Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и признаки права, его сущность



Право есть особая система норм, которая возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, рас­пределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.

Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономиче­ских и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы, которые более конкретны, в отличие от старых).

Право существенно отличается от социальных норм первобытно­общинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий вы­работало для себя правила поведения — обычаи, которые сложились в сознании членов общества в силу принадлежности каждого к данной коллективности, в силу неотделимости от нее отдельного индивида.

Наиболее распространенными и типичными были обычаи, в кото­рых закреплялись основные общественные отношения: равенство всех (неравенство вообще не осознавалось как возможная форма взаимоот­ношений между людьми); кровная месть, охранявшая незыблемость рода, племени; коллективное и уравнительное распределение продук­тов труда; общая собственность на землю, орудия труда; общие рели­гиозные празднества; общее место погребения; обязанность оказывать друг другу в случае насилия помощь, поддержку и защиту; усыновле­ние родом; избирание и смещение старейшин; обычай иметь родовое имя, принимать в род посторонних и т. д.

Обычаям чуждо деление на права и обязанности, они воспринимают­ся как долг, т. е. общественное требование, осознанное каждым членом коллектива как личная задача. Личное и общественное в обычае — еди­ное целое. Обычаи охранялись запретами — табу, преимущественно

14-3591

Раздел II. Общество и государство

религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, повле­чет гнев богов. Поэтому обычаи неразрывно связаны с религиозными представлениями.

Обычай — это правило поведения, которое формируется в обществе путем«го неоднократного повторения, становится привычкой, закреп­ляется в сознании и передается из поколения в поколение.

Новые обычные нормы, которые возникают в период разложения пер­вобытно-общинного строя, противоположны духу примитивного соци­ального равенства старых обычаев, они пробивают брешь в родовом строе, утверждают дух фактического неравенства. Например, нормы обычаев, защищающие кредитора против должника, повсеместно принимались органами родовой организации еще до того, как возникло государство.

Основная масса норм первобытно-общинного строя утратила свою силу, так как они отражали естественно сложившуюся коллектив­ность, которая с возникновением классов перестала существовать. Часть норм приспособилась к интересам имущего меньшинства. Форма обычая может сохраниться, но существо в корне меняется. Например, в талионе была заложена идея равенства человека человеку. В классовом обществе талион трактуется иначе: цена крови богатого выше цены крови бедного. Многие правовые системы древности закрепляют та­кое неравенство, которое означает классовое неравенство.

Обычаи, санкционированные государством, становились обычным правом. Но впоследствии, по мере того как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недоста­ющие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью. Поэтому только на ранних стадиях существования государства обыч­ное право представляет почти все право данного общества. В дальней­шем оно все больше вытесняется писаными законами государства.

«На известной, весьма ранней ступени развития общества возника­ет потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день литы производства, распределения и обмена продуктов и позабо­титься о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обы­чае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возника­ют затем и органы, которым поручается его соблюдение, — публичная власть, государство. В ходе дальнейшего общественного развития за­кон разрастается в более или менее обширное законодательство».1

1 Энгельс Ф. К жилищному вопросу// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 272.

Глава 9. Понятие и сущность права

Право — это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем предписания, защищающие интересы эксплуатато­ров, санкционирующие социальное неравенство людей, могут возник­нуть только вместе с государством. Чем сложнее становилось законода­тельство, тем сложнее становились способы его выражения. Ф. Энгельс в работе «К жилищному вопросу» писал: «По мере того как законода­тельство разрастается в сложное, обширное целое, выступает необходи­мость в новом общественном разделении труда: образуется сословие про­фессиональных правоведов, а вместе с ними возникает и наука права».1

Исторически первым в отдельных странах возникает рабовладель­ческое право. Оно рождается вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю класса рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственно­сти, эксплуатацию человека человеком. Характерная его черта — откры­тое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.

Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно своего «гово­рящего» орудия, была разработана сложная система жестоких наказа­ний рабов за сопротивление господину. В области имущественных от­ношений раб также был полностью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собственностью его владельца.

Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме — пле­беи и перегрины, в Афинах — метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, ограниченная — за плебеями, еще более ограниченная — за иностранцами. Рабы были полностью непра­воспособны.

В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господства отца над деть­ми. Так, и жена и дети не имели права приобретать собственность, жен­щины отстранялись от участия в общественной жизни.

Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок при­обретения, пользования и распоряжения ею. Охрана частной собствен­ности сопровождалась установлением смертной казни за посягатель­ство на нее. Наивысшего расцвета этот институт получил в нормах

1 Энгельс Ф. К жилищному вопросу// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 273.

Раздел II. Общество и государство

Глава 9. Понятие и сущность права

римского права, которое было классической формой права, основан­ного на частной собственности. В римском праве было подробно рег­ламентировано все, что имело отношение к праву собственности (вещ­ное право, обязательственное право, долговое право и т.д.), что привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государства­ми (достаточно сослаться на Кодекс Наполеона).

Основными памятниками рабовладельческого права были законы царя Хаммурапи в Вавилоне, законы Many в Индии, законы XII таб­лиц в Риме, законы Драконта в Афинах и т. д. Заметим, что по законам XII таблиц запрещалось употребление спиртных напитков лицам, не достигшим 30-летнего возраста, это правонарушение каралось поме­щением в тюрьму.

С точки зрения формы, рабовладельческое право было примитивно. Преобладающей формой являлся правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого общества, усложнением общественных отношений возникла потребность ввести писаное право в виде законов, роль которого все более и более возра­стала. Немалое значение имела и такая форма рабовладельческого пра­ва, как судебный или административный прецедент. Рабовладельче­скому государству было известно правотворчество в форме издания общеобязательных постановлений органами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.

Разнообразные по формам выражения нормы рабовладельческого права характеризовались единой классовой сущностью. Они выража­ли волю класса рабовладельцев.

Рабовладельческое право было систематизировано. Так, например, римские юристы различали: цивильное право — право, которое каж­дый отдельный народ устанавливал для себя; естественное право — право, установленное самой природой; право народов, по которому оправдывалось рабство во всех его формах.

Цивильное право римские юристы по чисто формальным моментам делили на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право отно­сится к положению Римского государства, частное — к пользе отдель­ных лиц. Римское частное право (jus privatum) противопоставлялось публичному праву (jus publicum). Римский историк Тит Ливии назы­вает законы XII таблиц (450 г. до н. э.) сводом всего римского права, источником публичного и частного права. Основой разграничения пользы отдельных лиц является характер интересов. Публичное право

 

включает святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное право делится на три части: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право состав­ляло совокупность норм, регулирующих отношения собственности, на­следования, семейное право.

В отдельных странах исторически первым возникает феодальное право, которое значительно отличается от рабовладельческого харак­терным для него принципом формального неравенства. Всеобщих рав­ных прав и равных обязанностей не существовало. Права и обязанно­сти определялись по принадлежности к тому или иному сословию.

Феодальное право — это право-привилегия. Оно носило партику­лярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразви­той технике и медленному развитию сельского хозяйства способство­вала политическая децентрализация.

Классовая сущность феодального права заключалась в защите инте­ресов феодального землевладения и личности феодалов, в закреплении личной, в первую очередь крепостной, зависимости крестьянства. Зе­мельная собственность — это непосредственные отношения господства и порабощения, отсюда феодальное право — это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной зе­мельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевла­дельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собствен­ности. Иммунитеты ограждали частные интересы собственников.

Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви в феодальном обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологиче­ской силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе господствовавшего тогда мировоззрения, носившего теологи­ческий характер, авторитет феодального законодательства подкреп­лялся религиозными постулатами. Армянский просветитель Мхитар Гош в своем Судебнике пространно объясняет, почему Христос, заве­щав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоста­вил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

Таким образом, наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, выступая воплоще­нием воли государства, т. е. государственной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.

Раздел II. Общество и государство

Нормы права общеобязательны в силу возможностей государствен­ного принуждения; обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они не реализуются добровольно; имеют об­щезначимый (общий) характер, являются неперсонифицированными правилами поведения, т. е. обращены ко всем и к каждому, кто попада­ет в предусмотренные ими условия; характеризуются формальной оп­ределенностью, т. е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, преце­дентах. Тем самым право защищается от произвольного изменения, обеспечивается определенная его стабильность. Кроме этого, нормы права характеризуются системностью и нормативностью, т. е. они рас­положены в определенной системе, состоящей из отдельных групп норм, причем каждая из них представляет собой правило поведения.

Следовательно, право есть система общеобязательных, неперсонифи­цированных, формально определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти, направленных на урегулирование общественных от­ношений.

В современной российской науке нет единого понимания права, хотя большинство ученых исходят из того, что его нельзя рассматривать толь­ко как возведенную в закон волю господствующего класса. Было предло­жено широкое понимание права, куда включались не только юридичес­кие нормы, но и правовые отношения, правовая идеология, правовое сознание, что приводило, естественно, к различению права и закона.

Действительно, право — более широкое по объему понятие, чем за­кон, так как кроме него существуют и иные нормативные предписания как внутреннего (указы, постановления, решения и т. п.), так и между­народного характера.

Можно согласиться с тем, что право предшествует закону, что оно непосредственно вытекает из общественных потребностей. В этом слу­чае под ним понимается право в общесоциальном смысле, т. е. мораль­ное право, право народов и т. п. Государство не придумывает право, оно закрепляет сложившиеся в обществе представления о справедливости, но нельзя понимать под правом объективные общественные отношения до их санкционирования законом. Право в специально юридическом смысле есть юридический инструмент, связанный с государством.

Следует различать право и закон по содержанию. Праву присущи признаки равенства и свободы, подчеркивает В. С. Нерсесянц, ибо формальное равенство является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права вообще.

Глава 9. Понятие и сущность права

§ 2. Правопонимание: прошлое и настоящее

В последнее время в юридической литературе большую дискуссию вызывают проблемы правопонимания, сущности права. В. С. Нерсе­сянц подчеркивает, что вопрос, что такое право, имеет фундаменталь­ное значение для философии права, как и вопрос, что такое истина, для философии и человеческого познания в целом.1

Принципиальное различие между двумя типами правопонимания2 заключается в различении права и закона. Для юридического правопо­нимания вопрос о сущности права является подлинным вопросом, в от­личие от легистского (позитивистского) правопонимания, для которого правом является официально данное и реально существующее право.

«Для юридического правопонимания право — это не просто произ­вольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и само­стоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой, словом — своим принципом. Этим принципом является признание формального равенства, выражающего существо и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов».3

Позитивисты видят в праве общеобязательность, формальную оп­ределенность, нормативность, принудительность. «Принудительность и формальная корректность» — в этом позитивисты видят сущность права и его отличие от морали. Например, библейская заповедь «не прелюбодействуй» — это моральный запрет; но если он будет выражен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкреплен принудительной силой государства, то, с точки зрения позитивистов, он превратится в правовой запрет.4

В рамках позитивистского понимания права сложились несколько самостоятельных концепций права: нормативизм, психологическая, социологическая, историческая концепции.

Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Г. Кельзен считал, что норма, доставляющая акту значение правового (или противоправно­го) акта, сама создается посредством правового акта, который в свою очередь получает правовое значение от другой нормы... Иначе говоря,

1 См.: Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 32.

2 По терминологии В. Н. Синюкова — «правопознание» (см.: Теория государ­ства и права/ Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 113).

3 Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 33-34.

4 Четвернин В. А. Понятия права и государства. М., 1997. С. 4-5.

Раздел II. Общество и государство

правопознание направлено на изучение тех норм, которые имеют ха­рактер норм права и придают определенным действиям характер пра­вовых или противоправных актов.1

Психологическая теория права Л. Петражицкого понятие и сущ­ность права выводит из правовых эмоций людей — во-первых, пози­тивного переживания, отражающего установления государственные, и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реаль­ным, «действительным» правом.

Социологическая школа права (Р. Паунд, Дж. Фрэнк, С. А. Муром­цев и др.) отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок или порядок правоотношений. Решения поддерживают­ся государственным принуждением, так как государство есть сила, со­здающая право.

Историческая школа права (Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем.

Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов — воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Право обладает относительной самостоятельно­стью и оказывает обратное влияние на все сферы жизни общества, со­храняя при этом свою классовую природу.

При всех различных подходах к пониманию права (в этом следует согласиться с В. Н. Кудрявцевым2) профессиональному юристу долж­на быть присуща четкая и определенная позиция: никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежа­щим образом. Соответственно и изменить этот акт можно только пред­усмотренным законом способом, на основании демократической про­цедуры, выражающей волю народа.

§ 3. Соотношение государства и права

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно яв­ляется его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено эко-

1 См.: Чистое учение о праве Г. Кельзена. М., 1987. Вып. 1. С. 11.

2 Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности//Тосударство и право, 1994.

Глава 9. Понятие и сущность права

номикой, порождается не ею, а государством в процессе особой госу­дарственной деятельности — правотворчества.

Государство есть та форма, в которой осуществляются как общие, так и частные интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение, поэтому все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму. Отсюда возникает видимость самостоятельности, независимости права.

Непосредственным источником права является государство. Творя право, оно создает иллюзию, будто право не обусловлено экономикой, а является произвольным порождением государственной воли, сво­бодной от экономики. На самом деле государственная воля формиру­ется иод непосредственным воздействием экономических интересов.

Механизм перехода потребностей и интересов в право заключается в том, что как у отдельного человека, для того чтобы он стал действо­вать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли, точно так же и все потребности гражданского общества — не­зависимо от того, какой класс в данное время господствует, — неиз­бежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов полу­чить всеобщее значение (Ф. Энгельс).

Государство по отношению к праву определяет необходимость пра­вового регулирования тех или иных отношений; устанавливает поли­тические, правовые и организационные формы правотворчества; выяв­ляет волевое содержание права; обеспечивает соблюдение и исполнение права всеми социальными субъектами и в необходимых случаях при­бегает к принуждению, если нормы права нарушаются (общеизвестно, что право — ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению его норм).

Став самостоятельной силой по отношению к обществу, государ­ство немедленно порождает новую идеологию.

У политиков по профессии, теоретиков государственного права и юристов, занимающихся гражданским правом, связь с экономи­ческими факторами теряется окончательно. Поскольку в каждом от­дельном случае экономические обстоятельства, чтобы получить санк­цию в форме закона, должны принимать форму юридического мотива, и поскольку при этом следует, разумеется, считаться со всей системой уже существующего права, постольку теперь кажется, что юридиче­ская форма — это все, а экономическое содержание — ничто. Государ­ственное право и гражданское право рассматриваются как самостоя­тельные области, которые имеют свое независимое историческое

Раздел II. Общество и государство

значение, которые сами по себе поддаются систематическому изложе­нию и требуют такой систематизации путем последовательного иско­ренения всех внутренних противоречий.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции,'направ­ленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому спо­собно выполнять и выполняет по отношению к государству роль орга­низующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой го­сударством.

Политика — это принципиальное направление деятельности госу­дарства относительно существующих слоев общества, это участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятель­ности; она носит объективный характер, имеет свою объективную ло­гику, независимую от предначертаний тех или иных лиц, партий, движений.

Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим созна­нием, складывающимся на основе политической идеологии господ­ствующих политических сил, находящихся у власти.

Политическая идеология — это система концепций, представлений о содержании, характере, динамике данного общества, совокупность взглядов на закономерности их развития, в соответствии с которыми партии определяют свои цели и задачи, формы и способы сознательно­го воздействия на общественные отношения в нужном для себя на­правлении, т. е. вырабатывают политику.

В современных государствах политическая стратегия и тактика — прерогатива правящей политической партии (блока партий); они за­даются как обязательная программа для лидеров, занимающих места в парламенте, чиновничье-бюрократическом аппарате, в правительстве. Тем самым задается и программа правотворчества, осуществляемого государством в интересах определенных социальных групп, слоев, классов.

Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования обще­ственных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач.

Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на обще­ственные отношения политики и права. Политика охватывает всю сово-

Глава 9. Понятие и сущность права

купность отношений классов, социальных групп и наций. В организа­торской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспита­ние, организация и т. д. Это разнообразие придает политике способ­ность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же, напротив, относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позво­ляет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику.

Из сказанного можно сделать вывод, что политика является осно­вой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право — одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы по­литических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через поли­тику государства. Требования политики невозможно полностью пере­ложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему.

Право придает политике государственного аппарата четкую норма­тивную конкретность. Несовершенство правовой регламентации спо­собно ослабить государство.

На современном этапе развития российского общества совершен­ствование правовой основы государственной и общественной жизни — одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства.

Сферы общественной жизни, на которые воздействуют государство и право, неодинаковы, постоянно меняются. Не от права, а от самого государства зависит, в каких из этих сфер право используется шире и в каких — уже.

Государство и право как феномены общества, непосредственно взаи­модействуя, составляют диалектическое единство. Право создается го­сударством, которое должно быть связано правом. Это вытекает из объективной природы права как относительно устойчивой, стабильной системы норм. Государство не вправе нарушить им же созданное право.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.