На типичном американском предприятии изготовление изделий, начинаясь в одном конце производственной линии через последовательный ряд технологических операций, заканчивается обработкой изделий на другом конце производственной цепочки. На таких предприятиях часто используется система поточного производства с «выталкиванием» изделия, запущенного в производство. По завершении обработки на одном участке изделие «выталкивается» на следующий независимо от того, готов ли этот участок принять изделие на обработку или нет
Основная цель – деятельность
оплата за результаты.
Премия – за улучшение работы
Наука – приложения, результаты
Пирамида организации американского предприятия
В американской фирме специализация трудовых знаний на уровне цеха объединена с иерархической координацией различных цехов со стороны менеджеров.
В традиционной модели иерархической организации, присущей американским фирмам, прежде всего имеет место разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных решений. Первый касается деловых решений фирмы, которые определяют основные направления ее функционирования. После выработки последних фирма принимает оперативные решения для адаптации своей деятельности к различным непредвиденным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке.
Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя особенностями:
1. Каждая функциональная единица имеет не более одного прямого начальника и не связана с другими единицами.
2. Только одна единица (центральный отдел) является начальником любой другой единицы.
При этом предполагается, что единственной жизнеспособной альтернативой рыночному механизму с точки зрения эффективности является фирма как иерархическая организация. Однако, иерархическая координация, основанная на жестком разграничении контроля и функционирования, равно как и специализация трудовых заданий, может потерять значительную часть своей эффективности, особенно в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
Традиционный подход в американской автомобильной промышленности заключался в установлении объемов производства в соответствии с рыночным «прогнозом» и затем определении цены – при помощи скидок, уступок и свободы выбора – на том уровне, по которому реальный рынок будет принимать произведенную продукцию. Очевидно, что в такой системе определяющее значение имеет не спрос, а предложение.
В американской фирме организация работы цеха и задача межцеховой координации основываются на принципе «подходящий человек на правильном месте» (экономия от специализации). В тоже время американские фирмы недавно начали обращать серьезное внимание на межфункциональные горизонтальные связи, осуществляемые через многофункциональные проектные группы, небольшие предпринимательские подразделения и т.п.
Степень «формальной» институционализации межфункциональных отношений более высока среди американских компаний, хотя по остальным показателям они проявляют более высокую степень иерархической централизации, Это означает, что американские компании могут посредством изменения организационной структуры развиваться в направлении смешанной формы организации, включающей в себя горизонтальную и централизованную координацию.
Модель менеджмента в США основана на ряде характеристик:
1. Индивидуальный характер принимаемых решений.
2. Ответственность индивидуальная.
3. Строго формализованная структура управления.
4. Индивидуальный контроль руководителя.
5. четко формализованная структура контроля.
6. Быстрая оценка результатов, ускоренное продвижение по службе.
7. Главные качества руководителя – профессионализм и инициатива.
8. Ориентация управления на отдельную личность.
9. Оплата труда по индивидуальному достоинству.
10. Оценка управления по индивидуальному результату.
11. Найм на работу на короткий период.
12. Формальные отношения с подчиненными.
13. Деловая карьера обуславливается личным результатом.
Американцы мобильны, уверены в себе, деятельны. Их главный культ денег, они по натуре индивидуальны. Поэтому можно построить на этой основе характеристики системы менеджмента.
Соответствие менеджмента менталитету в США
Черты
менталитета
Обусловленные ими особенности
управления
1. Индивидуализм
Индивидуальный характер принятия управленческих решений; ориентация на личность и личные способности; оплата и продвижение по службе определяется личным вкладом; индивидуальная ответственность; четко формализированный процесс контроля
2. Повышенное чувство обособленности
Формальные отношения на производстве; формирование рабочих мест, учитывающее независимость работника; на управленческое решение влияет чувство собственного достоинства работника
3. Прагматизм
Целеустремленность руководителей и подчиненных; выбор главного, основного направления, обеспечивающего достижение цели; личные взаимоотношения подавляются, когда это мешает достижению цели
4. Практицизм
Формирование нестандартной системы управления, приведение её в соответствие с конкретными целями и задачами; отсутствие утопизма в управленческих решениях
5. Рационализм
Главной чертой управления становится выбор оптимального решения; формирование оптимальной структуры производства; рациональные отношения в коллективе; отсутствие излишеств и нагромождений в системе управления
6. Стремление к богатству (алчность)
Дисциплина и рост в карьере определяется уровнем заработной платы; управленческие решения основаны на выгоде; основная направленность управленческих решений – делать деньги
7. Трудолюбие
Дает возможность высокой производительности при всех прочих равных условиях; отсутствие жёстких управленческих решений по отношению к персоналу
8. Христианство - протистанское направление
Альтруизм сочетается со стремлением к деньгам, уважением к богатству. Достижение цели в управлении возможно любыми средствами.
Таблица показывает, что главной основой менеджмента в США является опора на индивидуализм американцев. Американский менеджер, интенсивно работая на фирму, использует ее как средство достижения личного успеха, выдвижения и обогащения. Американцы честолюбивы, стремятся к удовлетворению потребностей своего «Я». Менеджер научно использует стремление работников к обогащению, к деньгам для повышения качества, производительности, дисциплины. Решения менеджер также принимает индивидуально, для рационализации своей работы он ежедневно составляет планы. 15 % менеджеров составляют для себя стратегический план жизни, очень ценят время как ресурс. На американском предприятии четко регламентируется деятельность работников.
Особенностями американского менеджмента являются:
1. строго формализованная структура управления;
2. индивидуальная ответственность;
3. четкая система контроля и постоянный контроль руководителя;
4. быстрая оценка результатов деятельности;
5. быстрое продвижение по службе;
6. найм на работу по контракту на короткий срок;
7. карвеный рост обусловлен личными результатами;
8. оплата труда по результатам каждого;
9. руководители узкоспециализированные;
10. выше всего ценятся профессионализм и инициатива.
Т.о., американцы имеют повышенное чувство собственного достоинства, независимости и свободы. Это дополняется прагматизмом, деловой хваткой, отсутствием идеализма. Эта система демократичного построения общества оказалась наиболее эффективной в экономическом плане.
Особое место в этике бизнеса отводится учету национальных стилей ведения переговоров. Знание этих стилей в немалой степени может повлиять на отношения отечественных предпринимателей с зарубежными партнерами в период переговоров о вложении инвестиций в строительные проекты в нашей стране.
В качестве характеристики национальных особенностей в деловом общении для Запада приведен американский стиль.
Американцы оказали значительное влияние на стиль ведения переговоров во всем мире. Они полны оптимизма, энергии, их поведение наступательно. Американцы стремятся держать инициативу в своих руках, как можно быстрее уяснить ситуацию и принять решение. Такой стиль исключает туманные рассуждения, бесполезное затягивание времени и перерывы.
Американский стиль характеризуется достаточным профессионализмом. Редко в делегации США можно встретить человека, некомпетентного в вопросах, по которым ведутся переговоры. Может быть, поэтому «рядовые» члены американской делегации относительно самостоятельны в принятии решений. Американцы настойчивы в достижении своих целей, любят «торговаться», склонны отдавать предпочтение «пакетным» решениям.
Американцы открыто проявляют дружелюбие, ценят шутку, умеют создать на переговорах не слишком официальную атмосферу. И в то же время проявляют эгоцентризм: «меряют» партнера на свой аршин, что может вызвать непонимание между участниками переговоров.