Некоторые книги о лидерстве указывают на нечто, что часто называют «харизмой», как на необходимое качество великого лидера. Но когда Уэлч говорит о значении страсти, как компоненте эффективного лидерства, он имеет в виду понятие, разительно отличное от харизмы. Действительно, харизма (которую мы в данном случае определяем как персональный магнетизм) имеет мало общего с эффективным лидерством. Питер Друкер указывал на это во многих своих трудах.
Джон Ф. Кеннеди был одним из самых харизматичных президентов недавней истории, отмечает Друкер, которому тем не менее не многое удалось довести до конца. Наоборот: у Дуайта Д. Эйзенхауэра и Гарри Трумэна была харизма «дохлой макрели», но они были чрезвычайно эффективными лидерами.
Страсть, говорит Уэлч, это «не громкость или яркость. Это нечто такое, что поднимается из глубины». И хотя источники страсти заключены внутри души, внешние условия труда, в которых оказывается работник, могут быть благоприятными или разрушительными для проявления такого рода страсти. Самые лучшие организации, утверждает Уэлч, разжигают и оберегают истинную страсть.
В компании какого типа оберегают такую страсть? В компаниях, где приветствуются честный, открытый диалог и искренние отношения и соответственно отрицаются автократическое поведение, подковерная борьба и другие поступки, препятствующие эффективной коммуникации.
Страсть — это горючее. В этом смысле она может быть использована и во вред. При отсутствии должного руководства люди могут все душевные силы направить не в том направлении. Например, они могут стремиться оказаться в центре внимания, поставить свои цели выше целей организации, создавать свои «вотчины» и т. д. Такое поведение деструктивно, так как оно работает против открытой и искренней организационной культуры.
ЛИДЕР 4Е НАНИМАЕТ НА РАБОТУ СТРАСТНЫЕ НАТУРЫ
Страсти нельзя научить или научиться. Самый лучший способ создать страстную команду — принимать но работу людей, которые разделяют ваше воодушевление делом. На собеседовании задайте кандидатам вопросы, которые помогут вам определить их ценности, приоритеты и т. д. Бы ищете редкое сочетание в людях: «гореть» на работе и одновременно достичь своих целей и получить вознаграждения во имя блага организации.
Упрощайте организацию
Заполучить высокоэнергичных людей в компанию — только первый шаг, простой «организационный момент» в списке ваших дел. Следующая, более крупная задача заключается в создании организации, которая конвертирует энергию в результаты. С самого начала своей работы в GE Уэлч наметил вехи упрощения организационной структуры. Отчего? Потому что, изучив структуру GE, он в начале 1980-х годов увидел сложную, неповоротливую и запутанную организацию, где было слишком много уровней менеджмента, должностей и вообще слишком много всего. На его взгляд, в этом не было необходимости: 25 тысяч менеджеров, более 130 вице-президентов. Специалистов по стратегическому планированию в GE было больше, чем может когда-либо понадобиться любой компании.
Быстро и решительно, шокировав многих коллег, Уэлч избавился от лишних уровней менеджмента. Он уволил специалистов по стратегическому планированию и вернул разработку стратегического развития каждого подразделения в руки людей, возглавлявших эти компании.
Позднее Уэлч запустил свою ныне легендарную инициативу Work-Out™, направленную на получение идей от каждого работника компании (и, конечно, заставил менеджмент оценивать и внедрять эти идеи). Уэлч ставил перед собой три ключевые задачи: сделать организацию более продуктивной, повысить уровень ответственности и уверенности в компании и снизить уровень бюрократии.
Мы уже ввели понятие бюрократии. Уэлч считает ее бездонной дырой, куда утекает энергия организации. Бюрократия убивает страсть и (как отметил Питер Друкер) крадет энергию, предназначенную для выполнения важнейших текущих задач. «Чем выше положение исполнителя, тем большая часть его времени находится вне его контроля и не расходуется на создание стоимости. Чем больше организация, тем больше времени уходит на поддержание механизма в рабочем состоянии, чем на то, чтобы сделать его функциональным или производительным».
Друкер выявил одну из самых опасных ловушек менеджмента. Во многих компаниях старшие менеджеры тратят свое основное время на простой контроль за «движением поездов по расписанию». Конечно, все должно быть наоборот. Чем выше работник стоит на служебной лестнице в крупной организации, тем больше времени он должен иметь для разработки новых идей. Но в организациях, попавших в бюрократические путы, старшие менеджеры тратят больше времени на увольнения или просто пытаются продвинуть организацию чуть-чуть вперед. Это губит страсть и продуктивность.