Носителями общественного мнения выступают индивиды, большие, средние и малые социальные группы, то или иное сообщество в целом. Причем любой из этих элементов коллективного носителя общественного мнения одинаково может претендовать на статус субъекта общественного мнения. Однако место каждого из них (в структуре общественного мнения) отнюдь не равнозначно: большинство людей выступают не более чем в роли носителя (объекта), тогда как меньшинство – в роли создателя общественного мнения или субъекта воздействия на него.
У всех элементов (коллективного по своей природе) субъекта есть пределы влияния, которые поставлены объективным положением вещей, однако ресурсы этого влияния распределены далеко не равным образом. Поэтому вопрос о том, почему и как население в целом, будучи носителем общественного мнения, разбивается на субъекта и объекта влияния (внутри механизма формирования общественного мнения), остается труднейшим для всей теории общественного мнения. Реально одной части населения всегда приходится влиять на мнение другой.[95]
Методы влияния на общественное мнение чрезвычайно многообразны, поэтому для их описания требуется какая-либо типология. Вот одна из возможных классификаций.
1.Информационные методы. Информационные методы более всех других методов формирования общественного мнения ориентированы на незаинтересованное информирование. Здесь используются рас-суждения, проливающие свет на ту проблему, которая является объектом оценки в общественном мнении. Подобное информирование имеет целью постижение истины и, как правило, принимает форму об-суждения (дебатов, спора и т.д.). Конечная цель данной группы методов – информирование и просвещение людей, своеобразное «просветление» общественного сознания, или «когнитизация» общественного мнения.
Информационные методы основаны на убеждении. Убеждение – процесс и результат превращения некоторой информации в систему установок и принципов поведения личности. Убеждение ориентировано на рациональную сферу и способствует формированию сознательной деятельности общественности. Условием убеждающего воздействия является личная заинтересованность и подготовленность индивида в информации или воздействия. «Психологи считают, что убеждать следует аудиторию, обладающую большими познавательными способностями, высокообразованную и находящуюся в привычной ситуации; внушение же дает больший эффект в аудитории с невысокими познавательными способностями и в кризисных ситуациях».[96]
Основные средства этой группы методов – обзоры, аргументация, публикации, конференции, форумы и др. Теория аргументации описывает схематику убеждения, которую разрабатывал еще Аристотель: этос – источники, логос – послание, пафос – эмоции аудитории. Тот же источник убеждающей информации, или коммуникатор, должен заслуживать доверия, вызывать впечатление квалификационного, знающего и надежного человека, т.е. не должен выглядеть предупрежденным пропагандистом, хотя бы и выполнял роль пропагандиста.
Все способы убеждения имеют следующие общие черты. Во-первых, убеждение является сознательной попыткой социального воздействия. Во-вторых, убеждение выражает намерение одних людей изменить установки, ценности, мнения, поведение других людей. В-третьих, основным способом осуществления данного намерения является коммуникация. В-четвертых, в коммуникативном акте акцент делается на таком роде сообщениях, которые содержат аргументы. Таким образом, по поводу фактов реальной жизни можно высказывать обоснованное суждение (рас-суждение), основанное на рассмотрении посылок, которые поддерживают это убеждение, а можно – заявление о предпочтении, не подтвержденное соответствующими доводами.
2.Пропагандистские методы.Пропаганда (лат. – подлежащее рассмотрению) – деятельность (устная или с помощью СМИ), осуществляющая распространение и популяризацию идей в общественном сознании. Если информирование (просвещение) есть акт передачи знаний, умений и навыков, то пропаганда (проповедование) – систематическое распространение определенных идеологем («измов», мифов, утопий и т.п.). Агитация (лат. – приведение в движение) – деятельность, воздействующая на сознание и настроение масс с целью побудить их к определенной активности.
Пропаганда и агитация ведутся систематически с целью повлиять на сознание людей для достижения заранее намеченного результата. Здесь массовое влияние осуществляется посредством манипуляции символами. Конечная цель пропаганды и агитации – добровольное принятие индивидом той позиции, которая навязывается извне (к желательной позиции надо подтолкнуть).
Основные средства пропаганды – СМИ, хотя может быть привлечено огромное количество других средств массовой коммуникации (слухи и т.д.). Сюда же можно отнести инструментарий «черного» пиар, недобросовестной рекламы и т.д. Одним из известнейших методов является софистика, или «ложная аргументация». Так, одним из любимых выражений Протагора было следующее: «у каждой проблемы имеются две стороны», т.е. при необходимости можно выпятить одну, забыв о второй, и наоборот. В целом, пропаганда и агитация представляют собой одностороннюю коммуникацию, где не учитываются этические аспекты и навязывается определенная точка зрения с помощью информационного давления.
Пропаганда и агитация основана на внушении. Внушение – это формирование общего психологического состояния и побуждения к массовому действию. В свое время В.М. Бехтерев дал следующее определение внушению: «искусственное прививание путем слова или другим каким-либо способом различных психологических явлений, например настроения, внешнего впечатления, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения».[97] В этих словах удачно описан механизм соединения коллективного «изма» с подсознательной мотивацией индивида при одновременном игнорировании индивидуального разума.
Внушение связано со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки (в отношении с индивидуальным опытом). Внушение осуществляется в форме гетеро- и автосуггестии. Как правило, используются вербальные средства, но главная цель их обращения – чувственно-эмоциональная сфера. Обычно это – персонифицированное воздействие, поэтому эффективность внушения зависит от авторитетности источника информации и степени доверия к этому источнику. Обычные тактики влияния с помощью внушения – позиционирование влияющего субъекта как знающей и авторитетной фигуры, манипуляция ожиданием целевых групп (исцеления – у доморощенных «целителей», спасением – у религиозных проповедников, изменения жизни в лучшую сторону – у политических деятелей).
3.Культур-массовые методы. Ф. Ланд еще в 20-х гг. ХХ столетия показал, что наши представления ближе к желаниям, чем к реальности (соотношение между желанием и представлением составляет 88%, между представлением и реальностью – 42%, а между желанием и реальностью – 3%). Отсюда следует, что человеку свойственно выдавать желаемое за действительность, следовательно – нет особой необходимости использовать разум и уповать на логику, когда речь идет о желании и чувствах.
Основные средства, которые используются в культур-массовом воздействии, – культурно-зрелищные мероприятия, реклама, туризм, спорт, сервис, шоу-программы и др. Данная группа методов основывается на заражении и подражании.
Заражение – спонтанная и в целом бессознательная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи определенного эмоционального заряда. Причем эта передача осуществляется посредством эмоций (страха, тревоги, экстаза), а не информации. Здесь нет давления «сверху», как в пропаганде. Это целенаправленный процесс, который осуществляется невербальными средствами и адресован к подсознательной области. Известны многочисленные формы заражения – паника, массовый психоз, религиозный экстаз, спортивный азарт и др.
Подражание – воспроизводство определенных образцов мироощущения и поведения. Примером может служить мода как стандартизация массового поведения на основе стихийного и временного доминирования определенных вкусов, увлечений, настроений. Подражание означает отказ от собственного выбора и принятия индивидуального решения.