Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Традиции в истории правовой мысли



В юридической науке можно выделить две основные традиции в правопонимании. Одна из них — этатистская (от французского сло­ва etat, что в переводе означает «государство») и другая — либеральная (от лат. liberalis — «свободный»).

В социуме, где переплетаются различные интересы индивидуумов, социальных групп, организаций, право играет важнейшую роль в уре­гулировании, в упорядочении этих отношений. Но не всегда эти отно-

4-3591

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

 

шения получают гармоничное решение проблемы, оценку со стороны государства, отдельных лиц, организаций. И право является тем соци­альным институтом, который призван существенным образом влиять на урегулированность этих отношений.

Произвол, бесправие (анархия) с нравом несовместимы. Общество всегда стремилось, чтобы был правопорядок, обеспечивалась закон­ность, тде государству, его органам отводилась бы главенствующая роль в решении этих вопросов. Для этого государство наделяется оп­ределенными властными полномочиями в обеспечении правопорядка и законности. Однако всегда есть реальная опасность, что государство может злоупотреблять предоставленными ему полномочиями. Поэто­му, во-первых, люди боятся произвола со стороны государства, боятся того, что правящие будут злоупотреблять своей свободой. Во-вторых, боятся анархии со стороны членов общества, самого общества. Следо­вательно, нужно найти такую меру свободы, чтобы упорядочить эту свободу. Право и есть эта мера свободы. Как определить эту меру? Кто-то ее устанавливает или сама эта мера рождается, вырабатывается в общественной жизни? В зависимости от меры свободы, которая долж­на быть выражена в праве, и сложились эти традиции.

Согласно этатистской традиции, эту меру свободы государство определяет путем издания юридических норм, законов. Следователь­но, право — дитя закона юридического. Государство дарует нам свобо­ду. Свобода — дар государства. Эта традиция носит патерналистскую окраску (от лат. pater— «отец»). Патернализм — характерная черта этатистского понимания нрава. Государство предоставляет права и свободы личности. В этой традиции не различают право и закон. По общему правилу, не ставится вопрос о справедливости, о правовом ха­рактере закона. Не ставится вопрос о моральности, моральных осно­вах закона, правосудия, права, политических вопросов. Политика — тоже не дело юриста. Юрист должен знать законодательство, система­тизировать, анализировать, комментировать его. Теория права своди­тся к теории действующего права (действующих законов).

В этой традиции, как правило, не ставится вопрос о соотношении права и морали, права и политики, права и законов. Юрист должен за­ниматься законоведческой деятельностью. Это хорошо для стран с ус­тановившейся, сформировавшейся системой права. Не ставится воп­рос о равенстве перед законом и судом, а только о равенстве перед властью. Отсюда законность сводится к соблюдению действующих за­конов (и только к этому). В этой традиции не ставится вопрос о соот­ношении общества и государства. Государство поглощает общество.

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

 

Государство определяется как всеохватывающая форма бытия обще­ства. Связывает ли государство себя действующим законодательством (юридическими законами, которые само и издает)? Во-первых, в опре­деленных случаях оно не связывает себя правом (запрещено все, кроме того, что приказано), никакими нормами; во-вторых, в рамках данной традиции государство может связывать себя законами, которые оно само же и издает. Следовательно, оно может ограничивать себя юри­дическими законами.

В рамках этой традиции в Германии во второй половине XIX в. Ро­берт фон Моль употребил термин «правовое государство», имея в виду такое государство, которое ограничивает себя им же создаваемыми юридическими законами. Сама идея правового государства, т. е. госу­дарства, ограниченного рамками закона, восходит к временам антич­ности. Оно может быть и авторитарным, и демократическим.

Многие традиции относятся к этатистским. Это, во-первых, юриди­ческий позитивизм, утвердившийся в Европе во второй половине XIX в. Позитивисты считают, что право — это официально признанное пра­во, т. е. законы, судебные акты, приказы органов государственной вла­сти, независимо от их содержания. Во-вторых, к этатистской традиции относится и нормативистская теория права, основателем которой счи­тается известный австрийский юрист Ганс Кельзен. Нормативисты рассматривают право исключительно как совокупность норм, являю­щихся продуктом государственной воли. В-третьих, это советская теория права, которая сложилась с середины 30-х гг. XX в. Согласно марксистскому учению, право — это возведенная в закон воля гос­подствующего класса, затем — воля трудящихся и, наконец, — воля всего народа. Право рассматривается как инструмент политики, от­стаивается приоритет государства над правом, утверждается, что пра­вами и свободами гражданина наделяет государство, что с построени­ем коммунизма право и государство отмирают.

Согласно либеральной традиции, мера свободы рождается в самой общественной жизни в процессе согласования людьми своих порой противоположных интересов, в ходе заключения договоров, развития договорных отношений (договор — юридическое средство общения). Задача законодателя, государства и состоит в том, чтобы официально признать эту меру свободы, сформировавшуюся в самой обществен­ной жизни.

В этой традиции различают право и юридический закон, который и должен соответствовать мере свободы, выраженной в праве. Однако не всегда в реальной жизни этот принцип права находит свое подтвержде-

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

ние в законодательстве. Свобода не есть дар государства, свобода есть прирожденное свойство человека — это самое важное качество, которым обладает человек, живущий в обществе. По природе своей человек свобо­ден. Однако эта его свобода не безгранична, не абсолютна, а имеет опре­деленные рамки (границы). Свобода личности выражается в равенстве перед правовым законом, а не перед властью. Закон должен обладать правовым содержанием, гарантировать свободу личности. Поэтому нуж­но разграничивать право и закон, правовые и неправовые законы.

В либеральной традиции правопонимания главный вопрос заклю­чается в том, чтобы подчинить праву правящих и подвластных, прежде всего правящих. Государство ограничивает себя правом по принципу: запрещено все то, что не разрешено законом. В рамках данной тради­ции признаются естественные и неотчуждаемые права и свободы лич­ности, а государство рассматривается как политическая организация для охраны индивидуальных прав и свобод (свободы слова, печати, митингов, шествий). Государство должно служит обществу, а не на­оборот. Общество, где признаются разные интересы различных соци­альных групп, организаций, институтов, где признается свободная личность, называется гражданским обществом. Само понятие «граж­данское общество» формируется в рамках этой традиции, сначала в Шотландии, а потом и в Англии. Эта мысль восходит к английскому философу и мыслителю Дж. Локку. Именно он является основопо­ложником классического либерализма, автором концепции естествен­ных прав и свобод личности.

Гражданское общество и правовое государство выступают как га­рант свободы личности, ее творческого, гармоничного становления и развития. В этом наше будущее, и чем раньше мы станем на путь про­грессивного, цивилизованного развития, по которому идут развитые страны, тем быстрее мы вернемся в лоно мировой цивилизации.

§ 6. Структура общей теории государства и права

В данном случае речь идет о различных научных направлениях в общей теории государства и права. Рассмотрим только общую харак­теристику этих направлений в теоретико-правовых исследованиях.

Во-первых, это теория государства и теория права. В рамках нашей науки, которая имеет разные названия (общая теория права, теория права и государства, теория государства и права), рассматриваются и правовые и государственные институты. Однако следует подчеркнуть, что составной частью общей теории государства и права является тео-

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

рия государства. Государство (как институт власти) является предме­том изучения политической науки, а в рамках теории государства и права оно изучается как правовое явление. Здесь можно использовать материалы соотношения теории государства и права и политологии, о чем уже выше шла речь, так как теория государства — составная часть и общей теории государства и права, и политологии.

Во-вторых, в дисциплине теория государства и права можно выде­лить такое направление исследования, как философия права, философ-ско-правовые исследования. Одни авторы предмет этой отрасли зна­ний, т. е. философии права или философско-правовых исследований в •праве, сводят к гносеологическим проблемам права, а именно — к за­кономерностям познания права, к тому, как именно познается право, вычленяя из предмета теории права именно этот его элемент в каче­стве предмета философии права. Другие авторы, и это более поздние направления исследований права, не отрицая, конечно, того, что про­блемы познания права составляют важнейшую задачу философско-правовых исследований, делают акцент на аксиологических аспектах права (аксиология — наука о ценностях), т. е. на познании ценностных основ права. По сути дела, эти ученые независимо от того, признают они это прямо или нет, являются сторонниками естественного права, естественно-правового направления в юриспруденции, которое насчи­тывает две с половиной тысячи лет. Таким образом, эти авторы счита­ют, что философия права и теория права изучают различные ценност­ные аспекты (основы) права, правовой действительности, связь права и культуры, прежде всего — связь права и нравственности.

В-третьих, важнейшей составной частью, важным направлением в теории государства и права является социология права, социологиче-ско-правовые исследования.

Отечественная социология права начала развиваться (если не счи­тать начало XX в.) в послевоенный период, с конца 60-х гг., и делала акцент главным образом на проблеме эффективности действующих норм права, оставаясь в рамках исследования действующего законода­тельства. Но все же в этом круге представлений намечалась связь пра­воведения с жизнью. Именно здесь, в рамках социологических иссле­дований в праве, чтобы не затрагивать идеологические, политические основы, стали впервые проводиться конкретные социологические ис­следования. В последнее время в процессе становления этой науки го­ворят о смене парадигмы (предмета, направления исследования) в об­ласти социологии права, т. е. речь идет об ином понимании предмета, направления исследования в области социологии права. И вот, конста-

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

тируя, что социология нрава начиная с конца 60-х гг. XX в. все-таки способствовала укреплению намечавшейся связи юриспруденции с жизнью, сторонники этого подхода делают акцент на выявлении пра­вовых начал общественной жизни. Социология права как раз и должна заниматься выявлением правовых начал общественной жизни, т. е. та­ких отношений, которые строятся на основе взаимного признания субъектами правоотношений свободы и равенства друг друга, призна­нии взаимных интересов, не противоречащих интересам третьих лиц и всего общества в целом, а именно таких отношений, которые должны получить закрепление в действующем законодательстве, таких норм, которые рождаются самой жизнью. Поэтому сторонники вот такой смены акцентов в понимании предмета социологии права рассматри­вают ее как социологию нормообразования, изучения процесса нормо-образования самой реальной жизни, с тем чтобы оказать реальную по­мощь законодателю и ориентировать его на создание собственно правовых законов, которые базировались бы на неких уже сформиро­вавшихся механизмах в самом обществе, а не предписывались обще­ству сверху, пока оно не готово к их восприятию. К тому же если разре­шено все, что не запрещено законом, то социология права и должна выявить эти правомерные акты, которые должны получить закрепле­ние в законодательстве с учетом того, что нужно сформулировать и хорошие запреты.

В-четвертых, в рамках общей теории государства и права изучается теория позитивного права, то, что называют догмой права — законове­дением. Это теория действующего (положительного) права, которая очень нужна практикующим юристам, чтобы получить законоведче-ские знания, не забывая при этом о положениях философии права и социологии права.

Курс общей теории государства и права вообще нередко в юриди­ческой литературе сводят только к теории действующего позитивного права. Теория действующего права в России еще называлась и энцик­лопедией права, в рамках которой изучались законоведческие знания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.