Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб.: Питер, 2003. - 576 с. — (Серия «Учебник для вузов»).

 

 

Абдулаев Комаров Проблемы теории государства и права 2003

 

 

ББК 342(075) УДК ХОя7 А13

Магомет Имранович Абдулаев, Сергей Александрович Комаров

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебник для вузов

Рецензенты: д. ю. н., профессор В. С. Афанасьев, д. ю. н., профессор Т. Н. Радько,

д. ю. н., профессор В. А. Рыбаков Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора С. А. Комарова

Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Выпускающий редактор Художественный редактор Корректоры Верстка

Е. Строганова

И. Андреева

В. Зассеева

О. Морозова

К. Pariieem

Л, Комарова, Т. Х/шспшч В. Зассеева

Абдулаев М. И., Комаров С. А.

А13 Проблемы теории государства и права / Учебник. — СПб.: Питер, 2003. — 576 с. — (Серия «Учебник для вузов»).

ISBN 5-8046-0013-3

В учебнике излагаются основные проблемы общей теории государства и права, рассматриваются научные представления о социальной природе, сущности и назначении государства и права, раскрываются обобщенные систематизированные знания о функционировании и развитии государственно-правовых явлений и институтов общественной жизни. Центральная идея — приоритет и обеспечение прав и свобод человека. Основные положения общей теории государства и права, реалии современного политико-правового состояния российского общества рассматриваются под углом зрения прав человека и гражданина как высшей социальной ценности. Учебник по проблемам теории государства и права подготовлен в целях оптимизации подготовки к сдаче государственного экзамена по дисциплине «Теория государства и права», экзамена по специальности 12.00.01 — «Теория и история права и государства, история правовых учений».

 

Предназначен студентам юридических вузов, аспирантам, соискателям, науч­ным работникам и преподавателям, а также всем, кто интересуется вопросами об­щей теории государства и права.

ББК 342(075) УДК Х0я7

ООО «.Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. б7в.

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

том 2; 95 3005 — литература учебная. Подписано в печать 31.01.03. Формат 60*90/16. Усл. п. л. 35.

Тираж 4500 экз. Заказ № 3591.

Огпечатако с готовых диапозитивов в ОАО «Типография „Правда"». 191119, С.-Петербург. Социалистическая ул., 14.

ISBN5-8046-0013-3

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Предисловие

Теория государства и права1 — одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах, содержит обобщенные абстрактные положения о государстве и праве. На протяжении всего времени обучения студенты не только познавали конкретные отрасли права, но и искали ответы на вопросы, которые в течение длительного периода развития цивилизации волновали людей: почему право и го­сударство существуют? почему они необходимы? всегда ли они были? почему они так неодинаковы в разных странах и в различные эпохи? и вообще, каковы закономерности их бытия и развития?

Эти вопросы касаются не только каждого человека, но и общества в целом, что особо проявляется в переломные моменты общественной жизни (скажем, в условиях революций). Например, если учесть, что многих волнуют такие вопросы, как власть, собственность, право, орга­ны государства, политический режим, форма правления, то станет по­нятен тот большой интерес, который — тоже с давних времен — прояв­ляют к государству и праву различные отрасли человеческих знаний — философия, экономика, история и т. п. Более того, вопросы государ­ства и права порой становятся в центре жизни общества, мировоззре­ния, политической и идеологической борьбы, приобретают первосте­пенное, решающее значение (например, в России — это события 1917 г., августа 1991 г.).

Вопросы государства и права для юристов имеют прежде всего профессиональное значение. Понятно: для будущих судей, прокуро­ров, адвокатов, следователей в первую очередь важно то, что имеет значение непосредственно для практических нужд, а именно — со­держание тех или иных нормативно-правовых актов, юридические процедуры и т. п. Но суть дела в том, что все это может быть по-на­стоящему основательно понято и использовано в жизни только на базе глубоких представлений о государстве и праве в целом, о право­вой политике, о существующих в этой области закономерностях. Да и вообще юристам для решения чисто практических вопросов, а также для изучения специальных юридических наук нужно предваритель­но иметь четкие представления об общих юридических понятиях и юридических терминах.

1 Авторы исходят из равнозначности понятий «теория государства и пра­ва» и «общая теория государства и права».

Предисловие

Поэтому, хотя юридическая наука возникла и долго развивалась преимущественно как прикладная область знаний для обслуживания юридической практики, в ней постепенно формируется правовая на­ука, изучающая общие закономерности функционирования и развития государства и права.

Дальнейшее развитие российской правовой системы и государ­ственности, признание приоритета прав и свобод человека и гражда­нина, принципа разделения властей, гражданского правового обще­ства — все это требует нового подхода к трактовке и изложению правовых понятий и институтов.

За последние годы по проблемам теории государства и права было опубликовано несколько учебников и учебных пособий различными авторскими коллективами, что объясняется возможностью высказать свою точку зрения как на устоявшиеся, так и новые политико-право­вые идеи. В этом следует видеть закономерный процесс непрерывного развития и совершенствования юридической науки и образования.

В предлагаемом учебнике авторами сделана попытка изложить об­щие и переосмыслить отдельные теоретические положения функцио­нирования государственно-правовой надстройки, в особенности рос­сийского государства и права. Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в ци­вилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, фор­мирование гражданского общества требуют как теоретического осмыс­ления основных тенденций развития, так и поиска возможных путей их практического воплощения в российской действительности.

Основная задача заключается в раскрытии теоретически важных понятий общей науки теории государства и права, являющейся базо­вой общетеоретический дисциплиной в системе юридических наук, основой их познания. Ее изучение предполагает достижение несколь­ких целей: во-первых, усвоить комплекс общетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях; во-вторых, получить представле­ние об основных категориях, отражающих особые свойства государ­ства и права; в-третьих, определить значение общетеоретических зна­ний для последующей практической деятельности.

В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования, развития и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого про­фессионализма, чувства законности и справедливости.

Большое внимание уделяется уяснению основных принципов пра­ва, усвоению не только буквы, но и духа законов, формированию уме­ния правильно их толковать и применять. Приоритет в изучении отда-

2-3591

Предисловие

ется правовым идеям, однако подчеркивается их неразрывная связь с государством.

Центральная идея учебника — приоритет и обеспечение прав и сво­бод человека и гражданина как высшей социальной ценности. Исходя из этого рассматриваются основные положения теории государства и права, ставится задача глубокого осмысления государственно-право­вых институтов как сложного социального феномена, учитывая, что право, будучи явлением человеческой цивилизации и культуры, при­звано прежде всего служить человеку.

Общая теория государства и права имеет не только мировоззренческое, но и вместе с другими юридическими науками непосредственно практи­ческое значение для юристов. Фундаментальные теоретические знания о праве и государстве являются необходимым условием эффективной про­фессиональной деятельности юриста для практической работы по обес­печению защиты интересов личности и общественного правопорядка.

Работа в определенной степени носит и научно-исследовательский характер, так как авторам приходилось подвергнуть переоценке некото­рые понятия и термины, а также по-новому осмыслить многие положе­ния юридической науки и практики, сложившиеся в прошлом столетии, что не давало возможности правильно трактовать и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.

В учебнике нашли отражение общетеоретические взгляды на право и государство мыслителей прошлого и настоящего времени, новейшие до­стижения отечественной и зарубежной юридической науки. Авторами использованы широкий круг источников, среди которых труды антич­ных философов Платона, Аристотеля, Цицерона; мыслителей эпохи Воз­рождения и Реформации; философов и просветителей эпохи Просвеще­ния и Нового времени Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, А. Н. Радищева, Т. Пейна, Т. Джеффер-сона, Г. Кельзена; российских юристов Н. Н. Алексеева, Н. М. Кор-кунова, Е. Н. Трубецкого, Г. Ф. Шершеневича, Л. И. Петражицкого, И. А. Ильина, Е. Б. Пашуканиса, А. Ф. Кони, П. И. Стучки, М. С. Стро-говича, М. Д. Шаргородского, И. С. Иоффе, Л. С. Явича, С. С. Алексее­ва, А. И. Денисова, Н. В. Витрука, В. Н. Кудрявцева, В. А. Туманова, М. Баглая, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, В. С. Нерсесянца, Р. 3. Лив­шица, Д. И. Луковской, Л. Б. Тиуновой, И. Ю. Козлихина и др.

Авторы выражают глубокую признательность рецензентам: д-ру юрид. наук, проф. В. С. Афанасьеву, д-ру юрид. наук, проф. Т. Н. Радь-ко, д-ру юрид. наук, проф. В. А. Рыбакову, а также выражаем искрен­нюю благодарность всем тем, кто способствовал изданию данного учебника.

Раздел I

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Глава 1

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 1. Теория государства и права

как социально-гуманитарная наука

С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое государство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и на Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов, выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и государства в жиз­ни каждого человека и общества в целом. Этот вопрос интересовал их прежде всего потому, что право и государство и в древних, и в совре­менном обществах затрагивают каждого из нас.

На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, об их социальном назначении. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с измене­нием мировоззрения человека, многих его ориентиров, человеческих ценностей.

Человеческое общество, как и природа, существует и развивается по определенным законам. Законы развития общества и человеческого бытия изучаются философией, историей, экономическими науками, этикой, социологией и другими общественными науками. В число об­щественных наук входит и юридическая наука. Она раскрывает зако­номерности существования, функционирования и развития права и государства, политического и правового сознания, политических и правовых отношений. Юридическая наука призвана объективно отра­жать исследуемые явления и вооружать человека знаниями о природе и сущности правовых явлений.

Среди юридических наук особое место принадлежит общей теории государства и права, которая изучает закономерности функционирова-

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

ния и развития государственно-правовых явлений, которые являются общественными явлениями. Например, право призвано регулировать, упорядочивать определенные общественные отношения. Следователь­но, нет общества без права и нет права без общества. И наука, изучаю­щая государство и право, относится к общественным наукам. Вместе с тем это наука и гуманитарная — наука о человеке (его правах и свобо­дах). То или иное понимание природы человека обуславливает ту или иную модель общественного бытия, следовательно, и права как осно­вы этого бытия, общественных отношений.

Издавна природу человека понимали по-разному. Мы придержива­емся традиций, восходящих к Протагору (греческий софист) и Арис­тотелю, которые понимали человека как существо общественное и по­литическое, т. е. склонное к общению с себе подобными (со времен платоновского Сократа природу человека определяли как разумного существа). Протагор писал, что «Человек есть мера всех вещей». Имен­но человеческое начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, по­являются представления, в которых учитывается природа индивида.

Каковы же условия его общения с другими людьми? Необходимы ра­зумные условия совместной жизни, согласие вокруг этих условий, норм, правил совместной жизни. Человек — существо общественное. Отсюда следует, что нужно согласие в вопросах права. То или иное понимание природы человека обусловливает ту или иную модель общественного бы­тия. Каковы условия общения в совместной жизни? Потребуется ли со­гласие для совместного существования? Ответ на эти вопросы один: го­сударство создается главным образом для защиты и удовлетворения нужд человека, его прав и свобод. В вопросах определения природы взаи­моотношений индивида и государства некоторые ученые исходят из по­нимания того, что люди, опираясь на достижения своего познания, сами сознательно определяют условия своего общения и свой образ жизни. Таким образом, они сознательно заключают общественный договор (со­глашение) для обеспечения взаимной безопасности и справедливости.

Другая позиция: человек — эгоист, он асоциален, предпочитает силу. Здесь иная модель общественной жизни. По мнению Т. Гоббса, асоциальные порывы, присущие человеку, необходимо сдерживать ради главной ценности — порядка в обществе. Во имя порядка люди расстаются со своими правами и свободами.

Таким образом, мы видим, что в философии (теории) права сложи­лись два противоположных подхода в понимании природы человека

Раздел I. Проблемы методологии теории i

и общества, соответственно и различные типы правопонимания. От того, как понимать природу человека и общества, общественные отно­шения, зависит наука о самом человеке и обществе.

Теория государства и права — это система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях существования и развития госу­дарственно-правовых явлений, о том как наука исследует их соци­альную природу, дает объяснение их сущности, показывает социаль­ное назначение в жизни общества. Положения, выводы и основные категории этой науки занимают самостоятельное место в системе со­циальных наук. Специфика этой науки, позволяющая выделить ее в самостоятельную отрасль обществоведения, состоит прежде всего в том, что только она имеет главным и основным объектом своего иссле­дования правовую и государственную организацию общества.

Теория государства и права, как и любая наука, отражающая сферу че­ловеческой деятельности, ставит задачу выработать и теоретически сис­тематизировать объективные знания о действительности, в первую оче­редь о государстве и праве, этих специфических социальных явлениях, занимающих важное место в жизни общества. На протяжении всей исто­рии развития человеческой цивилизации (сделать вывод об этом позво­ляет общественная практика) государство и право выступали как актив­ная, деятельная сила, управляющая судьбами людей, классов, обществ. Составляя лишь часть, хотя и важнейшую, общественно-политической структуры любого цивилизованного общества, эти институты настолько срослись с ним, настолько довлели над всеми сторонами его жизни, что в глазах многих мыслителей прошлого отождествлялись с обществом.

Особенности общей теории государства и права как науки состоят в том, что она является, во-первых, общественно-гуманитарной наукой, предмет которой составляют общественные явления — право и госу­дарство. Этим она отличается от ряда других наук (естественных, тех­нических).

Во-вторых, она является политико-юридической наукой, изучаю­щей такие общественные явления, которые непосредственно относят­ся к области права, политики, властной деятельности государства. Этим она отличается от других общественных наук, не изучающих не­посредственно правовые явления.

В-третьих, она является общетеоретической наукой, изучающей ос­новные и общие закономерности и общие черты функционирования и развития государства и права.

В-четвертых, это наука философского (методологического) характе­ра. Освещая общие закономерности функционирования и развития пра-

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права_______________Ijj

вовых явлений, она конкретизирует положения философии в области права, разрабатывает методы (т. е. способы) изучения правовых явле­ний.

Теория государства и права как социально-гуманитарная наука, наука о человеке в его общественных отношениях взаимодействует с другими общественными науками: философией, историей, экономическими на­уками, социологией, психологией, культурологией, политологией и др.

Теория государства и права тесно взаимосвязана с философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Основываясь на положениях, разработанных философией обще­ственного развития, теория государства и права рассматривает наибо­лее общие закономерности функционирования и развития таких соци­альных явлений, как право и государство.

Теория государства и права, изучая государственно-правовые явле­ния, опирается на философское знание как знание самого высокого теоретического уровня, так как философия имеет своим предметом изучение всеобщих свойств и закономерностей развития природы, об­щества, мышления. Философские категории — причина и следствие; необходимость и случайность; общее, особенное, единичное; сущность и форма; базис и надстройка; материальные и идеологические отноше­ния и т. п. — являются отправными, исходными знаниями, которые в •\ теории государства и права конкретизируются применительно к госу­дарственно-правовым явлениям.

' Таким образом, применение философских категорий в данной кон-«кретной области позволяет научно достоверно вырабатывать общетео­ретические знания о государстве и праве в виде категорий (понятий) теории государства и права. Подобное преобразование знаний дости­гается путем конкретного изучения объективной диалектики развития ^государства и права. Источником такого знания являются все юриди-гческие науки вместе взятые. Но на начальном этапе источником пер-,• востепенной важности является история государства и права, богатый «фактический материал которой должен быть использован в целях ус-ij воения диалектики развития государства и права как объективных яв-,; ^ений человеческого общества. Опора на этот материал поможет усво-•(ить категории науки теории государства и права как теоретическое ''•> отражение диалектики развития государственно-правовой жизни об­щества.

Теория государства и права как наука сформировалась далеко не сразу, и поэтому здесь мы употребляем термин «теоретическое знание о государстве и праве». Их становление происходит только через фор-

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

мирование философских знаний об обществе. Это единый процесс, который происходит одновременно. Само становление философии (ее теории) связано с осмыслением власти, права. Философия всегда опре­деляла стиль мышления, мировоззренческие ориентиры. Для возникно­вения теоретических знаний о государстве была необходима наука о философии государства, о праве — философия права (теоретические знания о государстве и праве).

Если становление философии государства происходит на основе познания проблемы возникновения, бытия государственности, то становление философии права происходит на основе познания воп­росов права. В рамках философии происходит осмысление понятия свободы личности, ее предопределенность духовными и материаль­ными условиями жизни. Со времен античности и по настоящее время идет процесс философского осмысления этого сложного проявления человеческого поведения — свободы волевого выбора поведения. Именно со свободой волевого поведения многие выдающиеся мыс­лители и философы связывают возникновение и развитие такого сложного социального феномена, как право. Возникает вопрос: чью же именно волю выражает право? Государства, народа, господствую­щего класса, или же это определенная мера (масштаб) свободы в рам­ках определенного социума? От правильного понимания этих вопро­сов во многом зависит и решение научных и практических проблем в области юриспруденции.

Следовательно, философская наука во все времена влияла на то, ка­ким будет это право. Во времена античности признавалась идея кол­лективной свободы, свободных граждан. Право — мера этой свободы (коллективной свободы граждан). Рабы исключались из сферы право­вой защиты.

В Новое время появляется индивид, который не хочет себя связы­вать никакими сословными, корпоративными узами, объявляет себя свободным от них и обладающим естественными правами (на жизнь, свободу, имущество). Именно в рамках философии права Нового вре­мени складываются представления о праве как совокупности есте­ственных прав и свобод человека — неотъемлемых условий его свобод­ного и творческого существования и развития.

На сегодняшний день все развитые демократические государства в своих конституциях закрепляют принцип приоритета естественных прав личности, объявляют перечень основных прав и свобод человека и гражданина и устанавливают систему юридических гарантий этих прав.

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

Таким образом, каждая эпоха влияет на парадигму теоретических знаний о праве, на ту или иную направленность теоретического зна­ния о праве.

Теория государства и права издавна связана с этикой. В Древнем Востоке учение о праве формулировалось в этике, специальном раз­деле философии. Согласно учению знаменитого древнекитайского философа Конфуция, который жил в VI-V вв. до н.э., в основе человеческой жизни лежит категория «жень», т. е. гуманность. Не делай другим того, чего не желаешь себе — основа (этический прин­цип) учения о праве Конфуция и правовой доктрины конфуцианства.

Античные авторы излагали учение о праве в книгах «этика». Они отождествляли право и справедливость. Для них право — это полисная (политическая) справедливость. Греческое слово (термин) dike (Dike — «богиня, олицетворяющая идею справедливости, правды»), равнознач­ное римскому слову jus, применялось для обозначения понятия права.

В эпоху Просвещения И. Кант строил свое учение о праве на основе категорических императивов. Первый постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства. Второй категорический императив: поступай так, чтобы всегда видеть че­ловечество в качестве цели и никогда в виде средства достижения цели. Этическими основами права выступает, по Канту, учение о категориче­ских императивах.

1 Таким образом, категория «справедливость» — общая и для этики, I и для теории права (правоведения). Справедливость — один из важ­нейших признаков права, хотя с этим утверждением согласны не все ученые.

Теория государства и права тесно связана с исторической наукой, которая изучает историю развития человеческой цивилизации во всем ее многообразии. Сегодняшнее государство и право — это результат предшествующего исторического развития общества. От того, как мы представляем историю общественного развития, во многом зависит то, как мы будем представлять государственно-правовые явления. Опи­раясь на конкретные данные исторической науки, теория государства и права исследует наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.

Каждая ступень исторического развития позволяет нам показать конкретные особенности функционирования и развития правовых яв­лений этой эпохи. Для античности история — это круговорот полити­ческих и правовых форм (Полибий, Платон). Полибий утверждал, что в результате общественного договора появляется монархия. Затем

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

монархия вырождается в тиранию. В тирании появляются интеллек­туалы. Затем тирания переходит в аристократию, которая сначала за­ботится о чести, достоинстве, равенстве, но потом злоупотребляет вла­стью (коррупция, произвол становятся нормой). В свою очередь аристократия переходит в олигархию и общество разбивается на бога­тых и бедных, между которыми происходит борьба. Устанавливается демократическая форма правления. Однако эта демократия снова пре­вращается в анархию. Снова появляется сильная власть монарха.

История Средних веков показывает нам развитие идеи индивиду­альной свободы. Хотя теология безраздельно господствовала во всех сферах общественной жизни, средневековая политико-правовая мысль продолжала вносить определенный вклад в развитие идей о правах и свободах личности — Великая хартия вольностей (1215 г.). В общественно-политической жизни Англии (XIII в.) учреждаются институты парламентаризма и судебной власти, без которых невоз­можны гарантии личных свобод.

История Нового времени дает богатый материал не только высоко­го развития политико-правовой мысли, но и законодательного закреп­ления института основных прав и свобод личности, принципа разделе­ния властей, независимости судебной власти, правовой организации общественного устройства.

Правовые традиции, сложившиеся в эпоху Нового времени, и но­вый взгляд на государство и право послужили исходным пунктом де­мократического устройства современных западноевропейских стран.

Теория государства и права как наука всегда тесно связана и взаи­модействует с наукой об обществе — социологией. Термин «социоло­гия» был введен в научный оборот французским философом Огюстом Контом (его называют отцом социологии) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Затем эту науку развил английский философ, социолог середины XIX в. Г. Спенсер. Дальнейшее развитие и призна­ние социология как наука получила тогда, когда были разработаны и сформулированы основные теоретические концепции в области изу­чения социальных явлений (Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюрк-гейм и др.).

Социология — это наука, изучающая структурные элементы обще­ства во взаимосвязи, условия их существования, а также функциониро­вание и развитие всех сторон деятельности людей в обществе. В рам­ках социологии можно выделить новое научное направление — социологию права, которая рассматривает правовую систему в тесной взаимосвязи с жизнью, общественной практикой.

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

Социология права зародилась на стыке XIX-XX вв., а в России нача­ла развиваться в 20-е г. XX в. Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Н. Н. Ка-реев и другие, внесли значительный вклад в развитие правовой мысли, выработали социологический подход к понятию права. В частности, Н. М. Коркунов определял право как меру разграничения интересов людей, а С. А. Муромцев — как правоотношение.

Социология права различает, как обстоит дело с «правом в жизни» и с «правом в книгах», а также изучает, каковы общественные явления на самом деле, в том числе и «право в жизни», и сопоставляет это с «правом в книгах». Конкретные социологические исследования в пра­ве дают возможность изучить правовые явления, существующие в об­ществе, и на этой основе совершенствовать правовую систему. Право­вые явления (правосознание, правоотношения, правовые нормы) имеют свою социальную обусловленность. Конкретные правовые ин­ституты и нормы возникают на основе и с учетом определенных соци­альных отношений. От того, насколько правильно правовые институ­ты и нормы отражают систему существующих общественных отношений, зависит и эффективность функционирования и развития права. В свою очередь право тоже способствует дальнейшему разви­тию и совершенствованию регулируемых им социальных отношений. Правовые отношения неразрывно связаны с экономическими, полити­ческими, организационными (управленческими), семейными и иными общественными отношениями.

Следовательно, социологические исследования в праве обеспечи­вают юриспруденцию важнейшим фактологическим материалом, ко­торый способствует реформе и совершенствованию законодатель­ства, а также реализации правовых предписаний в социальное поведение личности, социальных групп. В свою очередь теория госу­дарства и права служит методологической основой социологических исследований, а результаты этих исследований способствуют ее дальнейшему развитию.

Теория государства и права тесно взаимодействует с психологией (от греч. psyche — «душа», logos — «учение, наука») — наукой о закономер­ностях развития и функционирования психики как особой формы жиз­недеятельности. Человеческая психика, сущностной характеристикой которой является сознание, является порождением и функцией биологи­ческих и социальных процессов. Сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различ­ным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффектив-ным, операциональным, личностным) определенные свойства. Психо-

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

логия выявляет характер соответствия действительных мотивов, уста­новок, ориентации личности сложившимся у нее представлениям о них.

Психология исследует лишь определенный аспект человеческой дея­тельности, т. е. зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов. В рамках психологии выделяют юридическую психологию, которая изучает закономерности и механизмы психиче­ской деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Одним из основоположников психологической теории права счита­ется Л. И. Петражицкий, который считал, что есть право официальное (позитивное), которое выражено в законах и других актах государства, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей. Ин­туитивным правом обладают разные группы людей. Человек в своих отношениях с другими людьми постоянно сталкивается с различными психологическими переживаниями (эмоциями), побуждающими его со­вершать определенные действия. По мнению Л. И. Петражицкого, из таких эмоций и складывается интуитивное право, которое занимает первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений. Проблема права, по его мнению, заключается в сфере человеческой психики. Под правом он понимает правосознание и правоотношения.

Теория Л. И. Петражицкого приобрела широкое признание в нача­ле XX в. в России, а позднее, благодаря усилиям его учеников Ж. Гур-вича, П. Сорокина, Н. Тимашева, и за ее пределами. В частности, П. Сорокин говорил: «Как мы можем понять не то что право, а вообще отношения между людьми, только одни действия людей, не обращая внимания на мотивы этих действий».

Неразрывная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой, которая дает анализ рыночного хозяйства (производство, распределение, обмен и потребление материальных благ). Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а эконо­мическое поведение людей в сфере производства материальных благ — основы жизнедеятельности человека и общества. Производство отра­жает взаимодействие, во-первых, человека и природы, а во-вторых, людей в процессе их хозяйственной деятельности. Результатом произ­водства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.

При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде на­ходятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы ис­пользования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

обладать свободой выбора. С развитием цивилизации степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с посте­пенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологи­ческих, правовых и прочих ограничений этой свободы. Идеи свободы, равенства, разума и прогресса получают окончательное воплощение в рыночных экономических отношениях Нового времени. Субъекты ры­ночных экономических отношений — буржуа заявили о своих неотъем­лемых, неотчуждаемых правах и свободах, которые затем были зако­нодательно закреплены.

Опираясь на положения и выводы экономической мысли, теория государства и права рассматривает все правовые явления в органиче­ской связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Развитая правовая сис­тема способствует прогрессу экономических отношений, росту благо­состояния народа.

Теория государства и права взаимодействует также и с культуроло­гией — наукой о сущности, закономерностях существования и разви­тия, человеческом значении и способах постижения культуры. Куль­тура — это все то ценное, что создано человечеством. Первичной ценностью является человек (его права и свободы), развитие его лич­ности и свободы. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, пре­доставляемым ею для творческой самореализации человека как лич­ности. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда — многообразие культур и форм культурного развития.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различ­ные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, в том чис­ле и право как явление цивилизации (речь идет о социальной ценно­сти права). Крупнейший социолог П. Сорокин в своей главной работе «Социальная и культурная динамика» рассматривал право как часть культуры.

Согласно теории «множественности культур» (Фр. фон Савиньи): «Какова культура, таково и право». Это объясняет наличие различных правовых систем в каждой стране. Однако в современном интегриро­ванном мире идет процесс сближения и взаимообогащения нацио­нальных правовых систем и их согласования с международным правом.

Таким образом, культурология способствует развитию правовых институтов, а достижения теории государства и права и юриспруден­ции в целом в свою очередь вносят существенный вклад в общую куль­туру человечества.

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

Особое значение имеет вопрос о взаимодействии теории государ­ства и права с политологией — наукой о политике, политической систе­ме общества. Современная политическая наука (конец Х1Х-начало XX в.) тесно переплетается с государственно-правовыми явлениями. И политология, и теория права изучают государство. Но государство они изучают по-разному. Предметом политической науки американ­ские ученые считают политическую систему общества (совокупность государства, партий, общественных организаций), а европейские по­литологи, в частности французские ученые, считают, что предметом политической науки являются отношения людей по поводу власти в обществе, изучение власти в различных сферах; анализ отношений людей по поводу власти не только в государстве, но и в других соци­альных образованиях.

В политической науке государство выступает одним из звеньев поли­тической власти. В теории государства и права государство — это пуб­лично-правовая общность, обладающая суверенитетом, действующая в рамках права и осуществляющая свою деятельность на основе разделе­ния властей и взаимной ответственности личности и государства.

Таким образом, теория государства и права не только изучает госу­дарство как элемент политической системы, но рассматривает его как публичную общность, обладающую определенными признаками (фор­мы государства, политические режимы в связи с правовыми основами). Для политической науки государственное управление — это управ­ление обществом с целью согласования различных интересов соци­альных групп, с целью смягчения конфликтов в обществе между груп­пами — консенсус через конфликт. Для теории государства и права государственное управление — это деятельность, осуществляемая тре­мя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Для юриста легальность политической власти — ее конституцион­ность, а для политолога легитимность политической власти — это ее признание большинством населения на основе разных ценностей. Раз­личают следующие типы легитимности: 1) вера в право (западная культура); необходимость реформ, основанных на правовых принци­пах; 2) вера в харизматического лидера (Гитлер, Сталин и т. д.); хариз­ма (греч.) — «пророки, обладающие особым даром воздействия на аудиторию». Этот тип легитимности характерен для России; 3) вера в традиции (традиционалистский тип легитимности). Еще Конфуций говорил, что власть легитимна, если она опирается на сложившиеся обычаи, традиции, ритуалы. Плох тот руководитель, который прово­дит реформы, не считаясь со сложившимися в обществе традициями.

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

Таким образом, теория государства и права — это социально-гума­нитарная наука, которая отличается от других социально-гуманитар­ных наук тем, что она изучает, как взаимодействуют государственно-правовые явления (как социальные явления) с другими социальными явлениями, и обращена к личности как высшей социальной ценности.

§ 2. Теория государства и права как юридическая наука

Юридическая наука включает в себя, помимо теории государства и права, и другие области правовых знаний. В зависимости от того, на каких явлениях правовой жизни сосредотачивает свое внимание каж­дая область юридической науки, формируется ее собственный пред­мет исследования. В зависимости от особенностей предмета исследо­вания любая область знания создает и использует особые методы исследования, систему понятий и терминов, в которых описывается и объясняется изучаемая реальность.

Теория государства и права занимает особое место в системе юриди­ческих наук, определяемое своеобразием предмета исследования и ме­тодологической значимостью для других юридических наук. Если осно­ванием для выделения теории государства и права в общей системе общественных наук служит объект познания — вся сфера государствен­ной и правовой жизни общества в целом, то в системе юриспруденции она выделяется по предмету познания. Теория государства и права — это наука об общетеоретических знаниях о государстве и праве, которая взаимодействует с другими юридическими науками. Она является ис­ходной теоретической основой для существования и развития других юридических наук, выполняет по отношению к ним определенную ме­тодологическую роль, т. е. занимает ведущее место в системе юридиче­ских наук. С другой стороны, теория государства и права может успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-право-вых, отраслевых и прикладных юридических наук.

В системе юриспруденции условно можно выделить несколько групп относительно самостоятельных правовых наук. Первую группу со­ставляют историко-теоретические (историко-правовые) науки: тео­рия государства и права, история государства и права, история поли­тических и правовых учений. Предметом их исследования являются исторические процессы возникновения, развития и функционирова­ния права и государства, политических и правовых учений в конкрет­но-исторической обстановке и хронологической последовательности.

24_________________Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

Историко-правовые науки исследуют такие исторические факты, как памятники права, государственно-правовая организация общества и т. д. Конкретные историко-правовые исследования представляют ценный материал для теоретической науки. Теория государства и пра­ва свои выводы и суждения строит на основе анализа и обобщения определенного исторического материала, отражающего государ­ственно-правовое развитие с древнейших времен до новейшего време­ни. Обобщение на высоком уровне теоретической научной абстракции этих конкретных исторических фактов поз'воляет раскрыть законо­мерности функционирования и развития таких общественных явле­ний, как право и государство. Но сама историческая наука тоже нуж­дается в теоретических разработках. Она более конкретна, в то время как для теории важно выявление общих положений, закономерностей. Вторая, самая большая группа состоит из отраслевых юридических наук. К ним относятся наука гражданского права, наука уголовного права, наука трудового права, наука административного права и др. Предметом их исследования являются закономерности правового ре­гулирования соответствующих областей общественных отношений. Теория государства и права, с одной стороны, питается достижениями этих наук, с другой стороны, взаимодействуя с этими науками, реали­зует методологическую функцию. Отраслевые юридические науки ру­ководствуются разработанными теорией государства и права положе­ниями о сущности и социальном назначении государства и права, общими понятиями права, нормами права, нормативными актами, от­раслью права, правовым институтом, актами применения права, пра­воотношениями, субъективным правом и юридическими обязанностя­ми и т. д. Главное — обе группы, объединяя свои усилия, решают проблемы сегодняшнего дня.

В третью группу входят прикладные юридические науки (кримина­листика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.). Их задачей является использование достижений естествознания и техники для решения проблем юридической практики.

В системе юридических наук следует выделить науки, изучающие зарубежное государство и право (любая отраслевая зарубежная юри­дическая наука, римское право, конституционное (государственное) право зарубежных стран и т. д.), а также межотраслевые науки (напри­мер, криминология). Нам представляется, что наука международного права также занимает самостоятельное место в системе юридических наук, включая в себя как международное публичное, так и междуна­родное частное право.

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

Отраслевые и другие юридические науки изучают отдельные сторо­ны, отдельные области права и государства или историю правовой организации общества. В совокупности они широко и всесторонне ис­следуют все проявления, все грани государственно-правовой действи­тельности. Однако вся сумма знаний, накопленных этими науками, не может дать целостного и полного представления о государственно-правовой организации общества. Изучение специфических закономер­ностей функционирования и развития права и составляет задачу тео­рии государства и права.

Закономерности развития и функционирования государства и права рассматриваются в неразрывной связи с законами развития об­щества. Государственно-правовые явления изучаются как элементы единого общественного целого, в зависимости от экономического строя общества, обусловленной им социальной структуры, уровня развития культуры и т. д. Поэтому в предмет теории государства и права входит изучение и общих закономерностей развития общества в той мере, в какой они воздействуют на развитие государственно-правовой материи.

Отдельные явления правовой жизни общества (правосознание, правоотношения, правовые нормы, правонарушения и т. д.) также обладают своими специфическими закономерностями функциониро­вания и развития. Они изучаются отраслевыми юридическими на­уками лишь в определенном аспекте, с точки зрения характеристик, свойственных данным явлениям в конкретных отраслях правовой жизни. Общие же закономерности данных явлений в целом — пред­мет исследования общей теории государства и права. Например, в теории государства и права изучаются не уголовно-правовые право­нарушения, не гражданско-правовые и т. д. — этим занимаются соот­ветствующие отраслевые науки. Теория государства и права, опира­ясь на достижения отраслевых юридических наук в этом вопросе, исследует правонарушения в целом как специфическое социально-правовое явление общества, его природу, общие закономерности воз­никновения и развития вне зависимости от конкретных форм их про­явления в той или иной отрасли права. Таким образом, предметом изучения теории государства и права являются общие и специфиче­ские закономерности развития и функционирования правовой орга­низации общества.

Теория государства и права оказывает мощное воздействие на дви­жение юридической мысли в целом. Теоретическая культура правовых исследований и практической деятельности имеет исключительно

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

важное значение для юридической активности. Как фундаментальное знание теория государства и права является важнейшим источником правового прогресса. Теоретические положения широко используют­ся специалистами в правотворческой и правоприменительной деятель­ности, при решении вопросов совершенствования государственного аппарата, в правовом воспитании и т. д.

Из различных определений науки теории государства и права можно привести в качестве примера следующее. Наука о государстве и праве — это сумма и система знаний об общих политико-юридических законо­мерностях возникновения, развития и функционирования государствен­но-правовых явлений. Теория государства и права исследует эти явле­ния в целом и поэтому носит фундаментальный (общетеоретический) характер.

Уясним вначале понятие «закономерность» исходя из определенно­го смысла, имея в виду связи между явлениями и процессами, проис­ходящими в объективном мире, обладающие рядом признаков. Итак, закономерность — это:

1) связи причинно-следственной зависимости одних явлений (про­цессов) от других, связи взаимодействия;

2) связи объективные, т. е. происходящие в мире независимо от воли и сознания людей;

3) связи необходимые, т. е. такие, которые складываются неизбеж­но, не могут не возникать, например экономическое господство в общественном производстве определенной группы людей неот­вратимо влечет и политическое господство этой же группы;

4) связи общие, т. е. имеющие распространение в различные эпохи, в разных странах и у разных народов и характеризующие данные явления (процессы) в существенных (основных) чертах;

5) связи устойчивые, т. е. существующие неопределенно длительное время, которые не могут исчезнуть, разрушиться под действием других явлений (процессов), с которыми данные явления так или иначе связаны (взаимодействуют).

Для теории государства и права в системе универсальных связей, обладающих указанными выше признаками, важны не все их стороны, а только те, которые объясняют свойства данных институтов как осо­бых (специфических) явлений общественной жизни, отличных от всех иных явлений. Именно эти стороны закономерных связей позволяют отличить предмет теории государства и права от предметов других об­щественных наук.

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

Таким образом, суммируя сказанное, можно в порядке общего опре­деления сказать, что в теории государства и права закономерность есть объективная, необходимая, общая и устойчивая связь государственно-правовых явлений между собой и с другими общественными (социальны­ми) явлениями, связь, которая воплощает (порождает) качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юри­дические свойства.

В процессе изучения теории государства и права постоянно придет­ся иметь дело с научными понятиями как содержательными образами, в которых отражены реальные процессы из жизни государства и права, причем каждое понятие фиксирует отдельные их свойства, не допус­кая повторения.

В системе понятий теории государства и права главную теоретиче­скую и познавательную роль выполняют наиболее общие понятия — категории, являющиеся результатом максимального обобщения: «сущ­ность государства», «форма государства», «тип государства», «функция государства», «механизм государства», «сущность права», «форма пра­ва», «правовое отношение», «система права» и т. д.

Содержание понятий теории государства и права объективно зада­но государственно-правовыми закономерностями, поэтому поня­тие — это мыслительный образ, аналог закономерностей государ­ственно-правовой жизни общества. В этом онтологическая сторона понятия как научно достоверного знания. Каждое понятие как бы представляет ту или иную закономерность, «материальное» свойство государства и права. Это не просто результат формальных определе­ний частей государственно-правовой надстройки, а итог предметно-теоретической деятельности, отражающей объективные свойства го­сударства и права.

Любое понятие в теории государства и права объективно по содер­жанию, по природе, но субъективно по происхождению, иными слова­ми, это результат мышления, что отражает гносеологическую его сто­рону. Важно уяснить переход от одного понятия к другому, т. е. от знания одного уровня к знанию другого уровня.

Для глубокого усвоения понятий (категорий) теории государства и права недостаточно простого заучивания соответствующих определе­ний, требуется усвоение творческое, так как каждое из них имеет свое содержание, отражающее объективную закономерность, свойства той или иной стороны государственно-правовой жизни. Но так как сами эти закономерности, свойства развиваются, не остаются неизменны­ми, предстают на каждом отрезке времени в новом виде, то и содержа-

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

ние понятий (категорий) также развивается (в меру того, как научная мысль поспевает за ходом развития объективной реальности).

Чтобы усваивать категории с этой стороны — со стороны их исто­рически развивающегося содержания, необходимо обогащать свою память сведениями о фактах современной жизни обществ, классов, государств. Но задача не сводится к простому накоплению фактов о событиях. Требуется их восприятие в категориальной форме, т. е. с точки зрения того, какие закономерные связи в этих фактах прояв­ляются.

Творческий характер познания государства и права, использование существующих категорий в этом процессе как в настоящем, так и в бу­дущем отражают их методологическую сторону.

В специальной юридической литературе главное внимание уделяет­ся онтологической стороне понятия, т. е. раскрытию их содержания, хотя методологическая сторона требует умения и навыков использова­ния категорий в процессе познания государственно-правовых явлений.

Так как понятия — не простой результат формальных определений, то и оперирование ими не может заключаться в формальном «подведе­нии» фактов государственно-правовой жизни под понятия. Теория го­сударства и права имеет дело не с формальным оперированием вырабо­танными понятиями, а с установлением отношений между содержанием понятий и их реальным эквивалентом (аналогом) в государственно-пра­вовой деятельности. При этом проверяется, действительно ли изучае­мые факты, явления охватываются теми или иными категориями, и вы­является, какую именно связь между собой они выражают.

Из этой научной роли понятий (категорий) вытекает возможность оперирования ими в учебных целях. Всякий достоверный фактиче­ский материал, характеризующий государство и право, должен осваи­ваться в категориальной форме, т. е. с точки зрения того, как через этот материал раскрываются объективное содержание категорий и связи между ними. Иначе говоря, материал не просто запоминается, а, про­ходя через память, как бы «фильтруется» и «сортируется» через приз­му тех или иных категорий.

Таким образом, каждая категория теории государства и права имеет свою онтологическую, гносеологическую и методологическую сторо­ну, является частью логически стройной, проникнутой определенным иерархическим началом системы категорий, связанных между собой в логической субординации (т. е. соподчиненности). Основу этой субор­динации составляют всеобщие исходные категории — «сущность госу­дарства» и «сущность права». На их базе формулируются другие все-

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

общие основные категории, в которых конкретизируются исходные. Они отражают развитие государства и права как особых форм обще­ственной жизни. Всеобщие (предельно общие) категории глубоки по

, содержанию и нуждаются в конкретизации через другие категории. Эта необходимость и объясняет тот факт, что все категории находятся

' в иерархической зависимости друг от друга, предполагают друг друга, как бы продолжают одна другую в цепи конкретизации.

Итак, теория государства и права является по отношению к отрас­левым и другим юридическим наукам теоретико-методологической наукой, при этом многие ее категории функционируют в специаль­ных дисциплинах, где вместе с тем имеется ряд категорий, присущих

только им.

 

§ 3. Предмет теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет исследования — круг вопросов, | Которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруден-|ция) изучает право, различные аспекты правоприменительной дея­тельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регули­руемых правом.

Предмет любой науки, в том числе теории государства и права, — это область познания объективной реальности, на которую направле­но научное исследование. В данном случае им являются наиболее су­щественные стороны государства и права.

В теории государства и права считается доказанным, что эти инсти­туты существовали не всегда, а возникли лишь на определенном этапе развития общества, с его расколом на антагонистические классы, поэто­му государство зарождается вначале как особая политическая организа­ция экономически сильного господствующего класса (политических сил, стоящих у власти), является орудием подавления угнетенных клас­сов и слоев общества. Вместе с государством появляется и право.

Государство и право тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга, не существуют раздельно. Государство устанавливает пра­вовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вно­сит четкую определенность в осуществление государством политиче­ской власти. Теория государства и права изучает государство в его пра­вовом оформлении, а право — в государственном выражении с учетом их социально-экономической обусловленности, политического назна­чения.

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

Государство, устанавливая нормы права, обеспечивает их реализа­цию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функци­онирования всех звеньев политической организации общества. Поэто­му нельзя познать государство и право, исследуя их изолированно.

Большинство ученых признают, что возникновение и развитие го­сударства и права не зависят от воли и сознания людей, а представляют собой закономерно совершающиеся в обще'стве процессы. Эти законо­мерности становятся предметом научного познания, составляющего особую область общественного познания. Теория государства и права изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, ос­новные, определяющие государственно-правовую надстройку в це­лом. Таковыми являются:

• закономерности возникновения государства и права, смены их исторических типов;

• развитие сущности и содержания государства и права;

• механизм, внутренние и внешние функции государства;

• назначение аппарата публичной власти, признаки государства и права; основные закономерности построения системы государ­ственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка;

• назначение и функции права, пределы правового регулирования.

Общие закономерности — это такие необходимые, причинно обус­ловленные связи и отношения, которые определяют развитие государ­ства и права и одинаково свойственны всем типам государства и права. Однако эти закономерности специфически преломляются в каждом их типе, в то же время каждому историческому типу присущи «собствен­ные» общие закономерности, которые тоже являются предметом рас­смотрения теории государства и права. Иные частные закономерности анализируются в специальных юридических науках.

Социально-классовая природа государства и права динамична. По­этому при исследовании важно раскрыть не только специфические свойства, но и механизм действия законов, лежащих в основе происхо­дящих в государстве и праве изменений и характеризующих эти ин­ституты в процессе развития.

Следовательно, предметом общей теории государства и права явля­ется изучение системы общих закономерностей возникновения, разви­тия и функционирования государственно-правовых явлений.

Государство и право существуют в системе взаимодействующих в обществе явлений, каковыми выступают экономические и вытекаю­щие из них общественные отношения, политика, идеологические воз­зрения, философия, мораль и др. Все они в той или иной степени вли­яют на государство и право и в свою очередь сами испытывают их влияние на себе. Эти явления объективного мира по своему воздей­ствию на государство и право неравнозначны. Перед историками, по­литиками, социологами, которые изучали социальные процессы, ру­ководствуясь свободным субъективным усмотрением, но не владели научным методом познания, это взаимодействие представало как ха­отическое нагромождение разнообразного по характеру противоре­чивого материала. Предпочтение отдавалось тому или другому в за­висимости от воззрений исследователя, хотя задача была одна: отразить в понятиях логику исторического развития государствен­но-правовых явлений, рассматривая их в общем сложном процессе взаимодействия как неравнозначные по своей роли и влиянию на го­сударство и право и потому подлежащие определенной систематиза­ции, классификации.

В теории государства и права одним из классификационных крите­риев выступает экономический базис общества. В итоге все богатое многообразие имевшихся в истории конкретных форм государствен­ности и права предстает совершенно в ином виде. Стало очевидным, что если есть конкретные, сменяющие друг друга типы государства, со­ответственно существуют и типы права. Процесс смены одного типа государства и права другим не зависит от воли и сознания людей, пред­ставляет собой исторически закономерное явление.

Таким образом, теория государства и права выясняет объективные законы общественного развития, отраженные в государстве и праве, их социально-политические цели, вскрывает весь механизм государ­ственно-правового регулирования общественных отношений и тен­денции его развития.

Однако связь государства и права с общественными, прежде всего с экономическими, отношениями не так проста. Право не есть простой слепок экономических отношений. Последние отражаются в сознании политических сил, стоящих у власти, формируют у них определенные политические и правовые убеждения, на основе которых затем форми­руется государственная воля, выраженная как закон. Поэтому теория государства и права изучает и политические отношения, влияние право­вой идеологии на развитие данных институтов, а также правовые отно­шения, через которые право воздействует на общественные отношения.

Раздел I. Проблемы методологии теории государства и права

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

I/J

Предмет теории государства и права, как и всякой науки, не остает­ся неизменным. Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теорети­ческого осмысления и решения на основе политического обобщения и практики. В первую очередь должны быть исследованы следующие проблемы:

•' закономерности формирования и развития аппарата власти и управления, пути повышения его О7ветственности;

• пути развития демократии, совершенствования представитель­ной системы;

• пути совершенствования системы права и разработка основ сис­тематизации законодательства, практики его реализации;

• анализ проблемы реализации законности в качестве неотъемле­мого компонента образа жизни российского общества;

• роль права как регулятора общественных отношений в период научно-технической революции;

• пределы воздействия государства и права на общественные отно­шения, функции права и др.

Взгляд на государство и право как исторически закономерные ин­ституты человеческого общества является логическим выводом уче­ния об обществе.

Теория государства и права изучает государственно-правовые яв­ления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а в тесной и неразрывной связи с ними. Особое влияние на них ока­зывают возникновение и развитие классов и классовой борьбы, ре­ализация общих интересов собственников основных средств произ­водства и т. д. Государство и право не являются, однако, пассивным следствием этих процессов, а обладают относительной самостоятель­ностью, являются активной силой. Они непосредственно влияют прежде всего на экономику, оказывая тем самым воздействие на весь ход истории. В современных условиях социально-политическое раз­витие во всех странах мира характеризуется возрастанием роли госу­дарства и права в жизни общества, усилением государственно-право­вого вмешательства в различные общественные процессы.

Еще раз подчеркнем, что теория государства и права занимает осо­бое место в системе юриспруденции именно в силу своеобразия пред­мета исследования и особой методологической значимости для других юридических наук. Если отраслевые юридические науки изучают от-

дельные стороны и области юриспруденции, то теория государства и права изучает юриспруденцию в ее обобщенном виде, т. е. с точки зре­ния общих и специфических закономерностей функционирования и развития права, правовых институтов (правосознания, правоотноше­ний, правовых норм и т. д.). Теория государства и права, опираясь на достижения отраслевых юридических наук, стремится раскрыть наи­более общие черты каждого из этих явлений, выработать понятийный аппарат науки.

Теория государства и права, изучая общие закономерности, прису­щие государству и праву как особым социальным явлениям (понятие права, его качественные признаки, его сущность и социальную приро­ду, основные элементы и институты права), определяет как закономер­ности функционирования государства и права вообще, так и на опре­деленном историческом этапе развития общества.

В отличие от догмы права (юридической догматики), изучающей и ре­шающей практические юридические задачи и проблемы, теория государ­ства и права изучает общие и специфические свойства и тенденции права вообще, независимо от того, где бы и когда бы оно ни существовало.

Теория государства и права изучает не только принципы и нормы Права, не только правоотношения, правомерное и неправомерное по-: ведение, не только правосознание и правовую культуру, но и природу объективного и субъективного права, систему естественных прав и свобод личности. Для теоретика и практика-юриста первостепенное значение имеет знание природы и сущности прав и свобод человека и гражданина, их законодательное признание, соблюдение и защита.

Научное исследование правовых проблем дает возможность более детально и реально прогнозировать развитие государственных и пра­вовых институтов и адекватно их применять в юридической практике. Выводы и положения теории государства и права служат теоретиче­ской основой при разработке отраслевыми юридическими науками по­ложений и практических рекомендаций. Тем самым теория государ­ства

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.