Современное европейское общество в отличие от американского представляет собой результат долгого исторического развития, на протяжении которого политические цели и факторы преобладали над экономическими. Социальная иерархия в Европе никогда не определялась лишь материальным богатством, а сфера индивидуальных интересов не столько противопоставлялась сфере интересов общественных, сколько дополняла ее. Европейская корпорация выросла из традиций цехового хозяйства и государственных мануфактур, поэтому наряду с увеличением прибыли ее важной задачей оставалось поддержание баланса, говоря словами Д. Белла, между «экономизацией» и «социологизацией» общественной жизни. Здесь сложилась более совершенная система противовесов, чем в американских фирмах; и во многих случаях европейцы оказываются более «социально ответственными». В силу этого «европейское видение капитализма отличается от американского».
Среди важнейших целей европейской корпорации отметим наращивание прибыли, расширение присутствия на рынках и обеспечение большей социальной стабильности. Их достижение сопряжено, во-первых, с опорой на долгосрочные источники спроса и инвестиций; во-вторых, с повышением реальной эффективности производства; в-третьих, с укреплением тесных связей между хозяйственными и политическими институтами. Рост shareholder value, критически важный для американских компаний, не является главным приоритетом для европейских. Отсюда существенные различия в корпоративном поведении.
Главными источниками финансирования европейских фирм традиционно являются прибыли и заемные средства. На протяжении 80-х и первой половины 90-х годов прибыль у них росла быстрее котировок акций: во Франции – в среднем в 1,12 раза; в Швейцарии в 1,26; в Испании – в 1,4; в Германии – в 1,76 раза. Даже в условиях замедления хозяйственного роста в 2000-2001 гг. прибыли европейских корпораций увеличивались более чем на 20% в год (а американских — менее чем на 9%). Собственники получали значительную часть доходов не в результате повышения курсовой стоимости ценных бумаг, а за счет дивидендов (во II квартале 2002 г. выплата дивидендов на французские акции составила 3,3% годовых, на британские – 3,42%, а на американские – лишь 1,61% годовых).
При этом европейские компании были и остаются активными заемщиками, к чему существуют все предпосылки: к середине 90-х годов в странах ЕС и Швейцарии сосредоточилось 38,9% мировых банковских депозитов, а в США – всего 14,4%. На начало 2001 г. 28 из 50 крупнейших в мире коммерческих банков представляли Европу, они обладали активами 12,2 трлн. долл. (в этом списке на тот момент было восемь американских кредитных учреждений с совокупными активами 3,45 трлн. долл.).
Такой характер получения европейскими корпорациями необходимых ресурсов обусловливает и специфику их рыночной стратегии. Они ориентируются на устойчивый спрос со стороны конечных потребителей. При этом высокое благосостояние населения делает приоритетным для них внутренний рынок: торговые обороты стран Европы (в совокупности представляющие свыше 40% объемов мировой торговли) более чем на 62% сосредоточены внутри ЕС.
Европейские производители не спешат широко осваивать производство модных технологических товаров инвестиционного назначения, но лидируют на рынках бытовой электроники и мобильной телефонии, опирающихся на спрос населения. Так 73% населения стран ЕС пользуются мобильными телефонами (в США не более 43%). Этим в значительной мере объясняется, почему три европейские компании Nokia, Siemens и Ericsson контролируют 49,3% данного сегмента мирового рынка. Кроме того, страны Европы опережают США по выпуску автомобилей почти в 2 раза, продукции химической промышленности в 1,9, стали более чем в 1,8 раза (при этом стандарты охраны окружающей среды у первых гораздо строже, чем у вторых). По итогам последних лет Airbus Industries перехватал лидерство Воeing’а по продажам пассажирских авиалайнеров. Можно привести еще много подобных примеров.
Европейские компании более интернационализированы, чем американские. К началу наступившего столетия в списке 100 компаний, демонстрировавших максимальное присутствие на зарубежных рынках, находилось 26 американских и 47 европейских фирм. Причем по объемам продаж за пределами своих стран европейцы превосходили американцев более чем в 2 раза (975,9 млрд. долл. Против 473,8 млрд.), а по численности работников, занятых в зарубежных филиалах и подразделениях, – более чем в 7,5 раза (5,06 млн. человек против 660 тыс.). Даже во Франции, где корпорации в меньшей мере стремятся к внешней экспансии, нежели в Великобритании или германии, такие фирмы, как Michelin, Alcatel, Dassault, LVMH, Lafarge и Axa, получают от экспорта соответственно 85, 83, 82, 81, 78,5 и 75 % выручки. Экспансия европейских компаний базируется на устойчивости конечного спроса и не претерпела резкого ускорения в годы технологического бума.
Европейские компании в отличие от американских уделяют значительное внимание социальной стабильности в обществе. Они не экономят на заработной плате: сегодня средняя заработная плата в промышленности стран ЕС составляет около 22,3 евро/ч, тогда как в США – 17,4. В 1990-1996 гг. затраты на оплату труда в пересчете на единицу стоимости производимой продукции увеличивались в ЕС в среднем на 1,8-2,8 % в год; в США начиная с середины 70-х годов этот показатель по темпам роста устойчиво отстает от производительности труда.
Важно и то, что например, во Франции на одного занятого приходится на 15 %, а в Германии – на 25 % больше основных производственных фондов, чем в США. Этим отчасти объясняется, почему динамика продолжительности рабочего времени в Европе и США остается разнонаправленной. Согласно данным МОТ (опубликованы в августе 2001 г.), за 90-е годы время, проведенное среднестатистическим американцем на работе, увеличилось на 2% (с 1943 до 1979 ч, тогда как в Великобритании сократилось на 2,7 (с 1 ч.). Сегодня немецкий рабочий трудится примерно на 12 недель в году меньше американского, получая при этом большие доходы.
Успехи европейских корпораций не породили такого роста share-holder value, как в Америке. В 90-е годы, когда капитализация американского фондового рынка достигла в среднем 114% ВВП, этот показатель для Италии, Германии и Франции составлял соответственно 21, 28 и 38 %.
С учетом данного факта нуждается в переосмыслении широко распространенное представление о лидерстве американских компаний в международных рейтингах. Последние составляются на основе сопоставления рыночной стоимости фирм и не отражают многих результатов деятельности. Так, согласно рейтингу журнала Bisiness Week, включающего 1 тыс. крупнейших корпораций мира, по состоянию на 31 мая 2002 г. в общем списке было 479 американских и 200 европейских представителей. Причем по капитализации первые превосходили вторых в 2,1 раза (10,25 трлн. Долл. Против 4,89 трлн.). Между тем разрыв по объемам продаж не превышал 49 %. А по прибыли – 19 %. На 1 долл. Shareholder value европейских компаний приходилось 78,8 цента продаж продукции, а американских – лишь 56,1 цента. И сегодня, когда у первых цена акций снизилась сильнее, чем у вторых (летом 2002 г. французский фондовый индекс САС-40 опускался до 2 898,6 пункта, или до 41,41 % своего максимального значения, а немецкий DAX-30 – до 3 265,96 пункта, или 40,14 % максимального значения), показатели капитализации еще меньше отражают реальное положение дел.
Следствие названных и ряда других особенностей европейских корпораций явилось качественно иное их отношение к организации управления, а также к учету и оценке деятельности как компаний в целом, так и менеджмента. В отличие от США многие европейские фирмы имеют ведущего акционера, владеющего блокирующим пакетом акций; крупные пакеты нередко принадлежат государству. Это заставляет менеджеров концентрировать внимание на достижение реальных результатов. Действительно, рост капитализации не является слишком актуальным, если стратегический инвестор не собирается продавать свою долю, а стремится к сохранению контроля над фирмой. С другой стороны это обусловливает более жесткие требования к менеджменту. Так, если в 80% американских компаний руководитель совмещает посты генерального директора и председателя совета директоров. То в Великобритании это характерно лишь для 1/3 фирм, а во Франции и Германии запрещено. Причем в ведение совета директоров в европейских компаниях отдано гораздо больше вопросов, нежели в американских.
Иным образом производится и оценка деятельности европейских фирм. К концу 90-х годов Франция, Германия и Италия ввели у себя бухгалтерскую отчетность системы IAS, а весной 2002 г. принято решение об обязательном переходе на нее всех европейских компаний к 2006 г. Сегодня уже многие американские эксперты признают превосходство европейских стандартов учета. И это естественно, так как в принятой в США системе отчетности GAAP (включает в себя 7 тыс. правил, занимающих более 4,5 тыс. страниц) они нашли почти 900 внутренних противоречий.