Как отмечалось ранее, общественное мнение является двойственным по своей природе феноменом. Так, с одной стороны, общественное мнение выступает как ментальное явление (коллективное оценочное суждение), с другой – социальный институт; в лице своего когнитивного компонента оно представляет знание, чувственно-эмоционального компонента – оценку[134] и т.д. Наиболее ярко внутренняя противоречивость разбираемого феномена находит свое яркое выражение также в единстве таких неотъемлемых черт общественного мнения, как статика и динамика. Это две стороны одного и того же явления. Нет статики без динамики, и наоборот. Однако в целях аналитического рассмотрения категориального содержания понятия «общественное мнение» необходимо отделить их друг от друга.
«Статика» общественного мнения может пониматься в двух своих основных значениях.
1. Нечто постоянное, повторяющееся и глубинное в общественном мнении. Во-первых, это вечная сущность (природа) данного явления, находящая свое проявление в самых разнообразных ипостасях. Во-вторых, это общая структура общественного мнения, которая предстает как разнообразная комбинация одних и тех же структурных компонентов общественного мнения (когнитивный, чувственно-эмоциональный и поведенческий). В-третьих, это закономерности формирования и функционирования общественного мнения. В-четвертых, это общая модель поэтапного развертывания общественного мнения и т.п. В таком понимании «статика» характеризует качественные (типические) характеристики общественного мнения, т.е. такие его черты и проявления, которые отличаются устойчивостью и мало подвержены быстротечным изменениям (вечное, объективное, сущностное в общественном мнении).
2. Нечто, наоборот, мимолетное, фиксируемое (с помощью тех же опросов) «здесь и сейчас» состояние общественного мнения. Это, как правило, количественное измерение качественных характеристик данного явления. Это, например, не сами базовые индивидуальные потребности и мировоззренческая направленность интересов тех или иных социальных групп, а объективная интенсивность их проявления, пространственно-временная выраженность или субъективная степень осознанности и т.п. Таким образом, важно учесть не только наличие тех или иных потребностей, социальных проблем и т.д., выступающих ядром «пирамиды мнений», но и отношение ко всему этому набору (рациональное-эмоциональное, положительное-нейтральное-отрицательное, абстрактное-с готовностью действовать и др.), во многом определяющее распределение мнений внутри этой пирамиды.
Подобные молниеносные, сиюминутные замеры («срезы») общественного мнения выступают своеобразным моментальным «фотоснимком» текущего состояния общественного мнения. Темами подобных замеров могут выступать: Общественно-политическая ситуация, Отношение к видным политикам, Отношение россиян к Отечественной войне (1812 г., 1941-1945 гг.), Восприятие И.В. Сталина, В.И. Ленина и т.п. Вот, например, подборка замеров, выполненных Независимым исследовательским центром РОМИР в январе 2000 года:
Как повлияет на результаты выборов их перенос с июня 2000 г. на март 20000 г.?
Электоральные предпочтения россиян
Сколько продлится военная операция в Чечне?
С какими недостатками кандидатов в президенты готовы мириться россияне?
Как воспринимают россияне исполняющего обязанности президента Российской Федерации В.В. Путина?
Отношение россиян к демократии
Нужен ли России сильный лидер?
Пути развития России
Должны ли власть и граждане жить по закону?
Какими качествами в первую очередь должна обладать власть?
Достоинство России и уровень жизни россиян
Россияне о самобытности своей страны
В какой степени мы влияем на собственную жизнь?
Почему в России есть нуждающиеся люди?
Отношение россиян к работе
Россияне об имидже Владимира Путина и его конкурентов
Электоральные предпочтения россиян
Отношение россиян к войне в Чечне
Отношение россиян к думскому кризису
Отношение россиян к религии
Россияне о роли государства в экономике
Каких политических взглядов должен придерживаться будущий президент России?
Граждане России и государство
Россияне о роли религии в политике
Россияне о соблюдении прав человека
Политическое сознание россиян: традиции, настоящее и будущее.
Особое место занимают так называемые мониторинговые исследования общественного мнения, которые, с одной стороны, в каждый данный момент фиксируют текущее состояние общественного мнения, с другой (при соответствующем способе анализа данных) – дают некоторое представление о тенденциях развертывания общественного мнения. Чисто «поллинговое» исследование (сбор первичной информации с помощью ответов на предлагаемые респондентам вопросы) продолжается и углубляется на этапе «вторичного анализа», когда исследуется содержание полученной информации и вычерпывается ее социальный смысл (вектор общественного мнения, тенденции развития общественного мнения и т.д.). Таким образом, подобные исследования являются связующим звеном между двумя обозначенными выше значениями статики общественного мнения.
Многие исследователи[135] выделяют признаки общественного мнения, которые можно интерпретировать как показатели статики общественного мнения (с другой стороны, все эти признаки можно проинтерпретировать и как показатели динамики общественного мнения).
1. Направленность общественного мнения. В фокусе общественного мнения в каждый данный момент времени всегда находится какое-либо значимое событие или лицо. В этом проявляется интенциональный характер общественного мнения. Каждая из обозначившихся социальных проблем становится специфическим объектом общественного мнения. Некоторые из них становятся главным объектом внимания и озабоченности какой-то части населения или населения в целом. При этом отношение к обсуждаемой проблеме может быть положительным, отрицательным или нейтральным. С.М. Катлип, А.Х. Центер, Г.М. Брум отмечают в своей книге: «Направление формирования общественного мнения указывает лишь на оценочные качества, свидетельствуя о том или ином качестве предрасположенности: «положительном – отрицательном – нейтральном», «за – против – не знаю», «за – против – может быть». В своей простейшей форме направление представляет собой ответ типа «да – нет» на любой из вопросов анкеты. Средства массовой информации зачастую сообщают о результатах опросов общественного мнения лишь в виде процента голосов, поданных «за» или «против» в связи с рассматриваемой проблемой, предложением или кандидатом».[136] Для любого ПР-специалиста важно не столько изучение общественного мнения, сколько влияние на него или формирование оного. В этом отношении можно отметить, что в ПР-кампаниях часто применяется метод смещения фокуса событий, или переключения внимания, когда рядом с одним событием создается еще одно, более яркое, интенсивное и влиятельное.
2. Интенсивность общественного мнения представляет собой независимую от направленности характеристику общественного мнения. В интенсивности степени интереса, который проявляет какая-либо социальная группа к предмету своей заинтересованности, проявляется сила общественного мнения. Сама процедура измерения этой силы состоит в складывании совокупности ответов респондентов, например, по шкале «полностью согласен – согласен – мне все равно – не вполне согласен – абсолютно не согласен». «Интенсивность является показателем того, насколько серьезно люди относятся к своему мнению, независимо от его направления… в ходе различных обследований респондентов просят выразить свое мнение по шкале «категорически не согласен / не согласен / все равно / полностью согласен», чтобы они указали таким образом не только направление, но и, так сказать, интенсивность своего отношения к рассматриваемой проблеме. Измерения интенсивности дают начальную оценку относительной степени предрасположенности. Часто утверждается, что интенсивность и направление не только указывают, как люди относятся к таким проблемам, как аборты, школьные аттестаты и вырубка лесов, или к таким личностям, как президент Клинтон, Кеннет Старр и Ясир Арафат, но и насколько глубоким это их отношение».[137] Степень интенсивности, или «привязанности» общественного мнения, определяется важностью очередного предмета озабоченности, которая зависит от характера, способа и результата взаимодействия объективных условий и субъективных факторов развертывания данного общественного мнения. ПР-технологии подразумевают широкое использование механизмов изменения интенсивности общественного мнения. Например, в «повестку дня» встраивается или более важное событие, или вклинивается множество мелких событий, одинаково «отодвигающих» на задний план неудобные для ПР-службы событие, факт, лицо, проблему.
3. Стабильность общественного мнения. Данный показатель характеризует длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность своих мнений. Надо отметить, что фиксация стабильности общественного мнения требует сопоставления, как минимум, двух исследований, разведенных во времени (тех же мониторинговых исследований). Согласно С.М. Катлипу и соавторам, «Стабильность показывает, в течение какого времени респонденты выдерживали или собираются выдерживать одно и то же направление и интенсивность восприятия… Эту характеристику можно представлять себе как нечто вроде диаграмм, на которых отслеживаются цены на акции или изменение температуры с течением времени… Кандидаты в президенты испытывают резкие колебания оказываемой им поддержки после проведения общенациональных съездов. В сущности показатель стабильности свидетельствует о том, в какой степени общественное мнение реагирует на очередные события или появление новой информации».[138] Итак, «стабильность» показывает, насколько общественное мнение постоянно в своих оценках тех или иных социальных проблем, фактов и лиц, насколько устойчив проявляемый интерес общественности к обсуждаемому вопросу. Иногда ПР-специалисты используют метод ценностного разрыва для изменения стабильности общественного мнения. Как правило, это реальное изменение сложившейся системы ценностей, которая является ядром оценки (в переломные исторические периоды можно наблюдать и кардинальную смену системы координат социальных оценок).
4. Информационная насыщенность общественного мнения. Это еще один показатель, который характеризует объем знаний об объекте общественного мнения у той или иной разновидности общественности. «Информационная поддержка показывает, каким объемом знаний располагают люди относительно объекта своего мнения. Например, у стойких приверженцев тех или иных кандидатов зачастую имеется твердое мнение о своих избранниках, несмотря на то что они располагают весьма скудной информацией, которая подкрепляла бы их предрасположенность. При проведении политических кампаний избиратели, располагающие незначительной информацией о кандидатах или проблемах, по которым им предстоит определиться во время голосований, как правило, ориентируются на личностей, с которыми они каким-то образом ассоциируют соответствующего кандидата или проблему, или на то, как, по их мнению, соответствующий кандидат или проблема повлияет на их личную жизнь. В то же время более информированные избиратели «как правило, склонны не обращать внимания на то, какие именно группы связаны с данным кандидатом; они предпочитают более общую интерпретацию интересующей их проблемы», ориентируясь в большей степени на демократические ценности и абстрактные права личности».[139]
5. Социальная поддержка. Данный показатель выступает как мерило консенсуса по поводу той или иной проблемы. «Общественная поддержка свидетельствует о степени, в которой, как полагают люди, их мнения разделяются другими представителями их социального окружения… Специалисты служб общественного мнения, пытающиеся измерить эту характеристику общественного мнения, просят респондентов сообщить свои впечатления по поводу возможного мнения других людей относительно изучаемой ими проблемы или оценить возможное распределение общественного мнения по той же проблеме. В сущности, измерения общественной поддержки показывают, как люди определяют природу консенсуса по тем или иным проблемам… Информационную и общественную поддержку можно представлять себе как добавление определенного веса, что приводит к увеличению инерции. Если, например, имеющие твердое мнение по какому-либо вопросу располагают достаточной информацией («за» и «против») по этому вопросу и полагают, что их позиция пользуется широкой общественной поддержкой, то направление и выражение данного мнения вряд ли способны измениться. Почти так же, как на направление шара в боулинге оказывает лишь незначительное влияние движение воздуха, создаваемое кондиционером и системами подогрева воздуха, мнения, обладающие значительной информационной и общественной поддержкой, характеризуются значительными «массой» и «инерцией»; поэтому они неспособны к быстрым и легким изменениям. В то же время даже твердые мнения способны меняться, если они не поддерживаются соответствующей информацией и не получают общественной поддержки. Их направление может меняться так же часто и быстро, как направление движения теннисного мячика или урагана!».[140] Таким образом, информационная поддержка суждений общественного мнения отражает, с одной стороны, уровень знаний по обсуждаемым вопросам, с другой – положительный накал обсуждений и ареал информационных потоков (слухи, СМИ и т.д.), направленных на поддержание данной тематики, данных способов обсуждения и характера ее оценки. ПР-деятельность подразумевает умение блокировать информационную поддержку тем или иным лицам, партиям, «повесткам дня» и т.д. Как правило, при этом применяется доступный вид контроля над информационно-коммуникационным пространством, в границах которого происходит обсуждение вопроса.