Один лидер делового сообщества постоянно демонстрировал свою энергию и страсть. Это был напористый основатель авиакомпании Southwest Airlines Херб Келлехер. В период, когда большинство его крупных конкурентов несли многомиллиардные убытки, компания Келлехера демонстрировала устойчивый рост и доходность в течение многих лет, получала награды за обслуживание клиентов. В чем был секрет?
Как и Уэлч, Келлехер пересмотрел устав менеджмента. Помимо других критериев, в кандидатах он ценил страсть, тем самым создавая уникальную сервисную организацию, которая славилась хорошим обслуживанием и чувством юмора. Он пояснил: «Если у вас не чешутся руки от того, что вы делаете, то зачем вы и ваши коллеги тратите на это время? Значит, вы не можете заставить их голову, сердце и душу работать по полной программе».
Келлехер отдавал предпочтение страстным натурам, он утверждал, что организация должна позволять людям быть собой на работе, и тогда можно добиться еще большего. Компания, он писал, должна «отмечать достижения своего персонала часто и спонтанно». Традиции празднования важных событий в жизни работников Southwest Airlines вошли в анналы. Помолвки, дни рождения, свадьбы и другие счастливые моменты жизни, а также выражения соболезнования при смерти близких и катастрофах вошли в повседневную практику компании, чего практически не бывает в крупных корпорациях.
В чем была суть? Действия Келлехера придали энергии организации. Он высоко оценивал неформальное общение. Он убеждал своих менеджеров: опирайтесь не только на доводы рассудка, но и на чувства. Он подчеркивал, что важно не название должности, а лидерские качества. Келлехер был убежден, что двумя наиболее важными составляющими организации являются ее работники и ее клиенты, именно в такой последовательности. «Работники это ваши первые клиенты», — говорил Келлехер. Если компании удается привлечь и вдохновить своих работников, они становятся более толерантными и открытыми как по отношению друг к другу, так и к клиентам.
Более чем за 10 лет до того, как эти слова были написаны, Уэлч разработал Work-Out™, выдающуюся инициативу, которая навсегда изменила культуру GE. Work-Out представляет собой собрание в холле городской ратуши, которое Уэлч организовал, чтобы сотрудники компании могли высказаться. Для успешного проведения типичной встречи (Уэлч сначала подготовил свободную программу с тем расчетом, чтобы присутствующие не чувствовали себя скованно) были необходимы два условия:
1. Участники должны быть достаточно смелыми, чтобы сказать своему руководству в лицо, что необходимо сделать для улучшения бизнеса;
2. Начальники должны уметь сказать «да» или «нет» там и в тот же момент (или в редких случаях: «Мы вернемся к этому позже, когда у меня будет больше информации»).
Такие встречи перевернули иерархию. Почему? Потому что на таких встречах именно люди, стоящие на нижних ступенях организационной структуры, говорили начальству о том, как улучшить положение вещей. До этого мало кому из рабочих GE предоставлялась настоящая трибуна для выступлений. Поэтому Work-Out стала плодотворной программой. Она сыграла важную роль — тарана последующих преобразований.
Уэлч также понимал, что, когда речь заходит об энергии, все не заканчивается воодушевление отдельного человека. Задача организации — высвобождать энергию каждого и объединять в общий заряд для достижения целей всей компании. Что толку в энергии отдельного человека, если она растрачивается на преодоление бюрократических препон и канцелярских проволочек.
Уэлч знал об этом давно и, используя различные методы, решил разрушить бюрократические лабиринты GE. Его конечной целью была организация без бюрократии, в которой идеи распространялись бы беспрепятственно. Позднее он охарактеризовал свой идеал (с точки зрения лидерства) как организацию «без границ».
«Без границ» — не вполне очная формулировка, но Уэлч придумал ее для описания открытой, искренней организации, где нет места бюрократии и подковерным интригам, — концепция менеджмента, которая в первую очередь возникает теперь в памяти при упоминании имени прежнего СЕО GE. Информация внутри свободного предприятия распространяется свободно. Все происходит в атмосфере искренности, обмен идеями и проведение производственных совещаний, просто все следует делать в этом стиле.
Другие специалисты в области менеджмента соглашаются с Уэлчем и подписываются под принципами инициативы Work-Out и концепцией компании «без границ». Вновь цитируем Джима Коллинза: «Стоять во главе процесса перехода от хорошего к великому — значит проявлять скромность в осознании того факта, что вы еще не понимаете в достаточной степени ответов и вопросов, которые приведут к самой плодотворной находке». Хотя Коллинз не писал конкретно о Work-Out, но его суждение, безусловно, отражает дух этой концепции.
Коллинз также согласился с постулатом Уэлча о том, что надо «смотреть реальности в лицо», который было бы правильно назвать первым законом бизнеса по Уэлчу. Коллинз пишет: «...лидерство — это создание рабочей обстановки, где говорят и выслушивают правду и смотрят в лицо суровой реальности».
Не будет искренности, «беспощадных фактов» — нечего думать о свободе.
«ЛИДЕР 4Е СТРЕМИТСЯ СОЗДАТЬ КОМПАНИЮ «БЕЗ ГРАНИЦ»
Все, что возводит стены между департаментами, между компанией и клиентом, должно быть разрушено. Бюрократия должна исчезнуть. Шумы в системе должны быть снижены. Это цикличный процесс, который длится месяца и годы, но не дни и недели. В данном случае может помочь проведению мероприятий в формате Work-Out или аналогичных сессий, направленных на формирование доверия. Но эти действия должны быть частью более крупных мер по искоренению «энергетических дыр» в компании.