Следующим этапом обработки является вычисление семантических расстояний, выражающих различия между понятиями (мы говорили об этом в п. 5.1). Поскольку факторные оценки понятий предварительно нормируются, то расстояния между понятиями вычисляются не в баллах шкалы семантического дифференциала, а в долях стандартного отклонения. Благодаря этому данные в меньшей степени поддаются произвольному контролю со стороны испытуемого и более защищены от мотивационных искажений.
Чем меньше расстояние между двумя понятиями, тем более сходно отношение к ним. Условно можно принять, что расстояние между двумя понятиями менее 1 стандартного отклонения характеризует очень сходные, практически идентичные для испытуемого понятия.
Нормированные расстояния между понятиями представлены в виде таблицы, каждая строка и столбец которой соответствуют оцениваемым понятиям. Нумерация строк и столбцов соответствует нумерации понятий. Для каждого понятия, выраженного в виде строки или столбца, мы можем расположить все остальные понятия по степени близости с ним, то есть, определить, с какими другими понятиями оно в наибольшей степени связано в сознании испытуемого. Таким образом, таблица нормированных расстояний между понятиями предоставляет исчерпывающую информацию о структуре ассоциаций между ними. Однако большое количество показателей затрудняет практическое использование полной матрицы. Для получения выводов по данным семантического дифференциала более удобным способом представления результатов является дендрограмма.
Дендрограмма понятий
Дендрограмма понятий (см. п. 3.4.3 и Приложение 2, рис. 1) представляет собой результат кластерного анализа матрицы нормированных расстояний между понятиями. Напомним, что дендрограмма позволяет наглядно представить информацию о сходстве понятий. Расстояние между понятиями, выраженное в долях стандартного отклонения, представлено слева от дендрограммы.
Интерпретация дендрограммы основана на общих принципах, изложенных в п.2.5 и 5.1. В том случае, если два понятия попадают в один кластер, можно предположить, что они идентифицируются испытуемым, испытуемый одинаково к ним относится.
При этом, если одно понятие соответствует некоторой потребности, а другое - характеризует какую-либо деятельность, вероятно, что данная потребность является мотивом соответствующей деятельности. Кластеры могут объединять несколько потребностей и видов деятельности. В том случае, если в кластер попадает некоторое эталонное понятие, смысл которого для экспериментатора достаточно ясен, то все остальные понятия этого кластера оказываются нагруженными этим же смыслом.
По дендрограмме косвенно можно судить о расстоянии между понятиями (и, соответственно, определять ближайшие понятия), устанавливая, на каком уровне соединяются соответствующие этим понятиям ветви. Таким образом, для любого интересующего нас вида деятельности можно определить его ведущие мотивы, зная, какие потребности наиболее близко отстоят от этой деятельности. В свою очередь, для любой потребности из представленного списка понятий можно узнать, к каким видам деятельности побуждает эта потребность.
Основы интерпретации результатов
Методики семантического дифференциала
Использование модифицированного варианта методики семантического дифференциала и программы OSGOOD позволяет получить подробную характеристику мотивационной сферы человека.
Оценка достоверности
Для оценки достоверности результатов диагностики используются данные разделов «Оценки понятий по шкалам» и «Оценки понятий по факторам» протокола программы OSGOOD. Показателями, свидетельствующими о нарушении достоверности полученных результатов, являются следующие признаки:
• наличие понятий, которые испытуемый оценивает по всем шкалам четырьмя баллами;
• наличие понятий, которые оцениваются по всем шкалам только единицами или семерками;
• большое количество понятий, характеризующихся стандартными отклонениями оценок по двум или более факторам более 1.5;
• большое количество понятий, характеризующихся стандартными отклонениями факторных оценок равными 0.
Причиной такого оценивания может быть:
• отказ испытуемого от искренних ответов;
• его неспособность к точной оценке понятий в силу индивидуальных особенностей;