Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие механизма государства и его структура



В любом государственно организованном обществе для поддержа­ния нормальной его жизнедеятельности, решения задач, стоящих пе­ред государством, необходимо функционирование различных государ­ственных организаций.

Обобщая исторический опыт развития эксплуататорских госу­дарств, можно дать определение государства как политической орга­низации для поддержания господства одних политических сил, сто­ящих у власти, над другими. Это определение дает возможность раскрыть материальную субстанцию государства как организованной системы органов различного свойства: регулирующих, охранитель­ных, карательных, обосновать сущность государства второго порядка. Без механизма государства нет и государства, а существование госу­дарственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физическо­го воплощения, она представляет собой лишь простое название.

Механизм государства представляет собой систему государствен­ных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

Все государственные организации тесно связаны между собой. Каж­дая из них выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего механизма, в котором все органы действуют согласо­ванно, в единой системе.

Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходи­мая связь может быть охарактеризована как связь причины и след­ствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуа­таторском государстве его механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы, стоящие у власти, ре­ализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют госу-

Раздел II. Общество и государство

дарственное руководство обществом. В нем воплощается материаль­ная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.

Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состоя­ние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, за­дачи и функции государства, в соответствии с которыми создается го­сударственный механизм и вносятся необходимые изменения.

Механизм государства обладает следующими свойствами.

1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из об­щества и занимается только тем, или почти только тем, или глав­ным образом тем, что управляет.

2. Образующие его государственные органы иерархически соподчи­нены друг с другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодиче­ски испытывают государства.

3. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех пол­номочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения.

Государственный механизм можно назвать «государственной влас­тью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функ­ций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкрет­ной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, пред­ставляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства, кроме государственного аппара­та входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения — это такие государственные органи­зации, которые осуществляют непосредственную практическую дея­тельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т. п. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют соци­ально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохра­нения.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции либо

Глава 4. Механизм государства

его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочис­ленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуще­ствления государственной власти, на его структуру и принципы фор­мирования оказывали и оказывают влияние различные факторы эко­номического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с не­избежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государствен­ного аппарата может быть представлена следующими основными ви­дами («блоками») органов:

а) законодательной власти — т. е. «первичные», органы государ­ственной власти в собственном смысле слова, не производные от других и основа для иных органов;

б) исполнительной власти (органы государственного управле­ния) — исполнительно-распорядительные органы, ведущие по­вседневную оперативную работу по государственному управле­нию общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппара­том управления, т. е. организационным и материальным аппа­ратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают ста­бильность, неприкосновенность складывающихся под воздей­ствием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, милиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высокая степень бюрократической централизации, преобладание адми­нистративно-полицейского, судебного и военного аппаратов, что объяс­няется его важным значением в реализации методов прямого принуж­дения (насилия) над основной массой населения.

Сравнивая государственные аппараты государств эксплуататор­ских типов, отметим, что механизм рабовладельческих государств был технически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом со­временного государства.

Раздел II. Общество и государство

Глава 4. Механизм государства

Механизм государства внутренне един. Это значит, что его части подчиняются целому, выразителем которого выступают государствен­ные органы в собственном смысле — органы законодательной власти. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти. Поэтому само понятие «орган государствен­ной власти» служит как для выделения в механизме государства груп­пы непроизводных (первичных) органов, так и для характеристики каждого отдельного органа государства как части этого механизма. Часть государственного механизма, будучи специфической по своей природе и непосредственному назначению, содержит тем самым в себе возможность обособления.

Государственная власть принадлежит народу, так как он является носителем суверенитета и единственным источником власти, которую он осуществляет непосредственно, а также через органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосред­ственным выражением власти народа являются референдум и свобод­ные выборы.

Государственная власть делится на законодательную, исполнитель­ную и судебную. В механизме государства разделение властей, с на­шей точки зрения, есть не что иное, как прозаическое, деловое разделе­ние труда, примененное к государственному механизму в целях управления и контроля.

Еще Дж. Локк, учитывая объективные потребности в разделении труда по управлению государством, различал три ветви власти: зако­нодательную, исполнительную и федеративную (союзную), которые реализуют специфические функции — создание законов для обще­ственного блага, их исполнение и ведение отношений с другими госу­дарствами.

Шарль Монтескье провозглашает разделение властей не просто как техническое различие функций между государственными органами, а как разделение властвования между социально-политическими сила­ми, чтобы не было возможности злоупотребить властью, а власти мог­ли бы друг друга сдерживать и ограничивать.

Правда, идею разделения власти пытаются провести в законода­тельстве, и она находит свое отражение в конституциях, но фактиче­ские полномочия часто далеко отклоняются от их декларируемого со­отношения, если учесть к тому же отсутствие четкой регламентации системы сдержек и противовесов.

Механизм государственной власти, каждое его звено создают для сво­их нужд государственные учреждения — рабочий вспомогательный ап-

парат, который не обладает властной силой, но играет важную роль в подготовке государственных решений. Такие учреждения, как канцеля­рии, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеются учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчи­ненные какому-либо государственному органу (школа, вуз и т. д.).

Таким образом, государственный аппарат для осуществления своей властной, управленческой, организующей и охранительной деятель­ности создает необходимые учреждения, представляющие собой мате­риальную силу, с помощью которой непосредственно проводятся в об­щественную жизнь, в поведение людей государственные решения. Они разнообразны по своему характеру. Так, исполнительно-распоряди­тельные органы опираются на разветвленную сеть научных и проект­ных организаций, просветительские учреждения и организации, сеть общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, средних специальных и высших учебных заведений.

Система органов охраны общественного порядка имеет развитую структуру учреждений обеспечения фактического принуждения: ми­лиция (полиция), учреждения исполнения наказаний, армия со все­ми входящими в нее вооруженными силами; разведка и контрраз­ведка и т. п.

Правоохранительные органы выполняют многообразные виды дея­тельности: предотвращение вредных для общества состояний и дей­ствий; обнаружение и пресечение правонарушений во всех видах; про­филактическая деятельность; репрессии в отношении преступников, наказание иных правонарушителей; устранение вредных последствий правонарушений; защита государства.

Правоохранительная деятельность возлагается на государство и все его органы, которые действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Вместе с тем она специально закрепляется за особой группой органов и учреждений, деятельность которых регламентируется законом.

Правоохранительные органы, в том числе исправительно-трудовые учреждения, своей деятельностью оказываются причастными к реали­зации всех функций государства, что требует правового обеспечения охраны их работников, соответствующего цивилизованным меркам организационно-технического и социального обеспечения.

В литературе учреждения государственного аппарата принято на­зывать вспомогательными учреждениями, материальным придатком. Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обязательных, властных решений в адрес других субъек-

Раздел II. Общество и государство

тов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреж­дений не могут существовать.

Тесная связь государственных органов и государственных учрежде­ний дает основание сформулировать понятие «механизм государства», которое оказывается шире понятия государственного аппарата. Выде­ление в нем трех групп органов имеет фундаментальное значение. Эта классификация позволяет определить роль того или иного органа в выполнении функций государства.

Следует учитывать, что органы государственной власти осуществ­ляют не только правотворчество. Их назначение состоит в том, чтобы задавать другим государственным органам программу деятельности путем принятия нормативно-правовых актов, осуществлять высшее (на своей территории) государственное управление, надзор и конт­роль за законностью.

Органы государственного управления осуществляют как исполни­тельно-распорядительную деятельность, так и правотворчество, но оно подчинено исполнительно-распорядительной деятельности. Эта группа органов выполняет и правоохранительные функции в соответ­ствии с их главным назначением.

Правоохранительные органы в процессе реализации своей основной деятельности также прибегают к управлению и правотворчеству, но они подчинены достижению главного назначения — охране правопо­рядка и обеспечению безопасности страны. Таким образом, использо­вание каждым государственным органом всех форм правовой дея­тельности обеспечивает эффективное выполнение государственным аппаратом в целом функций государства.

Разделение труда между государственными органами вследствие многообразия решаемых социально-политических, экономических и прочих задач в рамках единой государственной власти и закрепляется организационно-технически в компетенции. Следовательно, односто­роннее ослабление или законодательной, или исполнительно-распоря­дительной, или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относи­тельное обособление групп государственных органов — это не разде­ление власти, а разделение труда. Власть остается единой. Каждое зве­но государственного аппарата представлено многочисленными и многообразными органами и чутко реагирует на происходящие в це­лях, задачах, интересах общества изменения.

Во-первых, осуществляется дифференциация управления различ­ными органами в пределах отрасли, появляются новые отраслевые

Глава 4. Механизм государства

органы; во-вторых, происходит интеграция управления отдельными сферами и возникают новые координирующие органы.

В юридической литературе ведется спор о специфике государствен­ного управления: с одной точки зрения, это «непосредственная орга­низация» практического осуществления функций государства, с дру­гой — «непосредственное руководство» хозяйственным и культурным строительством.

Совершенно очевидно, что этот спор носит догматический характер, так как главное состоит в содержании исполнительно-распорядитель­ной деятельности. Властные предписания имеют своим содержанием научно-техническую, экономическую, организационно-методическую деятельность, т. е. научное управление общественными процессами. Любые научно обоснованные управленческие решения должны обяза­тельно облекаться в форму властного акта управления.

Организация и деятельность государственного аппарата осуществля­ются на основе принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования. Они проявляются в деятельности как государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах.

В целом все принципы закреплены в Конституции России, однако в законах и других нормативно-правовых актах они могут быть развиты и дополнены. Например, принципом деятельности органов прокура­туры является их независимость от каких-либо местных органов.

Большинство ученых к принципам организации и деятельности го­сударственного аппарата относят следующие: демократизм, разделе­ние властей, законность, федерализм, профессионализм, централизм, гласность, самостоятельность, сочетание коллегиальности и единона­чалия, равный доступ к государственной службе и т. д.

§ 2. Государственные органы: их признаки и характеристика

Каждый государственный орган — это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппара­та, обладающая следующими основными признаками.

1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посред­ством определенного вида деятельности в порученной области.

2. Обладает властными полномочиями, чем и отличается от госу­дарственных учреждений и предприятий.

Раздел II. Общество и государство

3. Имеет определенную компетенцию, т. е. закрепленную совокуп­ность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий).

4. Характеризуется определенной структурой, т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).'

5. Имеет территориальный масштаб деятельности.

6. Образуется в порядке, установленном законом.

7. Устанавливает правовые связи личного состава, отражаемые в должностных инструкциях.

Основное свойство государственного органа, качественно его харак­теризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; приме­нять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обес­печения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией. Веления государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выхо­дить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культур­ного строительства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.

Государственные органы различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности.

В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные орга­ны субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими само­стоятельно в соответствии с основами конституционного строя Рос­сийской Федерации и общими принципами организации представи­тельных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.

Представительным и законодательным органом Российской Феде­рации является постоянно действующее Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государ­ственной Думы, которые заседают, как правило, раздельно.

Значительное место в компетенции парламента занимает деятель­ность, связанная с формированием высших звеньев государственного аппарата. Совет Федерации назначает выборы Президента Россий­ской Федерации и отрешает его от должности; назначает на должность

Глава 4. Механизм государства

судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от нее Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Госу­дарственная Дума дает согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правитель­ству, назначает на должность и освобождает от нее Председателя Цен­трального банка России, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

Президент Российской Федерации является главой государства, га­рантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в установ­ленном порядке принимает меры по охране суверенитета, независимо­сти и государственной целостности России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и т. д.

Широта полномочий Президента ограничена Конституцией, а так­же его конституционной ответственностью — он может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или со­вершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключени­ем Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заклю­чением Конституционного Суда о соблюдении установленного поряд­ка выдвижения обвинения.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председа­теля, федеральных министров.

В пределах ведения Российской Федерации, совместных полномо­чий Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти ее субъектов образуют еди­ную систему исполнительной власти в Российской Федерации. Тра­диционно центральными федеральными органами государственного управления являются: министерства, ведомства, государственные ко­митеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие управле­ния и отделы. Исполнительная власть в субъектах Федерации принад­лежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрациям, которые возглавляются различными

Раздел II. Общество и государство

Глава 4. Механизм государства

должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства и т. д.).

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посред­ством конституционного, гражданского, административного и уголов­ного судопроизводства.

Судебную систему России составляют: Конституционный Суд Рос­сийской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, соответствующие суды субъектов Федерации. В Конституции России предусмотрено, что Президент Российской Федерации может в порядке, установленном федеральным законом, назначать судей других федеральных судов.

В настоящее время в России проводится судебная реформа, главны­ми задачами которой являются:

• утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей дея­тельности от законодательной и исполнительной властей;

• защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод чело­века, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

• закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в со­ответствующих законодательных актах демократических прин­ципов организации и деятельности правоохранительных органов;

• достижение уровня материально-технического обеспечения су­дов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следствен­ных подразделений, а также материального, бытового и социаль­ного обеспечения работников правоохранительных органов, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности;

• обеспечение достоверности и повышение доступности информа­ции о деятельности правоохранительных органов, судебно-пра­вовой статистики.

Важнейшими направлениями судебной реформы являются: созда­ние федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотрен­ных законом; расширение возможности обжалования в суд неправомер­ных действий должностных лиц; установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуально­го принуждения; организация судопроизводства на принципах состя­зательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсуди-

мого; дифференциация форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только зако­ну; закрепление принципа их несменяемости.

В России сформировалась единая централизованная система орга­нов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоя­щим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором Россий­ской Федерации по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Особенностью функционирования местного самоуправления в Рос­сийской Федерации является то, что в настоящее время органы мест­ного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в пределах своих полномочий они самостоятельны.

Глава 5. Функции государства

 

Глава 5

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие и содержание функций государства

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юри­дической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под ними подразумеваются основные на­правления (стороны, виды) деятельности государства: его практиче­ская деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне госу­дарства. Однако все единодушно признают, что в функциях государ­ства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и зада­чи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отно­шения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отно­шению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздейству­ющей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует, и дей­ствует очень энергично. Это активное деятельное начало является спо­собом его существования. Оно задано самой природой государства, его сущностью. Государство есть организация власти экономически гос­подствующих политических сил. В этой связи представляет интерес вопрос о степени его активности.

В условиях эксплуататорских обществ активность государства возрастает вместе с обострением социально-классовых конфликтов, оно стремится предотвратить назревающие взрывы различными ме­рами, а затем усиливает их, вплоть до военного подавления угнетен­ных классов.

С точки зрения влияния на экономические отношения государство играет двоякую роль: содействует развитию господствующего эконо­мического базиса или тормозит развитие новых экономических отно-

шений, вызревающих в недрах отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изжившим себя, но еще политически господствующим силам. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет кон­фликты в общественном производстве.

Функции государства — это направления деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).

Поскольку сферы государственной деятельности многообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства встала проблема определить основные направления его внутренней и внеш­ней деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение, подчеркивает М. И. Байтин.1 В то же время неверно думать, что в функ­циях государства отражается только его сущность, ибо у него возника­ют задачи и функции, продиктованные особенностями переживаемого момента, ситуацией политического властвования, спецификой управ­ления государственно организованным обществом.

Выделение основных (главных) направлений деятельности госу­дарства есть «дробление» деятельности государства в целом, которое, однако, не означает дробления деятельности государственных орга­нов. Главные направления — это социально значимые стороны дея­тельности государства, к реализации которых подключены все его органы, а не какие-либо отдельные его звенья. В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат в функци­ях выражения, и сама категория «функция государства» потеряет и теоретический и практический смысл и окажется чисто умозритель­ной (спекулятивной).

Л. А. Морозова предложила трактовку функций государства не толь­ко как направлений его деятельности, но и как механизма государ­ственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что,

1 См.: Теория государства и права. Саратов, 1997. С. 61.

Раздел II. Общество и государство

выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни обще­ства, государство одновременно посредством проводимых реформ, раз­личного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.1

Представляется, что включение механизма государственного воз­действия на развитие общественных процессов в понятие «функций государства» не совсем справедливо, так как тем самым делается по­пытка свести функции государства в целом к функционированию его механизма, а также подменить функционирование государства раз­личными способами правового воздействия, хотя в науке существует такое самостоятельное понятие, как правовые формы осуществления функций государства.

Общепризнано, что существенными признаками функций госу­дарства являются их непосредственная связь с сущностью и соци­альным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видо­изменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего раз­вития государства.

В функциях государства его сущность находит более конкретное выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и полити­ческой структурами общества и вытекающими отсюда интересами со­циальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции госу­дарства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие полити­ческие силы, то изменяются и функции государства. Вместе с тем в определенные периоды существования государства может происхо­дить смена приоритетных интересов, что влечет и изменение в его функ­ционировании, на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение (например, функция обороны нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).

Каждая функция государства имеет предметно-политическую ха­рактеристику, ибо ее содержание показывает, что является предметом его деятельности, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

1 См.: Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 98.

Глава 5. Функции государства

Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах развития государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различ­ных сферах жизни государственно организованного общества. Осо­бенно существенно различие в содержании функций государств, при­надлежащих к разным общественно-экономическим формациям.

Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

1) ведущее значение функции прямого подавления эксплуататор­ским меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются приемов, масштабов, конкретных целей по­давления и классов, в отношении которых оно осуществляется;

2) охрана частной собственности на орудия и средства производ­ства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;

3) обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эк­сплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.

Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

1) второстепенное значение функции прямого подавления; оно осу­ществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы могут быть;

2) охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства;

3) ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксп­луататорским государствам;

4) целенаправленность функций на решение задач демократическо­го строительства.

Современная трактовка функционирования государственно организо­ванного общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Если госу­дарство представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса, общество носит ярко выраженную классовую структуру, где отдельные его части противостоят друг другу в силу раз­личного отношения к средствам производства, то функционирование го­сударства посвящено преимущественно охране интересов господствую­щего или доминирующего (по признаку собственности) класса.

7-3591

Раздел II. Общество и государство

Долгое время в юридической литературе искусственно поддержи­вался классовый подход, не всегда обращалось внимание на особен­ность функционирования государства в интересах всего общества, о чем образно сказал К. Маркс, ссылаясь на необходимость деятельно­сти любого государства в интересах осуществления общих дел.1 Мож­но с уверенностью сказать, что любое государство осуществляет обще-социальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.

К функциям, вытекающим из природы всякого общества, относятся все направления деятельности государства по поддержанию есте­ственных условий существования человеческого общества, которые предполагают деятельность как внутреннюю, так и на межгосудар­ственной основе. В условиях научно-технической революции, при­нявшей глобальные масштабы, значение этих функций все более возрастает. Достаточно сослаться на необходимость поддержания экологического равновесия и охрану окружающей человека среды; борьбу с болезнями (в частности, со СПИДом); международное куль­турное и научно-техническое сотрудничество при решении проблем, не укладывающихся в рамки интересов отдельных стран (освоение космо­са, изучение и использование ресурсов мирового океана, создание все­мирной службы погоды, охрана окружающей среды и рациональное ее использование; разработка международных стандартов и всемирной ра­дио- и телевизионной связи, развитие транспортных средств).

Надо отметить, что международное экономическое сотрудничество по обеспечению человечества энергоресурсами и продуктами питания, научное сотрудничество, выходящее за рамки отдельных стран, созда­ние прочного мира между народами сами по себе не носят классового характера, однако их осуществление подвержено решающему влия­нию как классовых, так и общих интересов.

Соотношение классового и общесоциального в государстве позво­ляет сделать вывод о том, что следует различать государства с преиму­щественно классовыми функциями и государства с преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, что предполага­ет выяснение не только направлений деятельности, но и социального назначения государства.

Как справедливо отмечает Л. А. Морозова, общесоциальная деятель­ность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных интересов (экономических, культурных, нацио-

1 См.: Маркс К. Британское владычество в Индии. Соч. Т. 9. С. 132-133.

Глава 5. Функции государства

нальных и др.). Чем больше удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоре­чий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказы­ваться в своей практической деятельности от использования исклю­чительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических ин­ститутов и идей, например к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав челове­ка, защиты национальных меньшинств, к различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке на­чал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судеб­ной защиты прав и законных интересов гражданина и др.1

Государство сильно сознательностью личностей, которые поддер­живают его, если оно умеет считаться и учитывать в своем функциони­ровании на основе демократических идей многообразие классовых, групповых, национальных и иных различных социальных интересов, опираясь при этом на общечеловеческие, гуманистические ценности. Любое иное государство нельзя считать цивилизованным.

Таким образом, в науке теории государства сформировалась категория «функция государства», во-первых, отражающая реальный жизненный процесс существования государства, во-вторых, вытекающая из катего­рии «сущность государства». По мере развития и совершенствования об­щественных отношений, повышения производительности труда и консо­лидации населения сущность государства постепенно меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.

В самом общем виде можно дать следующее понятие функции го­сударства: это основные (главные) направления (стороны, виды) де­ятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением,

§ 2. Классификация и эволюция функций Российского государства

В юридической литературе существуют различные основания (кри­терии) классификации функций государства: по сферам деятельности

1 См.: Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 100.

Раздел II. Общество и государство

(объектам воздействия); по продолжительности действия; по социаль­ной значимости; по правовым формам осуществления.

По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние. Первьге связаны с реализацией задач государства внутри страны, а вто­рые — на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений. Среди ученых нет единства мне­ний по поводу перечня функций современного государства с учетом их деления на внутренние и внешние.

Так, В. В. Лазарев к внутренним функциям относит установление и охрану правового порядка; охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическую; культурную; социальную; экологи­ческую, а к внешним — поддержание мира и мирного сосуществова­ния; обеспечение делового партнерства и сотрудничества; защиту го­сударственного суверенитета от внешних посягательств.1

Н. Т. Шестаев к внутренним функциям, охватывающим сферу жиз­ни государства, касающимся каждого члена общества, относит: охра­нительную; экономическую; социальных услуг; обеспечения и защиты граждан; культурно-воспитательную; природоохранную, а к внешним, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, — защиту государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных свя­зей; борьбу с международными преступлениями; участие в междуна­родной охране окружающей среды.2

Определенный интерес вызывает классификация функций государ­ства, предложенная Л. А. Морозовой, которая, ссылаясь на мнение Ю. А. Тихомирова о том, что генеральной тенденцией в развитии со­временных функций государства являются саморегулирование, нача­ло самоорганизации и самодеятельности, делает вывод, что Россий­скому государству на данном этапе присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая; социальная; на­логообложение; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспе­чение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: интеграция в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; оборона стра-

1 См.: Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 1992. С. 90.

2 См.: Шестаев Н. Т. Функции и структура государства. М., 1992. С. 4-7.

Глава 5. Функции государства

ны; поддержка мирового правопорядка; сотрудничество с другими го­сударствами в решении глобальных проблем современности (экологи­ческой, сырьевой, энергетической, демографической и др.).1

Не вдаваясь в подробное рассмотрение различных точек зрения, констатируем, что в целом все авторы в той или иной степени отмеча­ют, что объектом воздействия функций государства являются круп­ные сферы общественной жизни — экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. По­этому в самой общей классификации функции могут быть экономи­ческими, идеологическими, охранительными, политическими, как во внешней, так и во внутренней деятельности государства. Данная клас­сификация носит абстрактный характер, она не отражает специфику различных государств, особенно в рамках отдельных типов.

По продолжительности действия функции государства подразделя­ются на постоянные и временные. К первым относятся такие, которые присущи государству на всех этапах его существования (достаточно сослаться на экономическую функцию), вторые характеризуются не­продолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его функционирования. (На­пример, функция подавления сопротивления свергнутых эксплуата­торских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения быв­ших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой — функцией охраны правопорядка и существующего строя.)

По социальной значимости функции государства традиционно под­разделяются на основные и неосновные. Первые выполняются всеми его органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т. е. оди­наково присущими каждому звену государства. Функции, свойствен­ные лишь конкретным государственным органам, являются отдельны­ми. Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, подчинены им, являются средством их реа­лизации, поэтому именовать их «неосновными», на наш взгляд, было бы ошибочно.

Отдельные функции государства — это те направления его деятель­ности, которые сами по себе непосредственно не выражают его сущ­ность и социальное назначение (например, охрана здоровья населения,

1 См.: Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 103-108.

Раздел II. Общество и государство

борьба со стихийными бедствиями и пр.) или же являются частью («подфункциями») основных (например, планирование экономиче­ского и социального развития общества, исполнение наказания). Функции конкретных государственных органов могут быть четко и правильно определены или поняты только на базе общих функций госу­дарства. Всякое теоретическое или практическое сведение последних к функциям его органов означает их растворение в организационных, технических приемах деятельности.

Деятельность государства по осуществлению своих функций обле­кается в правовые формы: правотворчество; исполнительно-распоря­дительная; правоохранительная, которые основаны на принципе разде­ления властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной вла­сти. Причем каждая из названных функций может осуществляться со­вокупностью государственных органов, принадлежащих к определен­ным независимым ветвям власти.

Для того чтобы раскрыть эволюцию функций Российского государ­ства, рассмотрим соотношение категорий «цель» — «задачи» — «функ­ции». Прежде всего, в формулировании определенной цели государ­ства проявляется его социальное назначение. Для ее достижения объективно нужно решение конкретных задач, что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Следует отметить, что понятия «функции» и «задачи» нераздельны; неслучайно соответствие, задачам государства составляет существен­ный признак категории функции государства, причем даже формули­ровки ряда задач и функций совпадают или почти совпадают.

Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функ­ций, так как вне реализации функций государства его задачи оста­нутся неосуществленными. Определяющими в соотношении задач и функций выступают первые, а не вторые. Функция государства — это не задача государства, хотя функция и связана с ней и даже прямо зависит от нее. Однако при всей своей значимости задачи не являют­ся первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами происходят из экономических и политических потребно­стей общества, определяются закономерностями его развития. Кроме того, задачи могут и должны отличаться в зависимости от националь­но-исторической и иной специфики развития каждого отдельного го­сударства.

Глава 5. Функции государства

Таким образом, задача включает в себя, с одной стороны, необходи­мость достижения какой-либо цели определенного характера, а с дру­гой — необходимость определенного вида деятельности. Функции го­сударства зависят от его задач, так как последние обусловливают само существование функций, определяют их содержание, воздействуют на формы и методы их осуществления.

Проблема взаимосвязи функций и задач государства на отдельных этапах его существования решается самостоятельно применительно как к внутренним, так и к внешним функциям, ибо исторические при­чины их возникновения — порождение соответственно внутренних объективных законов развития государства и внешних условий.

Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаковые функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и особенно в методах реализации, могут быть самыми различ­ными. Не следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно отличные от функций других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций. Представляется, что появляются но­вые функции, однако большая часть уже существующих функций трансформируется и наполняется иным содержанием, что можно про­следить на эволюции российского государства.

Уже в процессе становления и развития государства диктатуры пролетариата формируется система как внутренних, так и внешних функций, последовательность появления которых обусловлена целя­ми и задачами, решаемыми данным государством. Его целью было обеспечение завоеваний революции, завершение переходного перио­да от капитализма к социализму, поэтому внутренние задачи заклю­чались в следующем.

Национализация земли, фабрик, заводов, банков обеспечивала пере­ход в руки народа основных средств производства и создавала необхо­димые предпосылки для утверждения и развития общественной соб­ственности, организации плановой системы хозяйства.

Индустриализация позволяла вывести страну на передовые научно-технические позиции, превратить ее в могучее промышленное госу­дарство.

Кооперация давала возможность использовать преимущества кол­лективного труда, развивать общий интерес на основе учета индиви­дуального (частного) интереса. К сожалению, во многом кооперация была заменена на коллективизацию, что привело к глубоким и не все­гда положительным изменениям в системе экономических отношений,

Раздел II. Общество и государство

во всем укладе жизни села, хотя идея была прогрессивной и демокра­тической — укрепить союз рабочего класса и крестьянства.

Проведение культурной революции позволяло решить задачу лик­видации неграмотности, сформировать новую интеллигенцию (вза­мен уничтоженной старой), создать условия для духовного роста че­ловека.

Следует отметить и постановку еще о/гной задачи, обусловленной спецификой именно Российского государства: решение национального вопроса. Создание многонационального государства на принципиаль­но новых условиях позволяло ликвидировать национальный гнет и неравноправие наций, способствовало быстрому экономическому, со­циальному и культурному прогрессу бывших национальных окраин. Правда, на практике была проведена в жизнь сталинская идея автоно-мизации, а не федерализации.

Внешняя задача Российского государства состояла в обеспечении мирных условий развития страны.

Функции государства диктатуры пролетариата были обусловлены сто­ящими перед ним задачами защиты революции, поэтому на первых порах его существования приоритетной была функция подавления сопротивле­ния свергнутых эксплуататорских классов, которая впоследствии утрати­ла это значение в связи с отсутствием классового сопротивления.

Отстаивая интересы революции, государство диктатуры пролета­риата приступило к решению задач строительства нового общества, что обусловило появление следующих функций: хозяйственно-орга­низаторской, связанной с,монопольным руководством экономикой, планированием, организацией производства в масштабах всей стра­ны; регулирования меры труда и меры потребления, решающей задачи государственного руководства и государственной организации трудовых и распределительных отношений, реализующей принцип «от каждого по способностям, каждому по труду»; культурно-воспитательной, состоя­щей в решении задач государства преимущественно в идеологической сфере, организации и руководства образованием, развитием литературы и искусства, физической культуры и спорта; охраны правопорядка, прав и свобод граждан, социалистической собственности. Что касается послед­ней функции, то ее содержанием в первую очередь была охрана государ­ственной собственности, обеспечение защиты государственных интере­сов, что объяснялось приматом их над личными, частными интересами. К внешним функциям государства диктатуры пролетариата относились функции обороны страны, борьбы за мир и мирное сосуществование госу­дарств с различным социально-экономическим строем.

Глава 5. Функции государства

Следующий этап развития Российского государства характеризуется изменением его цели: упрочение государства трудящихся, что повлекло и изменение внутренних задач: упрочение материально-технической базы социализма; развитие социалистических общественных отноше­ний; воспитание нового человека. Изменения в количестве функций практически не произошло, если не считать того, что отпала функция подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, но следует констатировать, что все они наполнились новым содержанием. В дальнейшем появились две новые функции: оказания социальных ус­луг членам общества и природоохранительная. Внешняя задача осталась той же, однако возникли новые функции, связанные с изменением меж­дународной обстановки: братская взаимопомощь и сотрудничество со странами социализма; сотрудничество со странами, сбросившими коло­ниальную зависимость.

Целью современного Российского государства является формиро­вание гражданского общества, создание условий, обеспечивающих дос­тойную жизнь и свободное развитие человека.

Изменение цели функционирования государства повлекло измене­ние его задач: обеспечить переход крыночным отношениям; гаранти­ровать свободу предпринимательства и добросовестной конкуренции; создать условия для реализации каждым права быть собственником; завершить политическую реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации политической системы.

В. В. Лазарев с учетом общего подхода к пределам государственной деятельности считает, что государство имеет следующие задачи: поддер­жание правопорядка; охрана прав собственности и иных прав и свобод граждан; создание благоприятных условий для экономической деятель­ности производителей и культурного развития граждан; оказание бла­готворительной и иной социальной помощи; обеспечение экономиче­ской безопасности, внутренней общественной и внешней безопасности общества и государства.1

Внутренние функции современного Российского государства су­щественно не изменились: экономическая; оказания социальных услуг; экологическая; охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Л. А. Мо­розова выделяет в качестве самостоятельных функций обеспечение народовластия; налогообложение и взимание налогов. Внешние же функ­ции претерпели большие изменения. В частности, появились самосто­ятельные функции борьбы с международными преступлениями; меж-

1 См.: Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 1992. С. 89-90.

8-3591

Раздел II. Общество и государство

дународной охраны окружающей среды, а также, как считает Л. А. Мо­розова, функция интеграции в мировую экономику.'

В. Н. Хропанюк2 выделял следующие внутренние функции совре­менного государства: экономическую (формирование государственно­го бюджета и контроль за его расходованием; определение общих про­грамм экономического развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности); социальную (оказание со­циальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья, работу транспорта и связи и т. п.); финансового контроля (выявление и учет доходов производителей, часть которых направляет­ся в государственный бюджет для удовлетворения социальных и обще­государственных нужд); охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участ­никами общественных отношений); экологическую (система меропри­ятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение при­родных условий жизни человека).

1 См.: Морозова Л. А. Указ. соч. С. 106.

2 См.: Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 119-124.

 

Глава 6

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.