Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел II ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО



Глава 2

ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

§1. Происхождение государства

При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Практическое значение данной главы связано с определением исторических рамок существо­вания государства.

В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,1 написанной с учетом громад­ного исторического и политического материала, где показано, как го­сударство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.

Большое значение для характеристики первобытного строя и уяс­нения вопроса общественного самоуправления имела книга амери­канского этнографа Л. Моргана «Древнее общество», вышедшая в свет в 1877 г., в которой сделана попытка научно проанализировать развитие родовой организации на примере североамериканских ин­дейцев. В своих взглядах на первобытное общество он приближался к материалистическому пониманию истории, но в целом не смог понять роль и значение экономики, производственных отношений, сущность и значение классового деления общества.

1 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства. В связи с исследованиями Л. Г. Моргана // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 23-178.

Глава 2. Проблемы происхождения и сущности государства

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно-общинный строй — древ­ний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивными. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т. е. совместным трудом всех чле­нов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (пло­ды, рыба, животные и т. п.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, рас­пределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллектив­ность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первона­чально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящих от одного прародителя), но и как обще­ственная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.

Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколь­ко этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно организованное общество.

Период дикости (каменный век, детство человеческого рода) боль­шинство народов пережили примерно 30 тысяч лет назад, когда осу­ществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные че­ловеком предметы служили главным образом вспомогательными ору­диями такого присвоения (камень, палка, копье и т. п.). Общественное устройство этого периода — стадная общность, первобытное стадо.

Период варварства подразделяется на две крупные эпохи: бронзо­вый век и железный век. В первой из них возникает домашнее живот­новодство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются и специализируются орудия труда для выполнения раз­личных операций (появляются топор, нож, шило, скребок, наконечни­ки стрел и копий и т. д.). Накапливается опыт производственной дея­тельности в виде специальных приемов трудовых операций в каждом конкретном деле. При охоте, рыбной ловле, поимке, приручении и раз­ведении животных — всюду успех опирался на унаследованные от предков приемы.

Раздел II. Общество и государство

Предметы потребления стали результатом труда, например приру­ченное животное, его приплод, урожай злаковых культур с засеянного поля (а не найденного готовым в природе).

Изменились и производственные отношения: коллективное присво­ение продуктов природы переросло в коллективное присвоение про­дуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потреб­ления трансформировалось в общинную собственность.

Стала другой общественная организация: первобытное стадо преобра­зовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовал. Роды объединялись в племена, а последние — в союз племен. Возникла необходимость в управлении об­щественными делами, т. е. потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она не являлась политической, так как не была связана с государством.

Власть — древнее и повсеместное универсальное свойство любой социальной организации, в которой элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что, будучи составлено из несколь­ких частей, представляет единое целое.

В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплоще­нием были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшин­ству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.

Власть вначале не давала^ никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизме­няться и принимать новые, несвойственные ей изначально черты.

Можно предположить, что самоуправление первобытного обще­ства осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согласования воли и интересов, поведения его членов на базе общно­сти потребностей, совпадения в главном целей и единства взглядов на пути и формы их достижения. Неполитическая власть осуществ­ляется, следовательно, путем влияния, осознания идентичности ин­тересов, часто оказывает Психологическое воздействие, в целом по­коится на авторитете; применение силы в принципе отсутствует, но не исключено.

В эпоху железного века происходили наиболее значительные каче­ственные изменения внутри родового строя, приведшие в конечном счете к его разложению.

Глава 2. Проблемы происхождения и сущности государства

С марксистской точки зрения, происхождение государства обуслов­лено образованием антагонистических классов. Одним из главных про­цессов классообразования в сфере материального производства призна­ется переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической револю­цией, приведшей к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабо­чую силу человека способной производить большее количество продук­тов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно организованного общества.

Первое крупное общественное разделение труда — это отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства дает возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую оче­редь развивается у кочевых народов, так как все их имущество нахо­дится в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждаемой форме, а образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов. Проникнове­ние товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен, будучи главным средством обособления индивидов, делает стадное существование ненужным.

Внутри родовой организации постепенно складывается имуще­ственная и производственная разобщенность, которой во многом способствовало второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Происходит значи­тельное имущественное расслоение. Среди соплеменников появля­ются богатые и бедные.

В период господства присваивающей экономики не было заметно на­личия избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся об­меном продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда — появлению класса купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства.

Рост производительности труда неизбежно ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной соб-

Раздел II. Общество и государство

ственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой мате­риальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность, и наследство сосредоточиваются в рамках отдельной семьи.

Таким образом, крупные общественные разделения труда происхо­дят как внутри племен, так и между ними, а" специализация обществен­ного производства приводит к увеличению результатов труда и обме­на продуктов.

Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.

На этом этане первобытно-общинная организация начинает испы­тывать кризис власти, потому что возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение ча­стной собственности и имущественного неравенства приводит к рас­хождению этих интересов. Органы первобытно-общинного строя по­степенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.

Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

Развитие собственности.^ многих народов имело исходным пунк­том общинную или племенную собственность, которая существовала повсеместно. Общая картина такова: по мере роста производительно­сти труда накапливаются стада, которые вначале принадлежат всему племени, потом роду, затем отдельным патриархальным семьям; зем­ля также сначала была общей собственностью, затем становится объек­том пользования отдельных семей, закрепляется по наследству.

Сужение производственной единицы от общины до имущественно обособленной семьи происходит у каждого народа по-своему, охваты­вает разное время, но все-таки является характерной чертой процесса возникновения частной собственности. Патриархальная семья, вклю­чающая три-четыре поколения, оказывается основной ячейкой, спо­собной использовать привлеченную рабочую силу, т. е. эксплуатиро­вать чужой труд для присвоения себе его результатов.

Глава 2. Проблемы происхождения и сущности государства

У разных народов возникновение частной собственности вызвало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных клас­сов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства со­провождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к ост­рым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных услови­ях родоплеменные связи теряют свое значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногла­сия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появля­ется новая организация уже не всего общества, а только его части — собственников средств производства — для охраны сложившихся эко­номических отношений имущественного неравенства.

С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Госу­дарство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку .классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и все­гда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развива­ется особый институт — государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внут­ренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится орга­ном политических сил, стоящих у власти, и чем более явно осуществ­ляет их господство.

Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не представляет собой силу, извне навязанную обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть при­знание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, изба­виться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеря­ла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более от­чуждающаяся от него, есть государство.1

1 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства. В связи с исследованиями Л. Г. Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 170.

Раздел II. Общество и государство

Глава 2. Проблемы происхождения и сущности государства

Если общественное производство в результате тысячелетней эволю­ции пришло к частной собственности, то для всех других областей организации общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в производстве. Возникновение государства — это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т. е. в экономике), а, наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной соб­ственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономиче­ские отношения — базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.

Для марксистского понимания происхождения государства недо­статочно сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения сделать выводы о том, что государство не устраняет борьбу классов. Государство есть «продукт» и «проявление» неприми­римости классов.

Сложившийся экономический базис, основанный на частной соб­ственности на средства производства, развивается под охраной и защи­той государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы; государство не примиряет, а только умеряет столкновение классов для того, чтобы они не уничтожили друг друга в бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.

Переход от первобытно-общинного строя к государству — это кру­той поворот в развитии общества. Он происходит не сразу, захваты­вает значительный промежуток времени, так как и изменения в про­изводстве совершаются не одномоментно. Поэтому В. И. Ленин употребил формулировку, что государство возникает «там, тогда и по­стольку, где, когда и поскольку» классовые противоречия непримири­мы, чем подчеркивается длительность и постепенность процесса про­исхождения государства.1

Возникновению рабовладения и феодализма из первобытно-общин­ного строя предшествуют исторические эпохи в сотни и тысячи лет, когда общество находится на переходной стадии. И лишь в ходе дли­тельной эволюции преодолеваются черты первобытного строя и утвер­ждаются характеристики, присущие рабовладению или феодализму. Родоплеменные отношения после возникновения государства могут еще долго сохраняться у того или иного народа, но главной силой ста­новится государство.

1 См.: Ленин В. И. Государство и революция. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 7.

Развитие российского общества шло по пути постепенного распада общинно-родового строя, формирования феодальных отношений и класса феодалов — крупных земельных собственников, и класса фео­дально зависимых крестьян, т. е. эксплуататоров и эксплуатируемых. Вместе с расслоением на классы возникает и борьба между ними, при­ведшая в конце концов к возникновению феодального государства. Расселение населения по более обширной территории, связанные с этим войны с соседними государствами лишь ускорили данный про­цесс. Однако не следует считать войны причиной возникновения госу­дарства. Войны — следствие классового расслоения, происходящего внутри общества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.