Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История и современность



 

Специфика российского общественного мнения вытекает, прежде всего, из особенностей его субъекта, носителя, а именно – российской общественности.[146]

В каждый из главных исторических периодов (царская Россия, Советский Союз, современная Россия) российская общественность, естественно, имела свои особенности. Так, в 1881 году в России была издана на русском языке книга Саверио Сколари (1831-1893) «Административное право», где автор отстаивал точку зрения, что общественное мнение «принадлежит всем и никому». В связи с этим В.С.Коробейников отмечает, что указанная книга была издана со специальным «предуведомлением», в котором говорилось, с одной стороны, что «иное в этой книге покажется читателю не вполне приемлемым к условиям нашей действительности, а с другой, что общие выводы автора о роли и значении общественного мнения в государственной жизни имеют несомненный и жизненный интерес». Данное предуведомление как раз и отражало специфику субъекта общественного мнения того периода. В стране, где всего 20 лет как было отменено крепостное право, печатать книгу об общественном мнении было не вполне желательным для правящих кругов. Однако развертывание революционного процесса (движение народников и т.д.) заставляло элиту думать о месте и роли общественного мнения.[147]

Вместе с тем, для российской общественности характерны также некоторые общие (для всех этапов ее эволюции) черты. Подобные (устойчивые во времени и социальном пространстве) характеристики можно назвать особенностями национального характера, которые проявляются в той или иной степени на всех этапах развития российской общественности. Например, для российского общественного мнения в любых условиях его формирования и функционирования чрезвычайно характерной является патерналистская установка и государственнические ожидания (как отражение специфики политической культуры, сложившейся в России на протяжении всей ее истории). При этом для российского общественного мнения характерен такой парадокс: с одной стороны, отсутствует уважение к власти и ее представителям, но с другой – ощущается глубокая зависимость от власти. Зависимость, однако, основана не столько на уважении к власти, а, как правило, на страхе перед ней».[148]

При этом в каждый исторический период можно наблюдать некоторые новации. Так, «социальный разлом» ментальных и организационных структур в современной России породил многочисленные изменения в структуре субъекта общественного мнения (как в лице социально-политической элиты, так и в лице «среднего человека»).

Правящая и даже культурная российская элита подверглась распаду (и в известной мере деградации), что привело к резкому падению ее имиджа в глазах простых граждан. Она перестала выполнять ряд своих традиционных функций. Например, она оказалась не способной создать общенациональный «изм». Поэтому она не может служить примером для подражания: известное изречение «Поэт в России больше, чем поэт» уже не может применяться к реалиям современной России уже хотя бы потому, что большинство населения и стихов не читает, да и тиражи сборников стихов чрезвычайно малочисленны.

Российская элита распалась на сегменты, отделена от народа и к тому же чрезмерно увлечена собственными проблемами. Элита не только полностью поменяла свой состав, сменила свои мировоззренческие ориентиры и ценностные установки, но к тому же никак не может стабилизировать свои количественные и качественные параметры. Перманентная ротация элиты, неуверенность большинства ее представителей в завтрашнем дне постоянно воссоздает психологию временщика. Такие важные категории населения, как ученые, учителя, врачи и т.п., всегда и везде играющие важнейшую роль в механизме устойчивого развития, не имеют сегодня возможности активно влиять на общественную жизнь в силу практической выключенности из большинства социальных процессов. К тому же крайне недостаточная материальная обеспеченность данных слоев подрывает престиж соответствующих профессий, а значит, и степень влияния на молодежь и другие категории населения.

Отсюда резкое снижение авторитетности элиты в структуре субъекта российского общественного мнения. Так, моральное руководство общественным мнением является одной из приоритетных функций элиты как заглавного субъекта общественного мнения. Кто же является сегодня в глазах россиян моральным авторитетом? – Во-первых, среди называемых авторитетных категорий респонденты перечисляют много политиков и представителей шоу-бизнеса, а также литературных персонажей и героев кинофильмов, которые не могут претендовать на роль нормального «живого» морального авторитета. Во-вторых, творческая интеллигенция занимает очень скромное место в ряду субъектов, оказывающих моральное воздействие на россиян. В-третьих, и это самое главное, 46% опрошенных вообще затруднились с ответом на вопрос «Можете ли Вы назвать человека, который является для Вас моральным авторитетом, на которого Вы хотели бы походить или по которому Вы сверяли бы свои поступки?». А 15% респондентов вообще заявили, что людей, на которых хотелось бы походить для них не существует.[149]

Далее. В ходе реформ были существенно поколеблены базовые структуры российского общественного мнения. Например, наблюдается значительное снижение уровня доходов и условий быта населения. Первичные потребности россиян не находят своего надлежащего удовлетворения. «Потребление мясных и молочных продуктов (а также рыбы и рыбопродуктов, яиц, фруктов и овощей) упало почти до уровня конца 1950-х – начала 1960-х гг.».[150] В результате хотя за годы реформ самые крупные и радикальные преобразования в структуре субъекта российского общественного мнения коснулись в первую очередь элиты, тем не менее, существенные изменения произошли также и с «массовым россиянином». Например, подорвана и разрушается традиционная система социокультурных символов и нормативных образцов поведения, то есть сама основа общественного мнения.

Ю.А. Левада в целом ряде своих работ неизменно подчеркивает, что в периоды крупных общественных изменений в социальном типе личности господствуют неустойчивость и неоднородность, т.е. бросающуюся в глаза «переходность» от прошлого социального типа личности («человек советский») к новому, еще не вполне состоявшемуся. Причем все эти характеристики социального типа личности применимы не только к «маленькому человеку», но к представителям современной российской элиты.

Отсюда вытекает такая важная особенность современного российского общественного мнения, как суженный диапазон выражения и особенно самовыражения. Например, «большинство россиян не склонны рассматривать такие общественные институты, как партии, профсоюзы, СМИ и т.д. в качестве инструментов выражения и защиты своих интересов… Обычно в отечественной и зарубежной литературе… негативизм в оценках, а также низкий уровень общественной и политической активности россиян объясняется в первую очередь олигархизацией власти, сужением пространства публичной политики и т.д. Отчасти так оно и есть… почти треть опрошенных ВЦИОМ отметили важность того, чтобы власть считалась с интересами граждан, шире привлекала их к решению значимых общественных проблем. Еще выше (44%) доля тех, кто заявил: решить эту задачу невозможно, пока люди не будут избавлены от материальной нужды».[151]

Итак, для российской общественности на всех этапах ее развития характерными чертами являются чрезвычайная мозаичность и глубокая поляризованность различных сегментов общественности. И хотя чувство общероссийской общности является достаточно высоким и даже первенствующим в ряду других самоидентификаций, тем не менее, в разных регионах и у разных групп российской общественности, подразделенных по территориальному, половозрастному, эмоциональному, конфессиональному и иным признакам, наблюдается иная картина. Вот некоторые особенности общественного мнения такой группы российского населения, как молодежь.

Современной российской молодежи, в отличие от среднего и особенно старшего поколения, присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью. Ей свойственно более заметное проявление индивидуализма, самостоятельности и личной инициативы. При этом российская молодежь устремлена, в основном, к высокому материальному и потребительскому статусу. «Ценность качественного и специализированного образования – важнейший момент, имеющий принципиальное значение для модернизации общества и для процессов социальной стратификации, – молодежь России поддерживает сегодня в лучшем случае наполовину. Примечательно, что основным мотивом работающей молодежи, объясняющим их выбор рабочего места, выступают чисто финансовые причины – возможность получения большого дохода».[152] Весьма низкими являются показатели социальной ответственности и общественной солидарности. Для российской молодежи сегодня свойственна даже если и не аполитичность, то во всяком случае почти полное отсутствие ангажированности политикой. Так, 47% опрошенных молодых людей в России не принимали участия в местных выборах.[153] Менее 1% из всех опрошенных молодых людей заявляют о том, что они попытаются добиться личного жизненного успеха именно в политической сфере. До 40% опрошенной молодежи высказывает готовность уехать из России на некоторое время. Молодые люди чаще, чем российское население в целом, поддерживает идею «Россия – для русских».[154]

Таким образом, из анализа современного состояния и ближайших перспектив развития российской общественности вытекают далеко не однозначные выводы относительно характера современного российского общественного мнения. Некоторые его характеристики и состояние в целом дают ряду исследователей вообще сомневаться в самом факте существования такого социального феномена, как вполне сложившееся и самостоятельное общественное мнение. Вот характерная (и далеко не единственная) выдержка из интервью Ю.А. Левады, директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). «У нас в стране не один десяток лет идет публичный спор о том, есть ли в России общественное мнение. Некоторые самые авторитетные в данной области люди утверждают, что в России его до сих пор нет, как где-нибудь в Африке, южнее Сахары, потому что люди плохо понимают собственные интересы, симпатии и довольно случайным образом выбирают себе героев, кумиров, партии. Вопрос о том, что будем называть общественным мнением. Если сложить множество мнений разных людей, посчитать, то получится суммарное мнение общества. Мы его изучаем. Насколько оно значимо, влиятельно, самостоятельно, можно ли говорить о том, что к нему можно прислушиваться или от него зависеть, это вопрос довольно сложный… Как измеряемая величина – существует. Можно измерять хуже, лучше, можно достаточно точно. Как реальный социальный институт… пока в зачаточном состоянии».[155]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.