Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и признаки государства



Для того чтобы научно достоверно дать понятие государства, опре­делить — завершился ли переход того или иного народа от догосудар-ственного к государственно организованному обществу, определя­ются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.

Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения. Факт проживания на одной территории — предпосылка объединения населения и подчинения его государству. Родовые связи отступают на второй план. Население становится как бы принадлежностью терри­тории.

В качестве признака государства рассматривается не территория как таковая, а присущее государству деление граждан по территори­альному признаку, их организация по месту жительства, в отличие от кровнородственной связи, являющейся специфическим признаком доклассовой организации общества. Территория и связи членов рода с определенной средой обитания как предпосылка кровных уз, на осно­ве которых возникли и держались старые родовые объединения, суще­ствовали и при первобытном строе. По мере разложения последнего эта связь постепенно была утрачена.

Второе отличие заключается в наличии общественной власти, инте­ресы которой не совпадают с интересами населения. В первобытно­общинном строе общественная власть — это власть, выбранная самим обществом (родом, племенем) на собрании, которая выражала интере­сы всего общества и опиралась на авторитет. Государственная власть — это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом,

Раздел II. Общество и государство

отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.

Публичная власть воплощается (организуется, «материализуется») в аппарате власти (государственном аппарате). Первоначально госу­дарственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат при­нуждения. Развитие цивилизаций, формирование различных обще­ственных структур, обострение классовой борьбы — все это приводит к усложнению органов публичной власти. Аппарат рабовладельческих и ранних феодальных государств был несравнимо проще, чем аппарат современных государств.

Аппарат публичной власти коренным образом отличается не только от аппарата управления первобытно-общинного строя, но и от других возникающих политических организаций:

• во-первых, наличием особой категории людей, главным призвани­ем которых является управленческий труд. В первобытном обще­стве такого разделения труда не существовало. Народ и войско, народ и народное собрание были едины, совпадали, а старейшины, вожди племен были только первыми среди равных;

• во-вторых, наличием особого аппарата принуждения для подчи­нения чужой воли насилию. Вместо старого ополчения возника­ют особое войско — новая военная организация из военных-про­фессионалов и другие орудия принуждения типа полиции;

• в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;

• в-четвертых, важнейшим качеством государства — суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определе­нии и проведении политики как внутри, так и вне государства;

• в-пятых, возможностью государства заниматься правотворче­ством, в результате которого появляются правовые нормы, имею­щие отношение ко всему обществу или его части;

• в-шестых, государство становится официальным представителем всего общества.

Возникновение государства повсеместно происходило как перерож­дение родоплеменной организации в государственную, но процесс этот по длительности у разных народов неодинаков. Ф. Энгельс под-

Глава 2. Проблемы происхождения и сущности государства_________________57

черкивает: «...родовой строй превращается в свою противополож­ность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угне­тения соседей, а соответственно этому его органы из орудия народ­ной воли превращаются в самостоятельные органы господства и уг­нетения, направленные против собственного народа».1

С возникновением племен общественная власть приобретает новые функции: наделение землей, ее перераспределение. Древняя вражда ро­дов и племен вырождается в систематический грабеж. Усложнение функ­ций племен постепенно приводит к изменениям в органах управления. Прежде всего возвышается военный вождь, а вместе с ним и знатные се­мьи, представители которых стали занимать руководящие должности в родах и племенах. Так возникала родовая наследственная аристократия.

Этот слой от поколения к поколению укреплял свое положение. Воен­ный грабеж, порабощение побежденных, умножение стад, преимущества и выгоды, порожденные усилением общественного неравенства, — все это способствовало выделению родовой аристократии. Благородство проис­хождения влекло за собой всякого рода привилегии, среди которых са­мым важным было право управлять родом, племенем. С течением време­ни власть в родах сосредоточивается в руках аристократического совета старейшин: у каждого народа в специфической для него форме.

Органы родоплеменной организации достигают такого состояния, что становятся аппаратом насилия над своими соплеменниками и со­седними племенами. В марксистской литературе такое состояние — «переходное к государству» — именуется военной демократией. Воен­ная демократия еще сохраняет родовую организацию в полной силе, но уже появляются имущественное неравенство, наследование имуще­ства детьми (в противовес роду), зарождение знати, царской (шахской, ханской и т. д.) власти. Совет старейшин всех родов превращается в совет старейших аристократических родов, т. е. тех, которые закрепи­ли за собой привилегию управлять соплеменниками. Объем власти народного собрания все более и более сужается. Военная демократия непосредственно превращается в государство — организацию эконо­мически сильного меньшинства.

Такова общая закономерность возникновения государства, но есть и конкретные формы, характерные для того или иного народа.

1 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства. В связи с исследованиями Л. Г. Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 164-165.

Раздел II. Общество и государство

Ф. Энгельс выделяет три главные формы возникновения государ­ства, каждая из которых изучена на примере государств в Афинах, Риме и у древних германцев.

Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоения на антагонистические классы. В данной форме образуется Афинское государство. Впоследствии по этому пути шло формирова­ние государства и у других народов, например у славян.

Возникновение государства у афинян является в высшей степени ти­пичным примером образования государства вообще, потому что оно, с од­ной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вме­шательства, внешнего или внутреннего, с другой — потому что в данном случае весьма высокоразвитая форма государства — демократическая рес­публика — возникает непосредственно из родового строя и, наконец, пото­му что существуют многочисленные литературные источники, раскрыва­ющие все существенные подробности образования этого государства.

В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправ­ным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса взрывает ста­рый родовой строй, и на его развалинах образуется государство, в ко­тором скоро растворяются и родовая аристократия, и плебс.

У германских победителей Римской империи государство возника­ет как непосредственный результат завоевания обширных чужих тер­риторий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факто­рами, например войной с соседними племенами или уже существующи­ми государствами. В результате завоевания германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родопле-менная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в феодальное государство.

§ 3. Сущностная характеристика государства

Для того чтобы более глубоко понять, что собой представляет госу­дарственно организованное общество, необходимо рассмотреть сущ­ность государства.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

Глава 2. Проблемы происхождения и сущности государства

В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предпо­лагает выявление главного и определяющего в процессе как возникно­вения, так и дальнейшего развития функционирования государства, а также познание закономерностей развития государственно организо­ванного общества. Существует несколько подходов в исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, Причем меньшинства над большинством, а сущность такого государ-ртва заключается в диктатуре экономически и политически господ­ствующего класса. Такое понятие государства отражает идею госу­дарства в собственном смысле слова, которое является орудием ^диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осу--ществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Дикта-jrypa класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.

Социалистическое государство на этапе диктатуры пролетариата осуществляет ее уже в интересах гигантского большинства населе­ния, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже «полугосударство». Со сломом буржуазного государ­ственного аппарата, рассчитанного на осуществление преимуще­ственно функций подавления, на первое место выдвигаются созида­тельные цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие тео­ретические положения в социалистических государствах так и оста­лись только в теории, на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке.

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в буржуазных западных государствах.

Вопреки предсказаниям политологов, капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад произ­водства, во многом используя опыт развития государств социалисти­ческой ориентации. Государство как активная деятельная сила, вме­шиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Были введены, правда в

Раздел II. Общество и государство

результате борьбы народных масс за свои гражданские и политичес­кие права, социальные гарантии для различных слоев населения, рас­ширены материальные стимулы. Произошло соединение идей социа­лизма с практикой цивилизованного гражданского общества,-что дало основание западным ученым считать современное общество уже «нека­питалистическим в собственном смысле слова». И действительно, со­временное западное общество подчас больше ориентировано на социа­лизм, чем страны, называвшие себя социалистическими.

Государственный механизм превратился из орудия преимуществен­но подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

Следует подчеркнуть, что в сущности государства, в зависимости от исторических условий, на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше прояв­ляется в современных посткапиталистических и постсоциалистиче­ских обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущерб­ной. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких ис­торических условиях.

Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности, можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, включаю­щим все богатство общественных отношений за пределами политиче­ского государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым госу­дарством, а его содержание — гражданским обществом.

Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национально­го, религиозного, географического и прочих подходов.

Кроме того что государство есть публичная власть, отделенная от населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может рассматриваться и как политическая организация-ассоциа­ция, проникнутая различными системами властеотношений и инсти­тутов, члены которой объединяются в единое целое и подчиняются правовым законам.

Глава 2. Проблемы происхождения и сущности государства

§ 4. Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства

Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отноше­нии различных общественных сил, политических организаций к госу­дарству в силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы, функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно. Кроме марксистской теории происхождения государства, существуют и иные теории, в ко­торых связь государства с процессами классообразования не учиты­вается прежде всего в силу выражения в них определенных идеологи­ческих представлений и интересов. Проанализируем основные традиционные теории, которые охватывают отдельные аспекты про­исхождения государства, подчас возводя в абсолют некоторые его свой­ства и качества.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями су­ществования различных государств Древнего Востока и Древнего За­пада (Греция, Рим).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифоло­гическим истокам и развивает представление о том, что земные поряд­ки являются частью общемировых, космических, имеющих божествен­ное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения, права и обязанности.

Основная идея теологической теории — божественный первоис­точник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость. Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной влас­ти, именно персона верховного правителя Поднебесной (т. е. импера­тора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небес­ными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должно­стные лица и государственный аппарат в целом — лишь проводники высшей власти.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, яв­ляясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел. Согласно мифам егип-

Раздел II. Общество и государство

тян, а затем и греков, боги выступают также в качестве первоначаль­ных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим пред­ставлениям древних евреев. По их версии, единый истинный Бог нахо-дитоя в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей), законы еврейского народа получены прямо от Бога (законо­дательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуще­ствляется людьми от Бога, от его имени, но в экстраординарных случа­ях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т. п.).

Законы, правосудие, справедливость по-египетски олицетворяет богиня Маат. Судьи носили ее изображение и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов и чиновни­ков, а также официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они соответствуют или должны соответ­ствовать маат — естественно-божественному порядку справедливости, что находит свое выражение в Ригведе (священных гимнах индоари-ев), дао (в древнекитайской мифологии), дике (у древних греков). Речь везде идет о правде-справедливости, которая в последующих ес­тественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право.

Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристо­тель. Платон, ученик Сократа, приобрел рощу на окраине Афин, но­сившую имя героя Академа, основал здесь свою знаменитую акаде­мию, просуществовавшую почти целое тысячелетие (до 529 г. н. э.).

Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует иде­альное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдель­ной человеческой душой; государство — это обруч, скрепляющий сво­их членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. По самой идее справедливости, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства. Трем началам человеческой души (ра­зумному, яростному и вожделеющему) соответствуют совещательное, защитное, деловое в государстве, а этим последним — три сословия: правителей, воинов, производителей (ремесленников и земледельцев).

Платон определенно высказывается в пользу города-полиса, гово­рит о разделении труда между горожанами, что представляет собой

Глава 2. Проблемы происхождения и сущности государства

афинскую идеализацию египетского кастового строя. Быт в государ­стве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллек­тивизма. Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий. Платон — про­тивник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает полити­ческое значение имущественного расслоения общества, что ведет к го­сударству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство.

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочине­нии англичанина Р. Фильмера «Патриарх», где он доказывает получе­ние власти от Бога и затем передачу ее своему старшему сыну — патри­арху, а затем уже своим потомкам — королям.

Договорная теория происхождения государства получила распро­странение в более позднее время — в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гро-ция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др. Согласно этой теории, государство возникает в результате заключения обще­ственного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его по­литическая форма — государство. Последнее обеспечивает охрану ча­стной собственности и безопасности заключивших договор индиви­дов. Впоследствии заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанно­му осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание (Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев).

Т. Гоббс доказывал противоположное: поскольку власть передана монарху, он обладает неограниченными полномочиями. Дж. Локк об­основывал идею конституционной монархии, так как, по его мнению, общественный договор есть определенный компромисс между монар­хом и подданными, есть определенное ограничение свободы и монар­ха, и народа.

Теория насилия.Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и пра­ва второй половины XIX в. был Л. Гумплович (1838-1909), профессор государственного права в Австрии, вице-президент Международного института социологии в Париже. Сторонником этой же теории был и К. Каутский.

Причину происхождения и основу политической власти и государ­ства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, наси-

Раздел II. Общество и государство

Глава 2. Проблемы происхождения и сущности государства

лии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в резуль­тате такого насилия образуется единство противоположных элемен­тов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляе­мых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опус­тошение, словом, насилие, — «вот родители и повивальная бабка госу­дарства», — утверждал Л. Гумшювич. •

К. Каутский в книге «Материалистическое понимание истории» пи­сал, что племя победителей подчиняет себе племя побежденных, при­сваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систе­матически работать на себя, платить дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникают классы, но не вследствие раскола общины на различные подразделения, а в результате соединения двух общин, из которых одна делается господствующим, другая — угнетен­ным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, созда­ваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство.

Таким образом, согласно этой концепции, государство — это «есте­ственно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического гос­подства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, обращая их в «живые орудия». Однако сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появля­ются частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государства (древние германцы), но само оно как таковое, без соответствующих экономиче­ских предпосылок, не может быть причиной его возникновения.

Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство результа­том органической эволюции, разновидностью которой является соци­альная эволюция. Подобно тому как в живой природе, полагал Г. Спен­сер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государ­ства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами

и т. п. Известный русский ученый Л. И. Петражицкий исходил из яко­бы изначально присущей психике индивида потребности к повинове­нию, подчинению «выдающимся личностям». 3. Фрейд — основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии — выво­дил необходимость создания государства из психики человека. Из су­ществовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особы­ми сексуальными и биопсихическими инстинктами (эдипов комп­лекс), появляется государство для подавления в дальнейшем агрессив­ных влечений человека.

Э. Дюркгейм в противовес индивидуально-психологической теории развивал взгляд на человека прежде всего как на общественное, а не биопсихологическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором форми­руется идея социальной солидарности; для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

5-3591

Глава 3

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие и структура формы государства

Категория «форма государства» непосредственно связана с катего­рией «сущность государства» в основном понятийном ряду теории го­сударства и права.

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной вла­сти, выражающих его сущность.

Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы «фор­мообразования», организации и функционирования государства, явля­ется в этом отношении научной, практически истинной абстракцией. Вне анализа этой стороны государства невозможно понимание спосо­бов реализации его сущности. Эта чисто познавательная сторона кате­горий соответствует и объективному положению — неразрывной связи государства как организации политической власти, выражающей как общие, так и частные интересы экономически господствующих полити­ческих сил, стоящих у власти, со способами его организации.

Теория государства и права при помощи общего понятия раскрыва­ет свойства конкретных форм различных государств, а также общее и особенное в этих формах. Поскольку государство представляет собой постоянно функционирующую политическую организацию, то его форма связана с определенным видом государства как особого явле­ния, представляющего диалектическое единство содержания и формы.

Существуют различные точки зрения на понятие «форма государ­ства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления)1 или в широком (совокупность формы правления и формы государственного устройства)2; политический режим в этой ситуации рассматривается

1 См.: Денисов А. И. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 18 и др.

2 Там же.

Глава 3. Формообразование государства

как явление, характеризующее сущность государства', или область ме­тодов осуществления классового господства.2

Интересна точка зрения, согласно которой следует различать внут­реннюю и внешнюю форму государства; под первой понимается де­мократия, а под второй — конкретная организация политической вла­сти. Так как демократия есть разновидность политического режима, то его необходимо понимать как внутреннюю форму государства, а сово­купность форм правления и государственного устройства представля­ет собой внешнюю форму.3

Государство, как и любой другой объект, предлагается рассматри­вать также как функциональную (динамическую) и организационную (статическую) систему, поэтому формой государства в динамическом аспекте считается политический режим, а в статическом — форма правления и форма государственного устройства.

Традиционно считается, что под формой государства следует пони­мать организацию политической власти в государстве, взятую в един­стве трех ее основных элементов (или сторон): формы правления, фор­мы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и с населением. Под формой госу­дарственного устройства подразумевается административно-террито­риальная организация государственного аппарата, соотношение тер­риториальных частей государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом понимается конкретное проявление госу­дарственной организации, выражающееся в состоянии и характере де­мократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, сто­ящих у власти. Высказано также предложение добавить к указанным элементам четвертый — «политическую динамику», отражающий из­менения в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Данный подход встречает и возражения, так как поскольку форма , есть организация содержания, то она не может быть совокупностью

1 См.: Лашин А. Г. Возникновение и развитие форм социалистического го-%парства. М., 1965. С. 342. ; 2 См.: Денисов А. И. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 17.

'•' 3 См.: Керимов Д. А. Сущность общенародного государства // Вести. Лс-

нингр. ун-та. 1971. № 23. Вып. 4. С. 133.

Раздел II. Общество и государство

Глава 3. Формообразование государства

5 г, fc

ее же сторон, ибо форма любого явления вообще не может быть един­ством, совокупностью элементов. Таким образом, данное понятие формы государства по определению соответствует содержанию, меж­ду тем под формой следовало бы понимать различные способы связи между указанными элементами. Кроме того, политический режим включается как однопорядковый элемент, наряду с формой правле­ния и формой государственного устройства, хотя по отношению к ним он выступает определяющим фактором. «Практически полити­ческий режим может реализоваться только в определенной форме правления и форме государственного устройства, вне которых он не может существовать».1

Следует присоединиться к данному мнению, ибо как понятие «фор­ма государства» отражает наиболее общие признаки определенного класса предметов (в данном случае явлений, свойств, отношений) — способа организации конкретных государств.

Таким образом, в юридической литературе не выработано единого понятия формы государства, что затрудняет и решение проблемы классификации его форм.

Форму государства как объективную реальность и как понятие сле­дует рассматривать с различных сторон, характеризующих в целом ее свойства:

• форму правления, структурно отражающую способы организа­ции государственной власти, включая и порядок ее образования;

• форму государственного устройства (государственного единства) — совокупность способов организации государственной власти с уче­том внутреннего деления государства на части (в пределах его тер­ритории), взаимоотношений органов государства и его частей меж­ду собой;

• политический режим (государственный режим) — совокупность при­емов и методов осуществления государственной власти и их органи­зационно-политическое воплощение в государственном строе.

Все три стороны (свойства) формы государства составляют органи­ческое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы госу­дарства, которые в каждом конкретном случае принимают неповтори­мый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет

1 Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. Сара­тов, 1984. С. 47.

решающее влияние на две другие стороны формы государства и являе­тся для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые из­менения в методах осуществления государственной власти — в сторо­ну ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государ­ственного устройства.

Демократический политический режим в классическом выражении реализуется в такой форме правления, когда законодательные органы формируются путем демократически организованных выборов с уча­стием оппозиции, когда обеспечивается система сдержек и противове­сов властей в государстве, эффективна судебная и конституционная власть, местным органам предоставляется в известной форме самоуп­равление, вплоть до признания за отдельными ее частями суверените­та. Тенденция к авторитаризму обусловливает соответствующие изме­нения в форме правления и форме государственного устройства: рост «делегированного законодательства» со стороны органов исполни­тельной власти, стремление одной из властей нарушить принцип раз­деления государственной власти, усиление централизации власти (что часто ведет к авторитаризму власти президента), ограничение само­стоятельности местных органов самоуправления и т. п.

Несмотря на существенную роль политического режима, не следует отождествлять его с понятием формы государства в целом, а форму правления или форму государственного устройства рассматривать как элементы или составные части политического режима, даже ссылаясь на известное положение о том, что демократия — это родовое понятие формы государства.

Можно согласиться с необходимостью рассматривать политиче­ский режим в качестве самостоятельного понятия, но любое явление многогранно, поэтому понятие формы государства было бы непол­ным, если не принимать во внимание динамику его функционирова­ния, что можно проследить, только учитывая роль и значение политиче­ского режима как совокупности способов осуществления государственной власти.

Рассматривая формы государства, необходимо учитывать их динами­ческую изменчивость, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально-экономической и политической структуре общества, обра­щать внимание на их относительную гибкость, на то, что политическое господство реализуется в разных государственно-правовых формах: от махрово реакционной до либеральных, сравнительно прогрессивных.

Рассмотрим более подробно основные стороны формы государства.

Раздел II. Общество и государство

Глава 3. Формообразование государства

"I

§ 2. Форма правления государства: понятие и виды

Форма правления представляет собой отражение способов организа­ции государственной власти конкретного государства. Основными фор­мами правления, которые существовали в различные исторические эпо­хи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству все­гда одевались в конкретные одежды. Несм'отря на все отличия монархи­ческих форм государства, следует выделить их общие черты, которые вполне можно определить как «юридические свойства монархии»:

1) бессрочное, т. е. пожизненное, пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

4) безответственность главы государства (в Швеции в 1809 г. был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Монархами у различных народов были короли, цари, императоры, шахи, шахиншахи, султаны, правители и т. д. Но во все эпохи мо­нарх — единоличный глава государства, как правило, наследственный. Это основное свойство монархии как формы правления. Известны две ее формы: абсолютная (неограниченная) и ограниченная.

Основной признак абсолютной монархической формы правления — отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих пол­номочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян, управляющих с по­мощью особой касты чиновников и полицейских. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи, естественно, неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: со-словно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях — дуалистической и парламентарной (в эпоху ка­питализма).

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денеж­ных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась со-словно-представительная монархия — форма, при которой власть гла-

вы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский собор в России, Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и т. д.), хотя сословное собрание как аре­на легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному боль­шинству населения (крестьянам).

Конституционная монархия возникает в период становления бур­жуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парла­ментом. Монарх не вправе ее изменить.

Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутству­ют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредото­чена в руках единоличного главы государства — монарха, то в дуали­стической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательству­ет. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не пе­ред парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. В настоящее время такая форма правления практи­чески себя изживает.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; прави­тельство формируется парламентом из представителей определенных партий (или партии), получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним; лидер партии, обладающей наиболь­шим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; законодательные акты принимаются парламентом и формально под­писываются монархом; в законодательной, исполнительной и судеб­ной сферах власть монарха фактически символична.

Таким образом, монархии как форме правления присуще общее свойство: сосредоточение верховной власти в руках одного лица — гла­вы государства, который получает эту власть по праву наследования, причем пожизненно (до его совершеннолетия управляет государством регент или регентский совет).

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где гла­ва государства не пожизненный и не наследственный, а избирается че­рез определенный промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет.

Раздел II. Общество и государство

Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближа­ется к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями, так как главой государства может быть из­бран только один из правителей его составных частей. В Малайзии из 13 монархов 9 являются наследственными, они образуют Совет прави­телей и избираются по очереди по особому списку. Фактически по форме правления это государство является парламентарной монархи­ей. В отличие от Малайзии, в ОАЭ по существу функционирует кол­лективный монарх в лице Высшего совета семи эмиров, который обла­дает всей полнотой власти. Национальное собрание назначается эмирами и имеет лишь консультативный характер. Главой государства избирается постоянно монарх эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Таким образом, этим монархиям присущ республи­канский признак — систематическая выборность главы государства.

Исходя из типов монархий организация власти строится по различ­ным принципам: рабовладельческая монархия воплощала деспотиче­скую власть рабовладельцев; феодальная монархия отражала иерархи­ческую структуру феодальной земельной собственности, а впоследствии централизацию власти феодалов в лице монарха; буржуазная монархия строится с учетом принципа представительного правления.

Таким образом, монархия — лишь внешняя форма выражения вла­сти, она обретает воплощение как организация власти исторически оп­ределенных политических сил, очень гибкое и способное приспосаб­ливаться к различным условиям учреждение.

Республика (от лат. res publica — общественное дело) — это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляет­ся выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республика, как и монархия, в различные эпохи воплощала госу­дарственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью, и поэтому принимала конкретно-исторический облик.

История государственно-организованного общества знает несколь­ко основных разновидностей республиканской формы правления, ко­торые зарождаются еще в условиях рабовладения.

Демократическая республика существовала в Афинском государ­стве (V-IV вв. до н. э.), что обусловливалось социальной структурой общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения, существованием эффективной системы органов государственной вла­сти, имеющих строго определенные функции. Ведущая роль среди го­сударственных органов отводилась демократическим коллегиальным

Глава 3. Формообразование государства

органам (Народному Собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, магистратура же выполняла второстепенные функции.

Аристократическими республиками были Спарта (V-IV вв. до н. э.) и Римское государство (V-II вв. до н. э.), выражающие преимуще­ственно интересы аристократической части населения.

В эпоху феодализма существует республиканская форма правления в городах-республиках (Флоренция, Генуя, Венеция — в Италии; Нов­город и Псков — в России; вольные города в Германии, Англии, Фран­ции). Феодальные республики образуются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми при­знается право на самоуправление, издание законов, осуществление суда над горожанами и т. п. Наиболее важная особенность заключа­лась в признании свободы граждан и свободы рыночных отношений.

Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую республики — формы, неизвестные прежним эпохам.

Парламентарная республика — разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые име­ют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользу­ется его доверием. В противном случае правительство либо уходит в от­ставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов.

Главной функцией парламента являются законодательная деятель­ность и контроль за исполнительной властью, разработка и утвержде­ние государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внеш­ней политики.

Глава государства в таких республиках избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков. Он обладает довольно ши­рокими полномочиями: имеет право роспуска парламента; обнародует законы; издает указы; назначает главу правительства; является глав­нокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (председатель совета министров, премьер-министр, глава кабинета министров) назначается, как правило, гла­вой государства, а отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Президентская республика — разновидность формы правления, При которой президент либо совмещает полномочия главы государ-

6-3591

Раздел II. Общество и государство

ства и главы правительства в одном лице (США), либо непосред­ственно участвует в формировании состава правительства и назнача­ет его главу. Парламент не вправе отправить в отставку как правитель­ство в целом, так и отдельных его членов. Избирается президент внепарламентским путем, обладает более широкими, чем в парламен­тарной республике, полномочиями главы государства: объявляет чрез­вычайное положение; утверждает законы путем их подписания; пред­седательствует на заседаниях правительства; назначает членов Верховного Суда и т. д. Президент не может распустить парламент. Отношения между ним и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов.

Социалистическая республика — особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была бы стать подлинно демо­кратической республикой, обеспечивающей полновластие трудящих­ся во главе с рабочим классом. Особенностями социалистической рес­публиканской формы правления являются:

• соединение высших и местных органов власти в единую предста­вительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

• ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

• сочетание экономического, социально-политического и культур­но-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной вла­сти управлять обобществленными средствами производства, ре­гулировать и контролировать распределение материальных и ду­ховных благ в масштабе всей страны;

• создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государ­ственной жизни;

• отрицание идеи разделения властей.

Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская коммуна; Советская республика и На­родно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата.

Итак, общими юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

Глава 3. Формообразование государства

1) ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2) выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

4) представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

|'6) преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

В республике глава государства избирается на определенный срок. В президентской республике взаимоотношения главы государства, парламента, правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, но место монарха занимает избираемый народом президент. В парламентарной республике эти взаимоотношения такие же, как и в парламентарной монархии.

В условиях существования тоталитарных систем в республикан­ских государствах имеются признаки монархической формы правле­ния — несменяемость главы государства. Это не просто резкое усиление власти президента и возникновение суперпрезидентских республик, а возникновение президентско-монистической республиканской формы правления. Если в суперпрезидентских республиках в конституции предусматривалось периодическое переизбрание главы государства, то в президентско-монистических республиках в конституции преду­сматривалось «пожизненное президентство» или «руководство госу­дарством» (Сукарно в Индонезии, И. Б. Тито в Югославии, Ф. Маркое на Филиппинах). Пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. До недавнего времени остава­лось лишь два пожизненных президента — в Малави и Корейской На­родно-Демократической Республике, причем Ким Ир Сен еще при жизни назначил сына своим преемником.

Указанные критерии разграничения форм правления и ныне сохра­няют свое значение, все они (кроме явно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков созда­ются неизвестные ранее формы. «Чистых», традиционных форм оста­ется все меньше, а формы правления во многих вновь возникающих

Раздел II. Общество и государство

государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехослова­кии), как правило, приобретают разные черты, тем самым утрачивает­ся жесткость существующих критериев и по юридическим признакам: соединяются черты монархии и республики (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламен­тарной республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).

Такие модификации формы обусловлены несколькими причина­ми. Во-первых, для управляемости государства важно не столько раз­деление властей и наличие системы сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимо­согласованности в работе высших органов государства, так как их от­сутствие ведет к кризису политической системы, что можно было на­блюдать на примере России в противостоянии законодательной и исполнительной властей. Во-вторых, традиционные формы государ­ства имеют и недостатки, состоящие, в частности, в появлении супер­президентских республик в Латинской Америке, президентско-мони-стических республик в Африке, а парламентарным республикам присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки (за пятьдесят послевоенных лет в Италии смени­лось более полусотни кабинетов министров). В-третьих, возникнове­ние смешанных форм есть отражение восприятия общечеловеческих ценностей, гуманистических идей и институтов (принятие конститу­ций в эмиратах Персидского залива), борьбы прогрессивных сил за изменение формы правления (например, в Иордании, Непале).

§ 3. Форма государственного устройства: понятие и виды

Рассматривая способы устройства государственной власти (формы государственного единства), следует сказать, что в учебной литерату­ре чаще всего употребляется термин «форма государственного устрой­ства». Однако он, по существу, охватывает всю форму государства на данном этапе развития, в данной стране. Неслучайно этот термин ши­роко используется в истории государства и права. Между тем речь в данном случае идет о том, каким образом государство организовано как власть на определенной территории.

Под формой государственного устройства понимается совокуп­ность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотно­шения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными

Глава 3. Формообразование государства

и высшими органами государственной власти. По структуре различа­ются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедера­тивные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный харак­тер, во многом определяется существующими традициями, историче­скими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

Унитарное государство (от лат. unitas — «единство») представляет со­бой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда мо­гут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное администра­тивно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т. п.), в которое укладывается и существующая автономия, т. е. самоуправляю­щиеся образования. Например, в Испании наряду с историческими об­ластями (страна басков и Каталония), выделенных по национальному признаку, созданы и территориальные автономии. Но эти самостоятель­ные части не обладают признаками государственного суверенитета, в та­ком государстве существует единая система высших органов и единое за­конодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т. д.).

Унитарное государство примечательно единством власти, террито­рии и населения.

Федеративное государство (от позднелат. foederatio — «союз, объ­единение») — сложное государство, субъекты которого, обладая госу­дарственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую оче­редь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т. д.). Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный прин­цип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преиму­щественно на договорной основе, во втором — субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территори­альному признаку.

В федеративном государстве существуют общефедеральные орга­ны государственной власти (законодательной, исполнительной и

Раздел II. Обществ!

судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетен­ции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. В Российской Федера­ции в Совете Федерации каждый из ее субъектов имеет по два пред­ставителя. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности террито­рий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федераль­ные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют феде­ральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные вой­сковые формирования.

Право выхода из состава федерации за их субъектами в современ­ных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и фе­деративное единство государства. Ранее такое право признавалось До­говором об образовании СССР, союзными и республиканскими конституциями, хотя ни разу и не использовалось.

Попытка южных штатов выйти из состава США привела к граждан­ской войне 1861-1865 гг. и к утверждению принципа неделимости фе­дерации, получившего подтверждение в решении Верховного Суда о том, что Соединенные Штаты есть нерушимый союз, состоящий из нерушимых штатов.1

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на ос­нове нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 г.) либо принятия конституции (как это было в 1787 г. в США).

Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного госу­дарства.

Конфедерация представляет собой союз государств, который созда­ется на основе договора или соглашения для строго определенных це­лей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит вре­менный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается (Австро-Венгрия). Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Рес-

1 См.: Государственный строй США. М., 1976. С. 57.

Глава 3. Формообразование государства

публика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе при­знаки внутригосударственной и международно-правовой организации.

Конфедеративное объединение предполагает создание высших ор­ганов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов орга­нов конфедерации на своей территории (право нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе приня­тия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфеде­ративного государственного аппарата не существует, а создаются выс­шие органы координирующего характера. Конфедерация государ­ственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, еди­ного гражданства.

Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в ос­новном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил ока­зывают самое серьезное влияние.

§ 4. Политический режим: понятие и виды

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, сово­купность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры. Следует отметить, однако, что диктатура политических сил, стоящих у власти, есть более широкое понятие, чем государственная диктатура, отсюда и категория «поли­тический режим» шире, чем понятие режима осуществления государ­ственной власти.

Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом. Истории известны два основных вида го­сударственного режима: демократический и антидемократический (автаркический).

Демократический политико-государственный режим — это сово­купность способов осуществления государственной власти на основе

Раздел II. Общество и государство

подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства. Антидемократический (автаркический) по­литико-государственный режим — это совокупность способов осуще­ствления государственной власти на основе произвола, без учета како­го-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

Известная практика осуществления государственной власти порож­дает новые формы крайне реакционных режимов — военно-фашист­ских, которые утверждают организацию государства в форме военно-фашистской олигархии.

Таким образом, государственный режим, как и другие элементы формы государства, имеет конкретное историческое воплощение.

Учение о демократии показывает, что какие бы формы она ни при­нимала, она всегда была и остается одним из методов организации и осуществления власти, орудием в руках тех или иных сил для проведе­ния своей политики. Нет и не может быть демократии «вообще», «чис­той», «надклассовой». Всегда были и есть конкретные формы ее выра­жения.

Один и тот же режим может быть при различных формах правления и организации власти. Например, по форме правления Великобрита­ния — ограниченная монархия, Германия и Италия — парламентские республики, США и Франция — президентские республики, но государ­ственный режим в этих странах один и тот же — буржуазная демокра­тия. И наоборот, в странах с одинаковой формой правления государ­ственный режим может быть различным. Например, парламентская республика как форма правления утвердилась во многих странах. Но при этом господствующий в них государственный режим различен: от демократии в ее классическом виде до махрового фашизма.

Следовательно, политический (государственный) режим как свой­ство формы государства обладает достаточно высокой степенью само­стоятельности. Через него правящие силы всегда имеют возможность, не затрагивая формальных устоев правления и устройства, приспосо­бить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране. Политический (государственный) режим — наиболее чуткий к этой обстановке барометр. Даже оставаясь неизменным по типу, он проявляет себя на том или ином этапе развития каждого данного госу­дарства с различных сторон и постоянно оказывает влияние на форму как правления, так и государственного устройства, сказывается на структуре государственного аппарата.

Доминирующая роль политического (государственного) режима среди элементов формы государства приводит некоторых ученых к

Глава 3. Формообразование государства

выводу, что государственный режим — это свойство сущности госу­дарства, а не его формы, что термин «политический режим» в теории государства и права применяется для обозначения либо классовой сущности государства, и в этом смысле он тождествен термину «дик­татура», либо того или иного метода осуществления политического господства (режим парламентаризма, режим фашизма и т. п.).

В последние годы ученые, работающие в области общей теории го­сударства, пришли к более точной формулировке содержания катего­рии «сущность государства», а это повлекло уточнение других поня­тий, в том числе категории «форма государства».

Специфическая закономерность, характеризующая политический (государственный) режим, может быть сформулирована так: всякое изменение государственного режима при известном соотношении об­щих или частных интересов в конечном счете вызывает изменение формы государства; и наоборот, перестройка формы государства вле­чет изменение политического режима. Политические силы, стоящие у власти, нередко используют такую возможность, ставят такую цель и решают ее.

Государство в своей правотворческой деятельности закрепляет гос­подствующий политический (государственный) режим, облекая его в форму принципов, институтов, форм и методов взаимоотношений го­сударства, общества и личности.

В юридической литературе форма государства рассматривается в связи с его сущностью. Излюбленным приемом западных политологов и государствоведов является рассмотрение внешних форм институтов государственной власти вне связи с существующей социальной струк­турой власти, реальным соотношением между формой государства и его сущностью. В результате неизменно рисуется в розовых тонах картина «власти вообще», «демократии вообще», «свободы личности вообще».

Влияние сущности государства на его форму носит сложный, опо­средованный характер. Государственная власть политических сил формируется с учетом интересов их союзников, т. е. сама государ­ственная власть обладает в каждый данный период определенным со­держанием, в которое входит учет этих интересов. В форме государ­ства получает воплощение политическая власть экономически господствующих сил, обладающих этой властью. В этом — одна из главных причин того объективного факта, что при одном и том же типе государства его формы могут быть различны, причем не только в раз­ных странах, но и в одной стране. Таковы типичные изменения формы для каждого феодального государства на различных этапах его суще-

Раздел II. Общество и государство

ствования: ранние централизованные монархии, феодально-раздроб­ленные, сословно-представительные, абсолютные. Более того, даже облик абсолютных монархий может быть различным в отдельные пе­риоды, как это имело место в России: в XVII в. — боярская монархия, в XVIII в. — чиновничье-дворянская, а в начале XX в. — шаг в направле­ний к буржуазной монархии.

Таким образом, во-первых, изменения в форме государства сами по себе не означают, что меняется его классовая сущность. Она развивает­ся вследствие изменений в данном экономическом базисе или в соци­ально-классовой структуре общества. Во-вторых, форма государства неодинакова для различных типов государства — рабовладельческого, феодального и т. д. В-третьих, форма государства видоизменяется в пределах одного и того же типа государства в различных странах в раз­личные исторические периоды. В-четвертых, основными факторами изменений в форме государства являются, наряду с типом государства, состояние экономического базиса; изменения социально-классовой структуры общества; международная обстановка; исторические тради­ции; взаимовлияние государств одного и того же типа, существующих в разных странах (заимствование опыта).

Современная теория государства и права исходит из того, что демок­ратический политический режим реализации государственной власти включает в себя наличие результати

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.