Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Корпоративные нормы, их особенности и значение



Неотъемлемой частью системы нормативного регулирования обще­ственных отношений выступают корпоративные нормы (нормы обще­ственных организаций). Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальной воли отдельных членов различных общественных орга­низаций, их слияния.

Нормы общественных организаций являются одним из видов соци­альных норм. Для выявления их соотношения и специфики первосте­пенное значение имеет классификация, критерием которой в данном случае служат вид регулируемых общественных отношений и форма обеспечения их реализации. Общепризнанным является подразделе­ние норм общественных организаций на правовые и неправовые.

В целях организации своей деятельности, успешного решения внут­ренних задач общественные организации создают корпоративные нор­мы, являющиеся нормами общественных организаций в буквальном смысле. Особенность этих норм состоит в том, что их действие ограни-

Раздел II. Общество и государство

чено пределами той или иной общественной организации и вследствие этого носит локальный характер.

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) — это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положени­ях, решениях общественных организаций для реализации и достиже­ния целей их функционирования.

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной общественной организации, компетенцию орга­нов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами обще­ственного воздействия).

Нормы общественных организаций правового характера могут со­держаться в совместных актах государственных органов и обществен­ных организаций, но приобретают при этом в большей степени значе­ние правового акта, так как исходят главным образом от государства. Все общественные организации могут принимать участие в правотвор­честве, однако осуществляют эту функцию в различных формах и в разном объеме. Формально-юридически право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами кооперации. В этой связи в юридической литературе предлага­ется разработать и принять законодательный акт, в который следует включить вопросы правотворческой компетенции отдельных видов общественных организаций (А. А. Соколова).

Механизм действия норм общественных организаций сходен с пра­вовым. Они имеют политическое содержание, обеспечиваются при по­мощи организационных мер и санкций и т. д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государ­ственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере действия, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространя­ют свое влияние за пределы правового регулирования.

Таким образом, общие черты норм права и норм общественных орга­низаций следующие: они содержат четкие, ярко выраженные правила по­ведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними — в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы общественных организаций принимаются самими организаци­ями и ими же, т. е. силой общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный при­оритет норм права, признаваемый в нормах общественных организаций.

Глава 11. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений 273

§ 4. Соотношение норм права и обычаев

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи — такие правила поведения, которые складываются в определенной об­щественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их мно­гократного повторения становятся привычными для них. Они не­сколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но все же не являются нейтральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть челове­ческие поступки, по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в со­знании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государствен­ного принуждения.

Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вред­ными, и право ведет с ними борьбу.1 Некоторые из них весьма разум­ны: запрещение пить вино жениху и невесте, работникам в дни страды и т. д. Это так называемые «добрые традиции», которые следует отли­чать от псевдотрадиций; например, никак нельзя объяснить благодуш­ное отношение к пьянству. Закрепилась традиция, связавшая уваже­ние к гостю с выпивкой; любую дату — личного ли, общественного ли значения — отмечают со спиртным. На чисто кабацкую традицию пить крепкое спиртное в неразведенном виде искусственно наложился обы­чай, характерный для народностей, употребляющих в основном лег­кие сухие вина, — ритуал многочисленных «обязательных» и «краси­вых» тостов. Для семьи все это, как правило, и хлопотно, и недешево, и опасно... но — традиция.

Так сложился стереотип поведения, взявший себе в оправдание ссылку на национальные черты русского народа. Но это ложь!

1 Например, в УК РСФСР содержались ст. 231-235 , в которых имелись составы преступлений, составляющих пережитки местных обычаев.

Раздел II. Общество и государство

Многовековая история русского быта пронизана неравной борьбой работающего деревенского люда с теми, кто «курил» вино, привозил его и сбывал, спаивая народ. Веками русский мужик считал вино (ви­ноградного вина основная часть населения России не знала, вином на­зывался хлебный перегон, по нынешним понятиям — пшеничный са­могон) бесовским порождением, целовальников и кабатчиков — зверьем без совести, а запойных пьяниц — людьми, достойными осуж­дения и жалости. С этим пережитком следует бороться как норматив­ными, так и общественными средствами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.