Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б) Феодальное государство и право



На третьем этапе развития рабовладельческого общества наступает эпоха его кризиса; рабовладельческие производственные отношения, прежде всего их характер, уже не полностью соответствуют уровню развития производительных сил, становятся тормозом для них. Раб-

Глава 6. Проблемы типологии государств

ский малопроизводительный труд постепенно заменяется трудом ко­лонов, которым передаются в пользование определенные участки зем­ли на условиях выполнения повинностей в пользу хозяина земли (не­редко бывшего рабовладельца).

Это свидетельствует о зарождении в недрах рабовладельческого об­щества новых, более прогрессивных феодальных производственных отношений, способствующих дальнейшему поступательному разви­тию производительных сил. В конечном счете они одерживают победу над старыми производственными отношениями, что отражается в над­стройке: рабовладельческое государство заменяется на феодальное, которое становится орудием господства крупных землевладельцев (помещиков, феодалов) над лично зависимым крестьянством. Воз­никнув на базе феодальной системы хозяйства и феодальной соб­ственности, феодальное государство охраняет экономическую осно­ву феодализма.

Способом присвоения феодалом прибавочного продукта становит­ся земельная рента. Известны три ее формы: отработочная, продукто­вая, денежная, которые условно соответствуют трем периодам в раз­витии феодального государства.

При отработочной ренте крестьянин находился под прямым надзо­ром и принуждением собственника или его представителя, он жил по­стоянно в непосредственной близости от них и отрабатывал опреде­ленное количество дней в неделю на их земле. При продуктовой ренте крестьяне сами располагали своим временем, выращивали урожай и расплачивались с хозяином продуктами. При преобладании денежной ренты отношения между крестьянами и земельным собственником складывались на договорной основе, причем первые превращались либо в арендаторов земли, либо в собственников, либо в неимущих бат­раков, нанимавшихся за деньги.

Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному — удержать власть помещиков над крепостными. На крестьян­ство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собствен­ностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господи­ном. Помещик мог потребовать от крестьянина выполнения работы на себя. Крепостной без ведома хозяина не мог жениться, отлучиться из деревни, приобретать имущество, покупать землю и распоряжаться ею.

Для феодализма характерно деление на три сословия: духовенство, дворянство и «третье» сословие — будущую буржуазию, каждое из ко­торых имело свои права и обязанности. Первые два сословия состав-

Раздел II. Общество и государство

ляли класс феодалов, господствующий, эксплуатирующий и угнетаю­щий крестьян. Главной отраслью производства являлось земледелие, поэтому собственность на землю имела решающее значение. На Вос­токе в ряде стран наряду с землей исключительно важную роль играли ирригационные сооружения, без которых земледелие было невозмож­но. Существовали и другие объекты собственности: сельскохозяй­ственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, семена, хозяй­ственные постройки, которые находились в собственности не только помещиков или государства, но и крестьян, ремесленников.

Следовательно, экономической основой феодального государства являются феодальная собственность на орудия и средства производ­ства и частичная собственность на крестьянина. Основной признак крепостного права — прикрепление крестьянства (оно составляло большинство населения, города были развиты крайне слабо) к земле. Отсюда произошло и само понятие «крепостное право». Крестьянин мог работать определенное число дней на себя на том участке, который выделял ему помещик, остальное время он работал на хозяина.

Сущность общества сохранялась: оно держалось на классовой экс­плуатации. Полноправными были только помещики, крестьяне остава­лись бесправными. Их положение мало чем отличалось от положения ра­бов в рабовладельческом государстве. Но все же крепостной крестьянин не считался полной и непосредственной собственностью помещика, до из­вестной степени принадлежал себе, и крепостное право при более широ­кой возможности развития обмена, торговых отношений все более и более разлагалось, расширяя возможности для освобождения крестьянства.

В истории феодального общества можно также выделить три перио­да развития.

В Западной Европе феодализм занял более чем тысячелетнюю эпо-ХУ (V-XVII вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты нашли свое отраже­ние в сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонисти­ческие противоречия между феодалами и угнетенными массами, борь­ба между различными группировками среди феодалов составляли характерные черты этого общества.

Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и к изменениям в государстве. На первом этапе раннефео­дального строя существует раннефеодальное государство (конец V-середина XI в.). Феодализм еще только консолидируется и упрочива­ется как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала организуются в большие, но весьма

Глава 6. Проблемы типологии государств

слабые по степени интеграции монархии (феодально-раздробленные государства). Для второго этапа — периода полного развития фео­дального строя, фазы его расцвета (середина Х1-конец XV в.) типич­ны централизованные сословно-представительные монархии. Для тре­тьего этапа — периода позднего Средневековья (конец XV-XVII в.), полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные монархии.

Первый этап феодализма характеризуется незрелостью феодально­го способа производства; его классовая структура обусловлена тем, что наряду с феодальнозависимым крестьянством сохранялась еще боль­шая масса свободных крестьян-общинников и мелких земельных соб­ственников; с земледельцами-феодалами сливалась военно-дружин­ная знать; эксплуатация осуществлялась как в форме ренты, так и в виде взимания дани; завершение процесса становления феодального способа производства связано с узурпацией общинных земель.

Второй этап отличается господством крупной земельной собствен­ности, незначительной ролью городского ремесла, торговли и товар­но-денежных отношений при сохранении натурального хозяйства; на­родное ополчение заменено феодальным, что привело к ослаблению королевской власти, так как отдельные феодалы стали богаче королей; произошло полное слияние дружинной знати и земледельцев-феода­лов; короли становятся первыми среди равных (primus inter paris); при натуральном в основном хозяйстве прочные экономические связи от­сутствовали; существовали коллективные органы феодальной олигар­хии: королевская курия или совет, боярская дума (XIII-XIV вв.), съез­ды феодалов, княжеские съезды.

Связь по вертикали от короля до простого рыцаря обеспечивалась иерархией собственности и политической власти, установлением вас­сальной зависимости менее крупных феодалов от более крупных, на­личием системы сюзеренитета-вассалитета.

Сословно-представительной монархией называется такая центра­лизованная феодальная монархия, в которой формально полновласт­ный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание предста­вителей господствующих сословий.

Преодоление феодальной раздробленности осуществлялось на поч­ве интенсификации производства, возросшая способность сельского хозяйства производить больше продукции стимулировала развитие обмена между городом и деревней, товарно-денежных отношений и эволюцию городов как ремесленных центров. Без торговли интенси-

Раздел II. Общество и государство

фикация производства становилась для феодала бесцельной. Развитие товарно-денежных отношений открывало возможность превратить ренту в средство удовлетворения разнообразных потребностей и пото­му требовало повышения производительности труда и усиления экс­плуатации крестьянства в целом.

Усиливающиеся крестьянские войны объективно требовали уста­новления сильной государственной власти, чему в немалой степени способствовало также укрепление позиций среднего землевладения (стабильность монастырского землевладения) и появление служилого землевладения. Поэтому объединение обширных областей в феодаль­ные королевства являлось потребностью как для земельного дворян­ства, так и для городов.

На третьем этапе государство существует в виде абсолютной монар­хии, где верховная власть всецело и нераздельно (неограниченно) при­надлежит монарху, который издает законы, назначает чиновников, со­бирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции при бесправии народа.

Феодальное государство принимает форму абсолютной монархии в переходный период, когда старые феодальные сословия приходят в упа­док, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, когда ни одна из борющихся сторон не может взять верх над другой. Это четко прослеживается на примере Англии в прав­ление Тюдоров в XVI в., когда появилось новое дворянство — джентри.

Классовая сущность феодального абсолютизма не меняется, так как государство, по общему правилу, является государством самого могу­щественного, экономически господствующего класса. Абсолютная мо­нархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значения сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.

Рассматривая сущность феодального государства, следует исходить из общей закономерности происхождения государства. Государство и право феодального типа возникают там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия между феодалами и крестьянами объективно становятся непримиримыми.

Для того чтобы обеспечить классовое господство, используется сила, которая стоит над обществом, — феодальное государство, которое вы­ступает организацией экономически господствующих политических сил, стоящих у власти. Классовая сущность такого государства — дик­татура этих политических сил. Как при рабстве, так и при крепостниче-

Глава 6. Проблемы типологии государств

 

стве господство меньшинства над громадным большинством не может обходиться без принуждения. Для сохранения власти необходим соот­ветствующий аппарат — государство. Функции феодального государ­ства делятся на внутренние (охрана феодальной собственности, подав­ление сопротивления крестьян, идеологическое воспитание народных масс) и внешние (оборона страны, захват чужих территорий, порабо­щение других народов, например крестовые походы).

Механизм феодального государства в процессе его эволюции претер­певал существенные изменения: он был относительно прост на первом этапе и становился все более сложным по мере развития государства. Абсолютизм доводит его до гигантских размеров; исполнительная власть с ее громадной бюрократической и военной организацией, с ее многосложной государственной машиной, с войском чиновников в полмиллиона человек рядом с армией еще в полмиллиона, обвиваю­щая точно сетью все тело французского общества и затыкающая все его поры, возникла в эпоху абсолютной монархии, при упадке феода­лизма. Основная роль в этой машине принадлежала карательным орга­нам: армии, полиции, жандармерии, суду, тюрьмам и т. п.

Большую роль в феодальном государстве играла церковь, догматы которой были одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получали во всяком суде силу закона. Особенно сильное влия­ние христианская церковь имела в Западной Европе, где она безраздель­но господствовала в сфере духовной жизни в период средних веков. Ре­лигия была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианской культуры. В руках священнослужителей полити­ка и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались простыми отраслями богословия, и к ним применялись те же принципы, которые господствовали в нем. «Нет власти аще не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» — непререкаемая догма феодального строя. Происходила ожесточенная борьба между римско-католической церковью и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе.

Большое влияние в период феодализма имела божественная теория Фомы Аквинского, носившего титул «ангельского доктора». В 1323 г. церковь причислила его к лику святых. В 1879 г. папа Лев XIII объ­явил его учение «единственно истинной философией католицизма». Надо сказать, что в этот период велась активная борьба против заси­лья церкви, широкое распространение особенно в XI-XIII вв. получи­ли ереси — плебейско-крестьянские и бюргерские. Последние пропо­ведовали идеи объединения и создания сильной централизованной власти. Доктор богословия, профессор Оксфордского университета в

9-3591

Раздел II. Общество и государство

Англии Джон Уинклиф(1324-1384) и чешский теолог Ян Гус(1371-1415) провозглашали независимость английской церкви от папской, оспаривали принцип непогрешимости пап, возражали против вмеша­тельства церкви в дела государства, полагали частную собственность и деление на сословия идущими от Бога.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.