Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие политической системы



Категория «политическая система общества» сравнительно недав­но, но прочно вошла в научный оборот. Основополагающие идеи о по­литической системе общества были сформулированы в теории госу­дарства на рубеже 60-70-х гг. В последнее время наука добилась существенных успехов в развитии теории политической системы и в анализе ее практики. Осуществляется разработка общих вопросов, уг­лубляются научные представления о целостности этого образования, анализируются элементы политической системы, исследуются поли­тические партии, политические нормы, политический режим, полити­ческая идеология, особенности прямых и обратных связей с социаль­ной средой, социальным окружением системы.

«Молодость» понятия политической системы проявляется в от­сутствии устоявшегося, общепринятого подхода к его трактовке и применению. Наиболее распространено представление о политиче­ской системе как об инструменте, механизме принуждения, власти в понимаемых по-разному социально значимых целях: интеграции, адаптации общества и т. п. Тем самым на политическую систему в той или иной мере переносится понятие государства. Политическая си­стема есть механизм преобразования идущих от общества социальных импульсов в политические решения и действия. Но как различить, где механизм, а где окружающая его социальная среда? И наконец, почему именно «политическая система», а не «политическая организация» или «политический механизм»?

Как и многие другие, понятие «политическая система» пришло из социологии. Не делая экскурсов в давнюю историю политико-право­вой мысли со ссылками на Аристотеля, Платона или Гоббса, уподоб­лявших общество живому организму — органической системе, назовем Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, в работах которых присутствует ряд ка-

Глава 7. Государство в политической системе общества

тегорий социальной теории системы, таких как институт, функция, регулятивная система общества, политическое управление. Однако свои концептуальные очертания понятие «политическая система» об­рела в работах американских исследователей Д. Истона и Г. Алмонда.

Общеизвестно, что в окружающем нас мире существует множество систем. С точки зрения науки кибернетики, системами являются раз­личные агрегаты (автомобиль, например), а также процессы, явления (игра в бильярд, язык, галактика). Социальная форма движения мате­рии вызывает к жизни социальные системы (общественно-эко­номическая формация, класс, государство, мораль, партия, трудовой коллектив и т. д.). Главная особенность социальных систем — их связь с волевой деятельностью людей и их различными объединениями.

Эволюция социальных систем ведет к их усложнению, приобре­тению завершенных форм. Движение системы заключается в стремле­нии к целостности, оно состоит в том, чтобы подчинить себе все эле­менты общества или создать недостающие органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность.

Политическая система общества — это сложное, многогранное яв­ление, анализируемое специалистами в различных областях государ­ства и права, социологии, философии и т. п. В частности, ученые в об­ласти теории государства и права исследуют ее с помощью системного и структурно-функционального анализа, с точки зрения ее относи­тельной статики и непрерывной динамики, соотношения политиче­ской системы общества как целого с ее отдельными элементами, преж­де всего выясняя место и роль государства в этом образовании, его новые качества, особенности, грани как структурного элемента.

В философско-правовой литературе имеется ряд определений сис­темы, под которой понимается упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоя­тельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.

Следовательно, важными особенностями системы являются нали­чие в ней интегральных качеств, несвойственных образующим ее ча­стям, и ее относительная самостоятельность, которая, однако, не ис­ключает ее связи с внешней средой.

Под структурой понимается способ связи элементов в целостное системное образование как совокупность устойчивых отношений меж­ду элементами. Таким образом, система — это целостное единство эле­ментов и структуры, структура — это способ упорядочения элементов, характеризующийся устойчивостью.

Раздел II. Общество и государство

При рассмотрении вопросов развития политической системы рос­сийского общества следует опираться на цивилизованную, демократи­ческую идею о самоуправлении. Ее главное содержание заключается в обеспечении реального, практического участия все большей массы на­рода в управлении, разработке, обсуждении, принятии и осуществле­нии социально-экономических решений.

Политическая система связана с особой сферой деятельности лю­дей — политикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями по по­воду государственной власти.

С марксистской точки зрения, существуют взаимные связи полити­ческой системы общества с его экономическим базисом. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.

Рассматривая политическую систему общества, следует подчеркнуть, что в ее основе лежат политические отношения, политика, которая фор­мируется в государственно-организованном обществе в соответствую­щих формах, но на первых порах она характеризуется неразвитостью, хотя уже с появлением государства возникают первые формальные и неформальные жреческие объединения. Ошибочно мнение, будто партии — феномен Нового времени. Они существовали испокон веков, хотя, может быть, в другом обличье. В Древних Афинах соперничали партия Перикла и партия Алкивиада, демократы и аристократы. Партия братьев Гракхов в Древнем Риме могла именовать себя народной, а про­тивостоящая ей партия Суллы — патрицианской. Неважно, что у этих партий не было членских билетов и секретарей ЦК. В основных своих проявлениях они мало чем отличались от нынешних. Полагаю, и про­блемы у них были сходные: борьба за лидерство в руководящей группе, потеря боевитости вследствие обюрокрачивания, сложности с форму­лированием программы, поисками социальной базы, привлечением на свою сторону избирателей и т. д.1 Аристотель упоминает о трех партиях: горы, равнины, прибрежной части. В процессе эволюции политической системы усилилось влияние церкви на ее функционирование, что отра­зилось в известном противоборстве сторонников светской власти папы и сильной королевской власти (партия гвельфов и гибеллинов).

Политическая система — это универсальная управляющая система государственно-организованного общества, компоненты которой связа-

1 См.: Шахназаров Г. X. Цена свободы. Реформации Горбачева глазами его помощника. М., 1993. С. 150.

Глава 7. Государство в политической системе общества

ны политическими отношениями и которая в конечном счете регулиру­ет производство и распределение социальных благ на основе использо­вания крупными социальными общностями государственной власти.

Для того чтобы правильно определить структуру политической сис­темы, необходимо найти критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность дея­тельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, от­ражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных за­дач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т. п. (программный критерий).

Особо следует подчеркнуть значение второго критерия, который для того или иного института политической системы означает: во-первых, способность выражать политические интересы определенного класса, группы или любой иной социальной общности; во-вторых, быть участ­ником политической жизни и носителем политических отношений; в-третьих, иметь непосредственное или опосредованное отношение к госу­дарственной власти — ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно в форме взаимодействия с государственными органами, но и противостоя им; в-четвертых, руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

В зависимости от этого критерия к числу собственно политических организаций относят государство, все политические партии, отдель­ные общественные организации. Характерный их признак — прямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функци­онирования является достижение определенной политической цели, которая обязательно закрепляется в уставах и заключается в форми­ровании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздей­ствии (воспитании) на различные существующие в обществе слои и классы, в проведении политических интересов господствующих кру­гов и отчасти всего общества в целом.

К несобственно политическим организациям относятся такие, кото­рые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это профсоюзные, коопера­тивные и иные организации, которые свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной и иных сферах

Раздел II. Общество и государство

жизни общества, причем они не закрепляют в своих уставах задачи ак­тивного воздействия в политических целях на государственную власть. Это, разумеется, не означает принижения роли и значения несобствен­но политических организаций в политической системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не об отрицании его как такового.

Отдельную группу составляют организации, имеющие в своем содер­жании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общества филателистов, нумизматов, авто­любителей и т. п.). Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных поли­тических органов и организаций, но отнюдь не как субъекты — носители политической власти и соответствующих политических отношений.

Третий критерий — программность — дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а следователь­но, включить в политическую систему общества.

Существуют различные подходы в исследовании политической си­стемы, однако, несмотря на их многообразие, представляется, что она выступает сложным комплексом отношений между классами, нация­ми, другими социальными группами и общностями, личностями и их политическими институтами.

Институциональный подход заключается не только в определении и выделении формирующих политическую систему (организацию) обще­ства институтов, но и в анализе ее элементно-структурных, субъектно-институциональных и отчасти формально-юридических сторон.

Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с точки зрения направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического ре­жима как системой в целом, так и ее отдельными институтами или группами институтов.

Регулятивный подход отражает особенность функционирования политической системы общества на основе политических норм всей системы нормативного регулирования (обычаев, традиций, принци­пов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т. п.).

Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, пред­ставлений тех или иных исследователей на проблему бытия полити­ческой системы общества, направлен на формулирование конкретной политической теории.

Глава 7. Государство в политической системе общества

Коммуникативный подход представляет собой анализ политиче­ской системы с позиции системообразующих связей и отношений меж­ду различными ее институтами.

В качестве самостоятельного следует выделить личностный подход при исследовании политической системы, тем более что в философ­ском понимании первичным элементом системы считается человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Личность в политической системе выступает в различном политико-правовом состоянии.

Функционирование любой системы (экономической, политической, социальной, правовой и т. п.) в конечном счете определяется челове­ком. Люди формируют политическую систему и участвуют в реализа­ции ее возможностей, они же составляют и то гражданское общество, которому воздействие этой политической системы предназначено, по­этому на ее характере, типе, формах влияния всегда лежит отпечаток культуры, традиций, психологии людей.

Мыслители прошлого исходили из политичности людей, отмечали их огромную роль как субъектов политики. Личности органически прису­ще политическое измерение. Еще Аристотель писал, что человек по при­роде своей — существо политическое; кто по тем или иным причинам живет вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразви­тое в нравственном отношении. Отметим, что в современном цивилизо­ванном обществе политика осуществляется для людей и через людей.

В литературе нет единого мнения о понятии политической системы и его соотношении с понятием политической организации общества. Однако следует подчеркнуть, что развитие понятия политической си­стемы общества, ее теории особенно интенсивно происходило именно на основе существующей уже теории и понятия политической органи­зации общества.

Утверждая, например, что правильное научное толкование и приме­нение категории «политическая система» позволяют не только прео­долеть трудности, которые возникли в связи с исследованием поли­тической организации общества, но и свести в единый комплекс все основные категории и понятия, характеризующие политическую жизнь общества, некоторые авторы считают, что политическая система как яв­ление и как понятие шире политической организации общества.

Политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся прежде всего в виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая

Раздел II. Общество и государство

же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными слова­ми, политическая организация общества дает преимущественно ин­ституционную характеристику политической системы.

Основным содержанием понятия политической организации обще­ства является совокупность государственных и общественных учреж­дений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни. В данном случае главными объектами иссле­дования выступают политические учреждения и организации, выпол­няемые ими задачи, характер и содержание их деятельности, взаимо­отношения между ними, выражение ими интересов классов, слоев и социальных групп и т. д.

Таким образом, сторонники более широкого понимания политиче­ской системы (Ф. М. Бурлацкий, И. П. Ильинский) подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существен­ным элементом политической системы, поскольку именно через поли­тические организации происходит выдвижение основных целей и за­дач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества.

Среди авторов, разделяющих подобное представление о содержа­нии политической системы и о ее соотношении с политической орга­низацией общества, имеются некоторые расхождения во взглядах. Одни из них политическую систему общества полностью отождеств­ляют с его политической сферой, считая, что последняя объединяет политические отношения (политическую деятельность) и политиче­скую организацию общества, которая выступает по отношению к пер­вым как их материальный результат. В других случаях авторы, опре­деляющие политическую систему как совокупность политических отношений, существующих в определенном классовом обществе, и их носителей — классов, наций и т. д., а также классовых организаций, представляющих и защищающих интересы отдельных классов и соци­альных групп, считают, что понятие политической системы классово­го общества близко к понятию политической надстройки над данным экономическим базисом.

На наш взгляд, включение в содержание политической системы об­щества наряду с различными политическими отношениями и носите­лей этих отношений — классов, наций и т. д. — необоснованно, ибо это неизбежно приведет к неправомерному смешению политической сис­темы общества с социальной структурой или с социально-политиче­ской организацией общества.

Глава 7. Государство в политической системе общества

Вторая точка зрения (например, Н. Н. Разумовича) заключается в рас­смотрении политической системы в качестве составной части политиче­ской организации общества. Утверждается, что необходимость исполь­зования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование поли­тической системы как части политической организации общества.

Третья группа исследователей (Е. М. Чиркин, Ю. А. Тихомиров, М. Н. Марченко) придерживаются мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества.

В целом, уважая позиции авторов различных точек зрения, следует, по всей видимости, присоединиться к первой из них и рассматривать политическую систему в широком смысле слова как категорию более богатую, включающую как политическую организацию общества, так и все иные проявления политической жизни.

Понятием «система» обычно охватывается по меньшей мере сле­дующее:

1) множественность элементов;

2) их взаимосвязь и взаимодействие (а это, естественно, не исклю­чает их автономии);

3) целостный характер всего многообразия составных элементов системы;

4)связь системы со средой.

Учитывая сказанное, можно дать следующее определение.

Политическая система общества — это совокупность взаимосвя­занных государственных, общественных и иных организаций, при­званных развивать организационную самостоятельность и политиче­скую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.

В современных условиях политическая система призвана обеспе­чить эффективное управление всеми общественными делами, все бо­лее активное участие граждан в государственной и общественно-по­литической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом, согражданами.

§ 2. Место и роль государства в политической системе

Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в со­временных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с опре-

Раздел II. Общество и государство

делением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияю­щих на определение его места и роли в политической системе общества. Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождеств­лять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокуп­ность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

В отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельно­сти государства, уделяется большое внимание. Государство обстоя­тельно изучается в различных направлениях: в структурном и функ­циональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиции философских категорий формы, содержания, сущности. Однако при этом нередко остается без внимания ряд вопросов, непосредственно связанных с функционированием государства как составного элемен­та политической системы общества. Рассмотрение государства в этом ракурсе представляет несомненный интерес, поскольку позволяет оха­рактеризовать государственный механизм через опосредуемые им по­литические отношения и тем самым дает возможность более точно оп­ределить место и роль государства в политической системе общества.

В системе институтов властеотношений выделяется особое звено, которым выступает государство. Опыт показал, что для современного общества, руководствующегося принципами гуманизма и демократии, государство является наиболее удобной и приемлемой системой орга­нов и институтов власти. Однако в некоторых случаях центральным институтом власти были церковь, партия, армия. Но в любом случае не существует политики без институтов власти как центра интеграции, дифференциации, медиации. Без института элиты возможно только самоуправление, для большого общества это равносильно анархии.1

Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляю­тся с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой — иных звеньев этой системы.

Государство — не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов об­щества, находящихся в политико-правовой связи с государством, не­зависимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей при­надлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и

1 См.: Белов Г. А. Политология: Учебн. пособ. М., 1994. С. 11.

Глава 7. Государство в политической системе общества

мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, с осуще­ствлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества. Идея участия каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, обще­ства в целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, в Декларации прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зре­ния М. Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может вы­ступать в качестве основы или главного структурного элемента поли­тической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы.

Место и роль государства в политической системе общества опреде­ляются следующими основными моментами:

• государство играет немаловажную роль в совершенствовании об­щества как собственника основных орудий и средств производ­ства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

• государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом; только им и от его имени принимаются власт­ные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Это, собственно говоря, основная фор­ма политической интеграции общества на строго ограниченной территории, подчиненной определенному виду политического господства. Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны. Государ­ство, говоря словами Гегеля, есть действительность субстанцио­нальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть «в себе и для себя ра­зумное». Это субстанциональное единство — абсолютная, непо­движная самоцель, в которой свобода обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность со­стоит в том, чтобы быть членами государства. С этой точки зре­ния правовое государство призвано обеспечить условия для жиз­неспособности и функционирования гражданского общества, основных его институтов, принципов и ценностей. Оно, по сути

Раздел II. Общество и государство

дела, не что иное, как политическая организация гражданского общества;

• государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

• государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убежде­ния и принуждения. В правовых актах'законодательно закрепля­ются основные политические принципы, нормы и процедуры, оп­ределяются допустимые границы и возможности политической деятельности как правящих, так и оппозиционных структур;

• государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической вла­сти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и пози­ции тех или иных категорий и группировок граждан в политиче­ской системе, то государство выражает всеобщий интерес;

• государство обладает единством законодательных, управленче­ских и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Таким образом, не противопоставляя государство как «особое зве­но» в политической система-общества всем другим объединениям, не преуменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентич­ными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элемен­тов, выполняет личность, в то время как «особым звеном» является государство.

Государство относится к числу собственно политических организа­ций, будучи оснащено специальным аппаратом принуждения и подав­ления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тю­рем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как глав­ный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти.

Глава 7. Государство в политической системе общества

§ 3. Государство и общественные организации

При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет рас­крытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и обще­ственными организациями.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, воз­никновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициати­ву и поддержку.

Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций — свидетельство дальнейшего развития де­мократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и об­щественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это — сотрудничество, взаимопомощь, координация, ру­ководство со стороны государства деятельностью некоторых обществен­ных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность об­щественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организа­ций, нужно всегда помнить, что эти отношения двусторонние. Боль­шинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государ­ственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.). Некоторые отношения еще не имеют правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодатель­ства об общественных организациях, их правовом статусе, исследова­ния вопросов по таким направлениям, как границы вмешательства госу­дарства в деятельность общественных организаций, правотворчество общественных организаций, его природа, природа уставов обществен­ных организаций, общественные организации как субъекты права, как носители прав и обязанностей, как участники различного рода право­вых отношений и т. д.

Раздел II. Общество и государство

Правовое закрепление различных сторон деятельности обществен­ных организаций и их взаимоотношений с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственны­ми органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных воз-можцостей.

В России, например, общественные организации участвуют в выра­ботке и реализации политики государства. Они — непременные участ­ники всех политических кампаний, в том числе таких как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Мно­гие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с обществен­ными организациями. Последние участвуют в контроле за деятельно­стью государственных органов, в лице своих фракций и депутатов име­ют право законодательной инициативы в Государственной Думе.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рам­ках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нор­мальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, ис­пользование ими широких политических свобод: слова, печати, собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государ­ственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными органи­зациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственно­го руководства, тогда как деятельностью таких общественных организа­ций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого-то ни было «включе­ния» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации — это не филиалы государства, а самостоя­тельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться пу­тем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии раз­личных общественных организаций, причем действуют они не изолиро­ванно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Глава 7. Государство в политической системе общества

Так, например, Российский союз молодежи — самостоятельная обще­ственно-политическая организация, которая вовлекает своих членов в практическое управление государственными и общественными делами, формирует поколение всесторонне развитых людей. Молодежные орга­низации пользуются правом широкой инициативы в обсуждении и по­становке перед соответствующими организациями вопросов работы предприятий, учреждений, принимают непосредственное участие в их решении, особенно если они касаются труда, быта, обучения и воспита­ния молодежи.

К сожалению, до недавнего времени профсоюзы, кооперация, твор­ческие объединения (писателей, художников, архитекторов и др.), ко­торые в других условиях могли бы служить базой для развития граж­данского общества, полностью лишались самостоятельности, входя в официальные структуры в качестве «рычагов» или «приводов», а че­ловек, индивид оказался встроенным в эти структуры в качестве «вин­тика». Его статус как гражданина с определенным Конституцией объ­емом прав и свобод мало чего стоил на деле, из процесса строительства нового общества была исключена его суть — человек, личность как важнейшая историческая ценность.

Надо отметить, что возникающие в российской действительности общественные организации и движения учитывают в своей политиче­ской деятельности фундаментальные человеческие ценности. Наряду с политическими партиями они служат дополнительными каналами выражения интересов и мнений, формулирования требований в ад­рес правительства. В силу своей внутренней структуры они были и остаются практической лабораторией, так как повышают политиче­скую восприимчивость и потенциал граждан, формируют политиче­ских лидеров, готовят их к участию в большой политике и стимули­руют тягу индивида к демократии. Но самое важное, пожалуй, в том, что такие автономные организации встают на путь изначального стремления государственной власти к распространению и централи­зации своего господства, к выходу из-под контроля общества. В этом смысле они призваны обеспечить альтернативные каналы оглашения политических взглядов, контроль за законодательной и исполни­тельной властью.

Отсутствие демократического контроля управляемых над управля­ющими мастерски описано Д. Оруэллом в антиутопиях «1984» и «Скотный двор», когда все равны, но одни, «более равные», чем дру­гие, заставляют большинство населения за гарантированный минимум потребления расплачиваться полной утратой личной свободы.

Раздел II. Общество и государство

Правовое закрепление различных сторон деятельности обществен­ных организаций и их взаимоотношений с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственны­ми органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных воз-можцостей.

В России, например, общественные организации участвуют в выра­ботке и реализации политики государства. Они — непременные участ­ники всех политических кампаний, в том числе таких как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Мно­гие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с обществен­ными организациями. Последние участвуют в контроле за деятельно­стью государственных органов, в лице своих фракций и депутатов име­ют право законодательной инициативы в Государственной Думе.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рам­ках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нор­мальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, ис­пользование ими широких политических свобод: слова, печати, собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государ­ственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными органи­зациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственно­го руководства, тогда как деятельностью таких общественных организа­ций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого-то ни было «включе­ния» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации — это не филиалы государства, а самостоя­тельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться пу­тем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии раз­личных общественных организаций, причем действуют они не изолиро­ванно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Глава 7. Государство в политической системе общества

Так, например, Российский союз молодежи — самостоятельная обще­ственно-политическая организация, которая вовлекает своих членов в практическое управление государственными и общественными делами, формирует поколение всесторонне развитых людей. Молодежные орга­низации пользуются правом широкой инициативы в обсуждении и по­становке перед соответствующими организациями вопросов работы предприятий, учреждений, принимают непосредственное участие в их решении, особенно если они касаются труда, быта, обучения и воспита­ния молодежи.

К сожалению, до недавнего времени профсоюзы, кооперация, твор­ческие объединения (писателей, художников, архитекторов и др.), ко­торые в других условиях могли бы служить базой для развития граж­данского общества, полностью лишались самостоятельности, входя в официальные структуры в качестве «рычагов» или «приводов», а че­ловек, индивид оказался встроенным в эти структуры в качестве «вин­тика». Его статус как гражданина с определенным Конституцией объ­емом прав и свобод мало чего стоил на деле, из процесса строительства нового общества была исключена его суть — человек, личность как важнейшая историческая ценность.

Надо отметить, что возникающие в российской действительности общественные организации и движения учитывают в своей политиче­ской деятельности фундаментальные человеческие ценности. Наряду с политическими партиями они служат дополнительными каналами выражения интересов и мнений, формулирования требований в ад­рес правительства. В силу своей внутренней структуры они были и остаются практической лабораторией, так как повышают политиче­скую восприимчивость и потенциал граждан, формируют политиче­ских лидеров, готовят их к участию в большой политике и стимули­руют тягу индивида к демократии. Но самое важное, пожалуй, в том, что такие автономные организации встают на путь изначального стремления государственной власти к распространению и централи­зации своего господства, к выходу из-под контроля общества. В этом смысле они призваны обеспечить альтернативные каналы оглашения политических взглядов, контроль за законодательной и исполни­тельной властью.

Отсутствие демократического контроля управляемых над управля­ющими мастерски описано Д. Оруэллом в антиутопиях «1984» и «Скотный двор», когда все равны, но одни, «более равные», чем дру­гие, заставляют большинство населения за гарантированный минимум потребления расплачиваться полной утратой личной свободы.

Раздел II. Общество и государство

В юридической литературе нет единого понимания, являются ли трудовые коллективы звеном (компонентом), составным элементом политической системы общества. Отметим в этой связи интересное положение специальной главы о коллективных правах граждан, содер­жащееся в проекте Конституции России, разработанном коммуниста­ми, согласно которому государство обязано обеспечить гражданам право петиций, право законодательной инициативы, право на заба­стовку, право трудовых коллективов на самоуправление, свободу дея­тельности профсоюзов, права потребителей и т. д. Не останавливаясь подробно на рассмотрении этого вопроса, следует, по всей видимости, присоединиться к точке зрения тех авторов, которые считают, что тру­довые коллективы — звено (компонент) политической системы, вклю­чаются в нее, так как выступают активными субъектами политической жизни, участвуют в обсуждении и решении государственных и обще­ственных дел.

Следует согласиться с мнением профессора 3. Млынаржа о том, что недооценка политической роли трудовых коллективов могла бы с тече­нием времени отомстить за себя так же, как недооценка проблематики национальностей и их политической роли. Если они не будут иметь воз­можности проявить себя как субъект официальной политической систе­мы, то в случае нарастания социальной напряженности могут выйти на политическую сцену спонтанно (в виде массовых забастовок, демонст­раций, стачкомов, новых профсоюзных организаций и т. п.). Существен­ной чертой развития политической системы должен быть поиск спосо­ба, путей и форм, которые позволят трудовым коллективам обрести статус реального субъекта политической системы, снять не только про­блему экономического, но и политического отчуждения работника.1

Недавнее конституционное закрепление трудовых коллективов в ка­честве составного элемента политической системы свидетельствовало о ее дальнейшей демократизации. Такое понимание политической систе­мы, которое охватывает своими рамками не только собственно полити­ческие институты — государство, политические партии, общественные организации, но также и трудовые объединения граждан, было харак­терно для прошлого этапа развития российского общества, так как в си­стеме демократии, в ее развитии видное место принадлежало трудовым коллективам, позволяющим вовлечь в управление общими делами каж­дого работника. Прежде всего именно здесь практически решались (или,

1 См.: МлынаржЗ. Трудовой коллектив как субъект политической системы // Коммунист. 1990. № 18. С. 34-42.

Глава 7. Государство в политической системе общества

наоборот, не решались) задачи, выдвигаемые правящей коммунистиче­ской партией, переводились на язык практики планы экономического и социального развития, задачи повышения эффективности, интенсифи­кации производства, происходила идейная и нравственная закалка че­ловека. Демократия не ограничивается лишь рамками политических от­ношений: она охватывает и такую важнейшую сферу общественной жизни, как производительный труд. Поэтому интересы классов, соци­альных слоев и профессиональных групп населения проявляются и раз­решаются не только через собственно политические учреждения, но и через другие социальные институты, к числу которых относится и тру­довой коллектив. Действительно, трудовой коллектив выступает как первичная ячейка не только хозяйственного, но и политического орга­низма. Это положение, естественно, влекло за собой признание трудо­вого коллектива субъектом политической системы общества.

Трудовой коллектив выступал в политической системе в качестве своеобразного субъекта, так как в нем можно было увидеть всю поли­тическую систему в миниатюре. Решающее значение, которое прида­валось трудовому коллективу, было обусловлено именно его своеоб­разием как первичной ячейки социально-политического организма. В условиях изменяющегося российского общества роль трудовых кол­лективов в производственной, общественной и государственной жиз­ни снижается, уменьшаются возможности для активного участия их работников в управлении предприятиями, учреждениями, организа­циями, осуществлении общественного самоуправления. Функциони­рование личности в трудовом коллективе проявляется в различных аспектах: как члена трудового коллектива, как члена партий, как члена различных общественных организаций. Да и сам принцип построения общественных организаций был основан преимущественно на произ­водственно-территориальном признаке. Личность как член обще­ственных организаций через трудовой коллектив, возглавляемый ад­министрацией предприятия, учреждения, выступающий как сумма действий личностей, до сих пор все-таки участвует в обсуждении и ре­шении государственных и общественных дел.

«В недалеком прошлом, теперь, кажется, уже безвозвратном, на та­ком корпоративно-государственном принципе была построена по сути дела вся советская государственно-общественная система. В ней каж­дое предприятие, завод, учреждение, институт, организация представ­ляли своего рода корпорацию, и через нее индивидуум не только искал и находил себя как личность, приобретал общественно значимую про­фессию и нравственные ценности, но и приобщался к общегосудар-

Раздел II. Общество и государство

ственным делам. В истории Российского государства именно благода­ря этому факту советский период несомненно представлял высшую степень достижения единения индивидуального и общего, которую ему вряд ли удастся достичь еще раз, если, конечно, не произойдет чего-то экстраординарного».1

Трудовой коллектив, выступая основной политической ячейкой об­щества, объединяет самых разных людей. Именно в нем на началах со­трудничества и взаимопомощи формируются и закрепляются обще­ственные отношения, создаются материальные и духовные богатства, обеспечивается единство и взаимообусловленность личных и обще­ственных интересов. Здесь, в трудовом коллективе, осуществляется привлечение и активное участие личности в управлении государствен­ными и общественными делами, человек формируется как личность. Рост политической сознательности трудящихся, их культурного и про­фессионального уровня, совершенствование управления и хозяйствова­ния в свою очередь создают предпосылки для расширения прав трудо­вых коллективов и усиления их ответственности перед обществом.

Таким образом, взаимосвязь, взаимодействие и единство частей, со­ставляющих политическую систему общества, осуществляются по­средством личности, ее творческой, преобразующей деятельности, что отвечает задачам широкого, неуклонного, постоянного и в высшей сте­пени эффективного участия каждого гражданина в управлении госу­дарственными и общественными делами.

Стабильность демократического функционирования политической системы Российского общества может гарантироваться только в том случае, если будет основана на политической культуре компромисса и консенсуса. Причем последнее вполне совместимо с конфликтом, про­тивоборством и не требует «поступаться принципами», отказываться от определенной позиции. Главное — найти общие подходы к решению вопросов, в том числе затрагивающих конфликтную ситуацию.

В этом большая роль отводится личности, носителю политического и правового сознания, культуры, воли, свободы и ответственности, ее умению формировать индивидуальные и групповые интересы, реали­зовать их через государство и за пределами его деятельности, создавать различные ассоциации по интересам, политические партии, профсою­зы, объединения потребителей и производителей, чья деятельность на­правлена на более эффективное правовое обеспечение потребностей гражданского общества.

1 Поздняков Э. А. Философия государства и права. М., 1995. С. 122.

Глава 8

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.