Россия является евроазиатской страной, поэтому российским менеджерам необходимо знать суть западной и восточной культур управления. Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать наиболее благоприятные условия по обеспечению высокого уровня конкурентоспособности и экономического лидерства.
В таблице 7.2 приводится разработка для разграничения российской и американской культур на основе сравнительного подхода, которую должны учитывать российские менеджеры.
Довольно длительный период в истории России занимала эра социализма, которая наложила свой отпечаток не только на культуру, искусство, но и на управленческую науку.
Сравнение российской и американской моделей управления
Российская модель
Американская модель
Власть централизованна
Полномочия делегируются
Высшая степень консерватизма
Ориентация на нововведения
Антиличностная социальная установка
Интерес к личности
Политика закрытых дверей
Безвредная политика
Вынужденное участие для выживания
Реальное участие в целях научения
Желание участвовать, но не брать на себя ответственность за результаты
Желание брать на себя ответственность
Н. Бердаев отмечает: «русские – это поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей, несчастье русских – доходить до крайностей». Д. Лихачев говорит, что у русского «каждой черте противостоят некоторые противовесы». Эти противовесы русского характера:
– сильная любовь – сильная ненависть;
– доброта, человечность – жестокость, склонность к насилию;
– универсализм, терпимость – склонность к разгулу, анархии, бунту;
– отсутствие внешней свободы – большая внутренняя свобода;
– искание Бога – воинствующее безбожие.
Различные системы менеджмента, складывались на протяжении десятилетий и даже столетий и впитали в себя национальные особенности той или иной страны. Наиболее известные из них – англо-американская, европейская, японская системы управления.
В нашей стране с начала 90-х годов на основе опыта формируется российская система менеджмента, которая вбирает в себя опыт лучших менеджеров России. Вместе с тем у нас достаточно широко распространено копирование других теорий управления, особенно западных. Практика показывает, что нередко такое копирование не дает желаемого результата и приносит больше вреда, чем пользы. Неудачи в этом плане можно объяснить тем, что, во-первых, наша экономика на протяжении более чем семидесяти лет развивалась в условиях жесткого централизованного управления, и тоталитарной экономики. Стратегию развития определяло высшее руководство страны; уровень подготовки которого не всегда был достаточным. Предприятия и организации играли роль производственных подразделений, не являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, как это должно быть в условиях рыночной экономики. Во-вторых, в период индустриализации 20-х – 30-х годов на советских предприятиях были внедрены элементы систем управления, скопированные с аналогичных предприятий США, Германии и других ведущих стран Запада. В тот период там доминировала теория научного управления Ф.Тейлора дментированная только на рост производства. В результате именно эта система глубоко укоренилась на российской почве. Ее элементы сохранились до наших дней и используются в управлении. Истоки проблем современного российского менеджмента порождены в немалой степени недостатками плановой экономики. Однако есть и другие причины, по которым современные системы управления, эффективно работающие на Западе, в Японии и других развитых странах. Технологии управления не инвариантны, они требуют определенной культурной и социальной среды.
Корни проблем менеджмента искать надо не в образе действий, а в образе мышления, восприятия окружающей действительности, в особенностях «русской души» или, иначе говоря, в особенностях российского менталитета.
Рассмотрим эти особенности. Российский социально-экономический генотип характеризуется системой общечеловеческих ценностей: личность, семья, безопасность, благополучие. В системе ценностей сплетены державность, соборность, общинная уравнительность. Государственное начало в форме державности переросло во всепроникающий бюрократический аппарат. Соборность имеет активное (взаимопомощь) и пассивное (подчинение высшей власти) начала. Общинность вела к уравнительности. Патриотизм в течение столетий постепенно перерос в иждивенчество. Это же выражено в смирении и долготерпении, которое при идеях критического предела ведет к бунту и хаосу. На системном уровне в России зачастую практиковалось нарушение связи между трудом, распределением и потреблением.
Наиболее распространен психологический тип русского человека – «интуитивно-этический интроверт» («тактик-лингвист»). Для этого типа характерны следующие черты:
1. Функция конкретной деятельности и волевой мобильности слабые (уровень «ребенок», детская доверчивость).
2. Мышление: эмоционально-чувственное восприятие, образность, масштабность, трудность перевода предчувствий в рациональную форму, в конкретные решения.
3. Деятельность: склонность к размышлениям, нерешительность в выборе конкретной альтернативы, нет расчетливости, нежелание брать ответственность.
4. Отношение к окружающим: потребность в близких контактах, в понимании со стороны окружающих, эмоциональная вовлеченность. При угрозе конфликта предпочитает отступить, чтобы сохранить нормальные отношения.
5. Прямая деловая активность – приводит к дискомфорту и снижается активность при переработке информации. Активизируется при наличии информации о логике целеполагания, механизме достижения целей и личном участии в получении результата.
Российская управленческая культура характеризуется двумя проблемами:
· Отношение к власти: парадоксальное сочетание безусловной враждебности к начальству с чувством кровного родства (при защите от внешней среды);
· отношение к работе (к труду): русские любят работать коллективно, но за заслуги должны быть отмечены индивидуально. Индивидуальной ответственности не любят. Ремесленный характер деятельности.
Над этим феноменом много размышляли наши философы и писатели. Так, Н. Бердяев писал: «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта». Чувство широты ведет к утопическим ожиданиям всеобщего счастья, максимализму. В России мотивация цивилизованной частной собственности хозяйственно не развита, преобладает азиатская мотивация выполнения приказов – их обхода, ловкачества. Мотив служения государству: «Мы» – «они», т.е. русский человек, как правило, не отождествляет себя с государством, властью: государство, власть- это «они», а не «мы».
По словам Н.Е. Чаадаева: «В России ни у кого нет определенного круга действия, нет ни на что добрых навыков, ни для чего нет твердых правил,… ничего устойчивого, ничего постоянного. Все живут без убеждений, без правил. Внутреннего развития, естественного прогресса у нас нет, прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются у нас откуда-то извне… Мы же растем, но не созреваем, мы продвигаемся вперед, но в косвенном направлении, то есть по линии, т.е. по линии, не приводящей к цели».
«Знаю, чтобы знать» – основа русского образования и мировоззрения. Традиционно русская культура ориентирована в будущее, духовность связана с потреблением, сознанием. Для русского человека присущи забота о других, субъективное бескорыстие, приверженность высшей идее (в наши дни уже 3/5 россиян – религиозные люди).
Как отмечал Ф.М. Достоевский: «Важнейшая особенность нашей национальности во всемирной отзывчивости,… перевоплощение своего духа в дух чужих народов, стремление к всемирности и всечеловечности». Таковы основные черты российского менталитета.