Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и структура политико-правового состояния личности



На современном этапе развития российского общества изучение со­держания и форм функционирования политической системы с необ­ходимостью требует анализа различных аспектов политико-правового состояния личности, ее взаимоотношений как с отдельными элемента­ми политической системы, так и с российским государством в особен­ности. Государство и личность, их взаимные отношения и связи, для­щиеся в течение всей жизни человека, а нередко и после его смерти (например, имущественные вопросы, честь и достоинство граждани­на, ряд аспектов авторского права), — все это волновало выдающихся мыслителей человечества — философов, правоведов, историков — на протяжении многих веков. Проблема эта остается острой и животре­пещущей и сегодня, тем более что пока еще в ее исследовании сделаны лишь первые шаги, отмечает Д. Л. Златопольский.'

Взаимоотношения личности и государства во многом определяются характером взаимоотношений общества и личности. Изучение этих проблем с точки зрения развития теории государства и права осуще­ствляется в направлении углубления содержания предмета науки пу­тем дальнейшего совершенствования разработки положений и выво­дов, содержащихся в специальных теориях.

В существенной мере это относится к исследованию теоретико-ме­тодологических проблем политико-правового состояния личности в государстве, к анализу их взаимоотношений, выступающих как систе­ма, которая проявляется и реализуется через совокупность юридиче­ских связей, как сложное общее правовое отношение, сопряженное с

социально-политическими, экономическими, нравственными отноше­ниями, где правовой аспект имеет особое значение. В законах и иных подзаконных актах, являющихся правовой основой государственной и | общественной жизни, находит свое выражение государственная воля. I «Мера народности органов власти, — отмечает Г. X. Шахназаров, — зависит не столько от их структуры, сколько от соотношения соци-! альных сил и господствующего в стране политического режима. Неваж-I но, как будут называться органы местного самоуправления — Советами I или муниципалитетами, а главный управитель — председателем испол-•• кома, мэром или городским головой. Важно, какими материальными ; возможностями и полномочиями они обладают, чтобы удовлетворять I интересы всей общины и поддерживать на местах государственный по­рядок».1

В юридической литературе отмечается, что возрастание значения права и законности в жизни общества имеет три основных аспекта. Во-первых, экономический, связанный с ростом масштабов и сложности всей системы общественного производства, что требует четкой право­вой регламентации сфер производства, распределения и обмена, как укрепления государственной дисциплины, так и обеспечения пред­принимательской деятельности. Во-вторых, политический — возра­стание роли права обусловлено самим процессом совершенствования демократии, которая невозможна без строгого соблюдения законности и правопорядка. В-третьих, идеологический — возрастание значения права связано с повышением уровня правосознания и правовой куль­туры членов общества.

С помощью права государство не только закрепляет собственную организацию, регламентирует свою деятельность, но, и это чрезвычай­но важно, охраняет и гарантирует стабильность и незыблемость обще­ственных отношений, взаимоотношений государства и личности во всех областях экономической, политической, социальной и культур­ной жизни, способствует преодолению отчуждения личности от средств производства. С помощью права государство определяет и за­крепляет твердые, постоянные правовые основы функционирования власти, наиболее рациональные формы ее осуществления, компетен­цию государственных органов, отношения их между собой и с гражда­нами, формулирует принципы внутренней и внешней политики, опре­деляет правовой статус личности.

1 См.: Златопольский Д. Л. Государство и личность: основы взаимоотноше­ний // Весты. Моск. ун-та. Сер. И. Право. № 1. С. 3.

1 См.: Шахназаров Г. X. Цена свободы. Реформация Горбачева глазами его помощника. М., 1993. С. 137.

Раздел II. Общество и государство

Преодоление отчуждения личности от средств производства озна­чает укрепление ее связей с государством. Подобное развитие отноше­ний между государством и личностью расширяет рамки свободы лич­ности. В свою очередь, это объясняется тем, что взаимоотношения между государством и личностью есть один из существенных аспектов ее свободы. Именно поэтому в таких взаимоотношениях, словно в зер­кале, отражается степень демократизма соответствующего государ­ства, причем данные отношения определяются и устанавливаются не только государством: в значительной мере в этом процессе участвует личность.1

Бесспорно, право, как инструмент социального управления мо­жет и должно воздействовать на властеотношения, может и должно их упорядочивать в интересах всего гражданского общества, отме­чает А. В. Малько.2

В центре праворегулятивной политики находятся взаимосвязи че­ловека и государства, их правовые статусы, которые выражаются в оп­ределенном наборе соответствующих стимулов и ограничений. При­чем государство и личность мыслятся здесь как противоположности, взаимовлияющие и взаимодействующие друг с другом.

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы со­отношения личности и государства, сочетания их интересов. В иде­альном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государ­ства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких иде­алов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для го­сударства, отдельных слоев, облеченных властью.3

Задача теории государства и права, науки политико-юридической — как можно полнее и объемнее исследовать связи личности с государ­ством, прежде всего политико-правовые аспекты их взаимоотноше­ний, показать реальность и действенность участия гражданина в реше­нии государственных и общественных дел.

Общественное положение личности находит конкретное выраже­ние в совокупности экономических, политических, социальных, куль­турных и иных отношений, частично закрепляющихся в политико-

1 См.: Златополъский Д. Л. Государство и личность: основы взаимоотноше­ний // Вести. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1. С. 6.

2 См.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информа­ционный аспект. Саратов, 1994. С. 174.

3 Там же.

Глава 10. Личность и право

правовом состоянии личности, выступающем юридической формой выражения ее взаимоотношений с государством, отражающихся в за­висимости от особенностей политико-правовой связи с государством в ее правовом статусе. Политико-правовое состояние личности нельзя противопоставлять ее общественному положению, так как они нахо­дятся в соотношении формы и содержания.

Исследование политико-правового состояния личности с позиции науки общей теории государства и права должно опираться, с одной стороны, на положения и выводы, содержащиеся в разработках специ­альных отраслевых наук, с другой — иметь свою собственную общете­оретическую базу, позволяющую абстрагироваться в некоторой степе­ни и говорить вообще о состоянии личности, закрепленном в праве.

В политологической литературе отмечается, что понятие «личность» в политике включает в себя индивидуальные, социальные, биологиче­ские, психофизические и духовные качества человека, проявляющиеся в его ценностных политических ориентациях и в политическом поведе­нии; представительство человеком какой-либо социальной группы: классовой, этнической, профессиональной, конфессиональной, демо­графической и других в политических отношениях; определенную, относительно самостоятельную и в различной степени активную це­лостность, имеющую определенный социально-политический статус гражданина, сотрудника, члена общественно-политической организа­ции, при этом личность является первичным субъектом политики и ха­рактеризуется возможностью и степенью влияния на политические про­цессы в обществе и главным образом на политическую власть.1

Правы те авторы, которые рассматривают категорию «личность» как многоаспектное понятие, изучаемое разными гуманитарными на­уками, поддерживают обоснованную многими современными филосо­фами, юристами, социологами точку зрения, согласно которой каждый человек есть личность. Такая позиция представляется последователь­но гуманистической, подлинно демократической по своему содержа­нию и, естественно, научно плодотворной.

В праве каждый человек признается субъектом права. По смыслу Конституции РФ, личность — это человек и как член общества, и как носитель личного индивидуального начала. Будучи субъектом консти­туционных отношений, личность выступает в различных качествах.

1 См.: Политическая теория и политическая практика / Под ред. А. А. Ми-голатьева. М., 1994. С. 147-148.

Раздел II. Общество и государство

Главное в конституционном понятии «личность» — это социальная цен­ность человека, в результате которой он является субъектом различных прав, свобод и обязанностей. Понятие «личность» в Конституции — са­мая обобщенная по уровню абстракции категория, с помощью которой охватывается все разнообразие человеческих индивидов, их правового положения, обеспечивается надежная защита прав и законных интере­сов. Именно такой подход свойствен не только нашим отраслевым юри­дическим наукам, но и науке теории государства и права.

В этой связи прав М. С. Строгович, отмечающий, что каждый чело­век — личность. «Конечно, — пишет он, — личности бывают разные. Есть личность высокого уровня развития, есть личности малоразви­тые, есть личности достойные, есть личности деградированные, изуро­дованные, разложившиеся, но каждый человек заслуживает отноше­ния к себе как к личности».1

Проблема личности, ее взаимоотношений с государством, с иными субъектами политической системы — одна из весьма актуальных и перспективных в правоведении вообще, одна из центральных в науке теории государства и права в частности.

Теоретические проблемы, включающие в себя и методологические вопросы дальнейшего исследования концепции правового статуса личности, поставлены на видное место в теории государства и права, отраслевых юридических науках. Отсюда, естественно, наметились разные пути исследования. С одной стороны — это попытка найти ре­шение вопроса в расширении внутреннего логического объема катего­рии «правовое положение (статус) личности», не проводя различия между правовым положением и правовым статусом, считая, что эти понятия равнозначны, что, несомненно, было вполне объяснимо на первых порах исследования данной проблемы.

Наряду с юридическими правами, обязанностями в него включают­ся такие меньшие по объему категории, как гражданство2 (А. И. Ле-пешкин), гарантии3 (Л. Д. Воеводин), общая (статутная) ответствен-

1 См.: Конституция общенародного государства. Вопросы теории. М., 1979. С. 190.

2 См.: Лепешкип А. И. Правовое положение советских граждан. М., 1966. С. 3-11.

3 См.: Воеводин Л. Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Советское государство и право. 1965. №2. С. 42-50.

Глава 10. Личность и право

ность гражданина перед государством и обществом (В. М. Горшенев1, Н. И. Матузов2), конституционно закрепленный принцип равнопра­вия граждан3 (В. А. Патюлин), правовые гарантии и правовая ответ­ственность за выполнение обязанностей4 (М. С. Строгович), правоспо­собность и принципы5 (В. В. Щетинин).

Формулируя тот или иной комплекс элементов правового положе­ния (статуса) личности, авторы подтверждают тезис: к изучению пра­вового положения личности следует подходить как к сложному явле­нию, органически сочетающему как социальный, так и юридический аспекты.

С другой стороны, некоторые авторы6 (В. А. Кучинский) предлага­ют разграничивать понятия «правовое положение» и «правовой ста­тус» и рассматривать их как два самостоятельных понятия: правовое положение (статус) личности в широком и правовое положение (ста­тус) личности в узком смысле.7

Чисто терминологически первое понятие можно обозначить как «правовое положение», а второе — как «правовой статус» (несмотря на этимологическое тождество терминов).

Такой подход, с нашей точки зрения, имеет свои положительные стороны. Во-первых, позволяет четко определить место той или иной правовой категории во всей системе понятий, установить их соподчи-ненность, взаимосвязь, взаимозависимость; во-вторых, дает возмож­ность выделить основное звено, отражающее как в фокусе самую суть рассматриваемой проблемы, ее основные и существенные качества.

Наметившаяся тенденция к расширению содержания правового статуса личности требует привлечения внимания к разрешению этого вопроса в плане общей теории государства и права как отражения

1 См.: Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регу­лирования в современный период коммунистического строительства. Авто-реф. дис... д-ра наук. Свердловск, 1969. С. 13.

2 См.: Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

3 См.: Патюлин В. А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 230.

4 См.: Строгович М. С. Вопросы теории прав личности // Философия и со­временность. М., 1976. С. 33-35.

5 См.: Щетинин В. В. Гражданин и социалистическое государство //Совет­ское государство и право. 1975. № 2. С. 4.

6 См.: Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 119-134.

7 См.: Витрук Н. В. Основы теории правового положе?шя личности в соци­алистическом обществе. М., 1979. С. 27.

Раздел II. Общество и государство

более широкой проблемы взаимоотношений личности, государства, других компонентов политической системы.

Отдавая дань определенной традиционности, «консерватизму» на­учной юридической терминологии, все же целесообразно ввести в на­учную терминологию категорию «политико-правовое состояние лич­ности». Эта категория выступает как самая широкая, обобщающая сентенция, раскрывающая все стороны закрепленного в праве состоя­ния личности и выражающая при помощи правовых средств ее отно­шения с государством и иными субъектами политической системы.

В содержание политико-правового состояния личности входят сле­дующие основные компоненты:

• принципы функционирования личности в политической системе;

• гражданское состояние личности;

• правовое положение личности, включающее в себя:

а) правосубъектность;

б) правовой статус личности (права, свободы, обязанности) — основной стержневой элемент (ядро правового положения);

в) юридические гарантии;

• общие гарантии, выступающие как развернутая система экономи­ческих, политических, идеологических, социальных и культурных отношений.

Принципы функционирования личности в политической системе, которые во многом определяются характером взаимоотношений лич­ности и государства, — это такие отправные идеи, основополагающие начала, положения, на оснбве которых происходит регулирование по­литико-правовых отношений. Они играют определяющую роль в за­креплении того или иного вида политико-правовой связи личности и государства, служат практическим критерием деятельности личности и государства.

Отношения и связи между государством и личностью в обществе, в котором преимущественно пока еще господствуют коллективистские отношения (по крайней мере в сознании большинства людей), харак­теризуются как взаимная ответственность и сопричастность каждой личности к делам общества, своего государства. Смысл этого положе­ния состоит в том, что не только личность имеет права и обязанности по отношению к государству, но и государство имеет права и несет обя­занности по отношению к личности. Это демократическое, гуманное положение получило широкое развитие и обоснование в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.

Глава 10. Личность и право

Взаимная ответственность личности и государства вытекает из ха­рактера самого общественного и государственного строя, из лежащих в его основе закономерностей. При этом ответственность следует по­нимать в самом широком плане — как осознанные и объективно обу­словленные общественно необходимые отношения. В этом заключается именно то общее и главное, что позволяет, как отмечает Л. Д. Воеводин, характеризовать государство и личность в их двусторонних отношени­ях в качестве взаимно ответственных субъектов.1

Общая взаимная ответственность личности и государства находит свое конкретное воплощение, преломляется во взаимной ответствен­ности личности и трудового коллектива, который является одним из опосредующих звеньев между общественно-политическими учреж­дениями и трудящимися. Каждый член общества оказывает влияние на общественные отношения внутри трудового коллектива, а через него — на общество в целом. Осуществление личностью социальных функций (ролей) в экономико-правовых и морально-идеологических отношениях, возникающих в ходе совместного труда и совместного участия в управлении коллективными, государственными и обще­ственными делами, прямые и опосредованные связи в рамках трудово­го коллектива требуют повышения сознательности и ответственности каждого за формирование современного экономического мышления.

Общепринято, что положение личности в современном российском обществе находит выражение в ее правовых характеристиках, прежде всего в правовом статусе, т. е. в совокупности прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей личности, в основе которых лежат конституционные права, свободы и обязанности, иначе говоря, кон­ституционный статус личности.

В то же время взаимоотношения личности и государства имеют, не­сомненно, политическое звучание, что находит свое наибольшее отра­жение в функционировании политической системы общества.

В теории политико-правового состояния личности, определив одно из основных и очень важных положений, что каждый человек высту­пает как личность, закрепив те или иные стороны, связи, отношения ее с государством, таким образом сформулируем одну из основных пра­вовых категорий — гражданское состояние личности.

Вследствие закрепления юридической принадлежности лица к оп­ределенному государству, пишет Н. В. Витрук, личность приобретает новое юридическое качество — гражданина государства. Поскольку по

1 См.: Советское государственное право. М., 1979. С. 194-195.

15-3591

Раздел II. Общество и государство

отношению к государству она выступает в специфическом качестве гражданина именно этого государства, постольку последнее адресуе­тся к нему не как к человеку вообще, а как к своему гражданину или, если речь идет об иностранце либо лице без гражданства, — как субъек­ту иного правового (гражданского) состояния. Таким образом, подчер­кивает Н. В. Витрук, отношения государства и личности прежде всего опосредуются институтом гражданства.1

С таким рассуждением можно согласиться, оно является отправ­ной точкой в исследовании проблем гражданского состояния лично­сти, тем самым определяются отношения между государством и лич­ностью.

Категорию гражданского состояния нельзя считать чисто правовой, ей в немалой степени присущ политический аспект. Продемонстриру­ем это на примере гражданского состояния особой группы иностран­цев и лиц без гражданства — лиц, которым предоставлено убежище. Если одна их часть пользуется так называемым национальным режи­мом (иностранные граждане), то другая — лица, которым предостав­лено политическое убежище, — иным комплексом прав и обязанно­стей, что в немалой степени объясняется политическими моментами.

Государство предоставляет право убежища иностранцам и лицам без гражданства, преследуемым за защиту интересов человека и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность. Это значит, что такие лица могут приехать на постоянное или временное жительство в Российскую Фе­дерацию. Они в определенной степени гарантированы от выдачи (экс­традиции) их тем государствам, где их преследовали за передовые взгляды и политическую борьбу. Эти лица обладают гражданскими и рядом политических прав граждан. Иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлено убежище, могут по их ходатай­ству быть приняты в гражданство, независимо от расовой и националь­ной принадлежности, пола, образования, языка, места жительства.

Гражданское состояние личности можно рассматривать с двух точек зрения: как государственно-правовой институт, т. е. сово­купность государственно-правовых норм по поводу возникнове­ния, существования и прекращения гражданского состояния, и как существующую политико-правовую связь личности и государства,

1 См.: Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в соци­алистическом обществе. М., 1979. С. 24.

Глава 10. Личность и право

выступающую предпосылкой и условием обладания правовым стату­сом. В общетеоретическом плане существенный интерес представля­ет второе свойство.

В. В. Полянский считает, что гражданство по своей юридической природе не есть субъективное право, оно не может быть субъективным (в смысле обладания правом на гражданство)1 в силу того, что, во-пер­вых, здесь налицо двусторонняя связь (по мнению других авторов — правоотношение),2 которая носит объективный характер, и, во-вторых, положение субъектов этой связи таково, что только государство обла­дает суверенным правом решать вопрос окончательно об установлении или прекращении этой связи. Вместе с тем физическое лицо (гражда­нин, иностранный гражданин, апатрид) имеет субъективные права, ре­ализуемые в конкретных правоотношениях по поводу возникновения или прекращения гражданства (право подачи ходатайства о приеме в гражданство, о выходе из него и т. п.). Но это — не субъективное право гражданства, а субъективное право по поводу гражданства.3

Следует присоединиться к мнению ученых, считающих, что катего­рия «правовая связь» шире по своему содержанию, чем категория «правовое отношение», что первая выступает в качестве родового по­нятия по отношению ко второй.4 Прав В. В. Борисов, когда отмечает, что наряду с совпадением в определенных моментах есть и существен­ные различия: понятие «правовая связь» богаче по содержанию и сто­ронам проявления; правовая связь не имеет той четкой формальной определенности, которая крайне необходима правовым отношениям; она отражает связи не только между ее участниками, но и между их свойствами, отношениями, между ними и системой в целом.5

Гражданское состояние личности как объективно существующая политико-правовая связь личности с государством характеризуется тем, что является предпосылкой и условием обладания личностью

1 Критику этого положения см. подробнее в цитируемой монографии Н. В. Витрука, с которой автор полностью согласен. Основы теории правово­го положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 52-54.

2 См.: Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 50-52.

3 См.: Полянский В. В. Принципы советского гражданства // Сов. государ­ство и право. 1980. № 5. С. 124.

4 См.: Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в соци­алистическом обществе. М., 1979. С. 130.

5 См.: Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма: вопросы тео­рии. Саратов, 1977. С. 299.

15-

Раздел II. Общество и государство

соответствующим правовым статусом. Поэтому гражданское состоя­ние личности бывает по крайней мере 4-х видов: а) состояние гражда­нина; б) состояние иностранного гражданина; в) состояние лица без гражданства; г) состояние лица, которому предоставлено убежище.

Выделение четвертого вида гражданского состояния следует рас­сматривать как разновидность гражданского состояния иностранного гражданина, что обусловлено четко выраженной более устойчивой по­литико-правовой связью таких лиц с государством; их правовой статус шире, чем правовой статус иностранного лица или лица без граждан­ства хотя бы потому, как это уже было отмечено, что они обладают ря­дом политических прав российских граждан.

Еще в Конституции РСФСР 1918 г. говорилось, что РСФСР предо­ставляет право убежища всем преследуемым иностранцам (ст. 21). Основанием для предоставления убежища было преследование по по­литическим и религиозным мотивам. В Конституции СССР 1936 г. право убежища иностранным гражданам предоставлялось за защиту интересов трудящихся, научную деятельность, национально-освобо­дительную борьбу (ст. 129). По Конституции СССР 1977 г. основания для установления политико-правовой связи были существенно рас­ширены в случае предоставления убежища. Это — защита интересов трудящихся, дела мира, участие в революционно-освободительном движении, прогрессивная общественно-научная и иная творческая деятельность (ст. 38).

Конституция РФ 1993 г. не предусматривает, к сожалению, права на убежище в таком подробном изложении, а отсылает к общепризнан­ным нормам международного права (ст. 63).

В Российской Федерации не допускается выдача другим государ­ствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за дей­ствия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других госу­дарствах осуществляется на основе федерального закона или между­народного договора Российской Федерации.

Анализируя гражданское состояние личности относительно госу­дарства, следует исходить не только из того, что это правовая связь личности с государством, но и связь, имеющая политическое свойство. Предметно-функциональная характеристика гражданского состояния личности позволяет отметить, что предметом этой политико-правовой связи выступает отношение личности к государству. Функциональное свойство политико-правовой связи проявляется в том, что через нее

Глава 10. Личность и право

личность приобретает тот или иной комплекс прав, свобод и обязанно­стей, а утрата такой связи означает для личности изменение всего комплекса правового статуса (прав, свобод и обязанностей), индиф­ферентное отношение как личности к государству, так и государства к личности.

Что же является содержанием политико-правовой связи личности с государством? В литературе высказаны три точки зрения. В первом случае — это совокупность прав и обязанностей лица, определяемых государством. Соответственно правовой статус гражданина характе­ризуется не как проявление правовой связи личности с государством, а как сама эта связь. Правильно замечает Н. В. Витрук,1 что таким об­разом гражданство как особая правовая связь лица с государством отождествляется с правовым статусом гражданина, что логически ве­дет к отрицанию значения гражданства как условия обладания право­вым статусом гражданина и его реализации. Неразрывная связь пра­вового статуса и гражданства не дает оснований объявлять правовой статус содержанием гражданства как правовой связи личности с госу­дарством. Правовой статус скорее всего является следствием полити­ко-правовой связи личности с государством.

Иные авторы рассматривают гражданство как правоотношение между личностью и государством,2 отмечают его общий характер.3 Субъектами такого правоотношения выступает, с одной стороны, лич­ность, а с другой — государство.

Существует точка зрения на гражданство как на своеобразное субъективное право в общем правоотношении между гражданами и го­сударством, являющимся необходимым условием для приобретения всех конституционных прав и обязанностей, свойственных гражда­нам.4 Гражданство представляется как разновидность субъективного права. Однако, если оно — необходимое условие обладания правами и обязанностями, то получается, что предпосылкой субъективного пра­ва является само субъективное право.

1 См.: Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в соци­алистическом обществе. М., 1979. С. 48.

2 См., напр.: Государственное право Венгерской Народной Республики. М., 1963. С. 252-253.

3 См.: Фарбер И. Е., Ржевский В. А. Вопросы теории советского конститу­ционного права. Саратов, 1967. С. 63.

4 См.: Миронов О. О. Субъекты советского государственного права. Сара­тов, 1975. С. 70.

Раздел II. Общество и государство

В юридической литературе гражданство определяют как особую правовую связь лица с конкретным государством, выражающуюся в совокупности прав и обязанностей лица по отношению к государству и соответственно государства по отношению к своим гражданам. По мнению Л. Д. Воеводина, «в гражданстве недостаточно видеть лишь правовую предпосылку для обладания конституционными правами, свободами и обязанностями. Содержание гражданства складывается из специфических прав и обязанностей лица по отношению к государ­ству и государства по отношению к данному лицу. Они возникают в связи с распространением на данное лицо юрисдикции государства, с предоставлением лицу правоспособности в полном объеме, с охраной их прав и законных интересов граждан».1

Однако такое распространение на личность юрисдикции государ­ства возможно только после установления, определения гражданского состояния личности (применительно к политико-правовому состоя­нию гражданина после признания личности в качестве гражданина). «Строго говоря, — отмечает Н. В. Витрук, — в данном случае речь идет о юридических последствиях, которые возникают из факта граждан­ства, т. е. из признанной законом принадлежности лица к определен­ному государству».2 Н. В. Витрук предлагает перечень форм правовых связей дополнить еще одной формой — правовой связью по принад­лежности. Гражданство и является правовой связью по принадлежно­сти к определенному государству.3

Методологически верно, анализируя гражданское состояние лично­сти, обратить внимание на то, что принадлежность лица к определенно­му государству устанавливается в результате возникновения юридиче­ского факта, а до этого момента существует общая неопределенная политико-правовая связь личности и государства. Содержанием этой связи, по всей видимости, является, с одной стороны, отношение лично­сти к государству, с другой — отношение государства к личности.

После того как возникает юридический факт, который признается государством в качестве такового, происходит конкретизация общей политико-правовой связи соответственно в политико-правовую связь:

а) гражданина;

б) иностранного гражданина;

1 Цит. по: Черниченко С. В. Международно-правовые вопросы гражданства-. М., 1968. С. 22-23.

2 См.: Витрук Н. В. Указ. соч. С. 50.

3 См.: Там же. С. 52.

Глава 10. Личность и право

в) лица без гражданства;

г) лица, которому предоставлено убежище.

Политико-правовая связь гражданина с государством — объектив­ный факт для него. Объективность в отношениях всех видов политико-правовых связей заключается в том, что только государство в конечном счете окончательно решает вопрос об их изменении, трансформации, переходе из одного вида в другой.

Изменение связей, естественно, сказывается на изменении правово­го статуса. Например, принятие лица без гражданства в гражданство ведет к трансформации политико-правовой связи лица без граждан­ства в политико-правовую связь гражданина, что означает и измене­ние правового статуса лица без гражданства в правовой статус гражда­нина. Отметим, что изменение прав, свобод и обязанностей в пределах правового статуса не влечет изменения гражданского состояния лич­ности, а изменение правового статуса в целом возможно только в ре­зультате изменения гражданского состояния личности.

Нельзя полностью согласиться с Н. В. Витруком, полагающим если ставить содержание правового статуса в прямую зависимость только от гражданства, то оставалось бы неясным, как связан с государством правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Правовой статус иностранного гражданина, лица без гражданства, лица, которому пре­доставлено убежище, зависит именно от наличия соответствующей политико-правовой связи.

Категория гражданского состояния личности как отношение лично­сти к государству и отношение государства к личности как политико-правовая связь личности и государства дает основание отметить, что правовой статус конкретных личностей определяется характером этой связи и ее особенностями.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.