным. Поэтому Джулиани часто обращался к учебному пособию «Как быть мэром», принимал участие в серии семинаров, предназначенных помочь ему научиться тем аспектам работы мэра, которые он не знал досконально.
Эти занятия, как Джулиани писал позднее, не только дали ему необходимые знания, но и позволили обдумать свои действия в различных ситуациях. Он доказывал, что лидеры должны все свое время уделять принятию оптимальных решений, но они также должны начинать взвешивать альтернативы уже сейчас, а не за несколько дней до того, как применить их.
Возможно, к Джулиани применимо определение Друкера «естественный» лидер, но он ничего не принимал как данное и не уповал на волю случая. Он готовился к лидерству неустанно и был очень требователен к себе. Все эти качества слились воедино на благо Нью-Йорка и всей нации в день, когда это оказалось более всего необходимо. Сохранять волю к победе перед лицом парадокса
Многие ранние шаги Уэлча подтвердили то, что он подозревал с самого начала: преобразование компании потребует принятия многих мер, векторы которых будут направлены в противоположные стороны. Почти сразу он был вынужден отдать приказ разрушать устоявшиеся системы для того, чтобы построить новые. Ему пришлось найти способ «долгосрочного управления при сохранении краткосрочной перспективы». Уэлч выполнил великую работу, балансируя между долгосрочными и краткосрочными целями, что и стало одной из причин его блестящего успеха.
Аналогично он поступил, решительно снижая затраты. В первые пять лет, возглавляя GE, Уэлч сократил каждого четвертого работника (118 тысяч человек, включая 37 тысяч сотрудников распроданных предприятий).
Но были и уравновешивающие шаги. Уэлч, внося жесткие коррективы в состав и численность персонала, тратил миллионы на «непроизводственные» вложения. Он обновил корпоративный университет в Кротонвилле, построил фитнес-центр, гостиницу и конференц-зал для головного офиса в Фэрфилде.
Понятно, что работники компании и вне ее выступали против такой политики. Как Уэлч мог оправдать трату миллионов (75 миллионов долларов, если быть точным) на Кротонвилль и головной офис в Фэрфилде, если он сократил так много рабочих мест. Уэлч знал и понимал эти протесты, но остановить его было нельзя.
Это был простой парадокс бизнеса. Вы должны сократиться в размере, чтобы вырасти; вы должны что-то отдавать, чтобы получить нечто другое. Сокращая рабочие места и закрывая неэффективные предприятия (это были крутые меры для тех, кого они непосредственно затрагивали), он создавал средства для поддержания тех частей компании, которые станут движущей силой ее обновления. Если GE не сможет привлекать, обучать и сохранять «игроков А» (так Уэлч называл наиболее эффективных работников), то падение компании продолжится и она навсегда потеряет конкурентоспособность на рынке.
Многие не сразу пришли к пониманию логики действий Уэлча, но в конце концов это все же произошло. Как и ранее, результат оказался неоспоримым. К концу 1980-х годов все ключевые показатели производительности подтверждали значительный рост: величина прибыли, оборот материально-производственных запасов и т. д. Управляя разнонаправленными векторами внутри организации (которая к этому времени набрала силу) и отстаивая свое видение, Уэлч продемонстрировал, что он является лидером, наделенным волей к победе, — тем, кто не избегает жестких решений. Он и его команда консультантов свели это к общей формуле:
Парадокс - это способ жизни. Вы должны действовать одновременно и слаженно, как одна компания, и индивидуально, как несколько компаний одновременно. Для нас лидерство означает вести за собой и самим следовать за лучшими, производя больше продукции с меньшими затратами.