Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ представлений испытуемого о своих потребностях



Для определения содержания представлений испытуемого о своих потребностях анализируется таблица факторных нагрузок состояний. Напомним, что каждый из факторов характеризует определенную потребность или группу потребностей, связанных в сознании испытуемого. Фактор идентифицируется по содержанию тех состояний, которые вошли в него с максимальными нагрузками. Для этого целесообразно выписать все состояния, входящие в фактор, с учетом знака факторной нагрузки (если знак нагрузки отрицательный, то нужно включать в фактор состояние, противоположное по смыслу), и сформулировать их общий смысл. Чаще всего таким общим смыслом является та или иная потребность, комбинация связанных между собой потребностей или некоторый комплекс эмоциональных переживаний. Если поиск общего смысла всех состояний, входящих в фактор, вызывает затруднение, можно попытаться идентифицировать фактор по состоянию, входящему в него с наибольшим абсолютным весом.

В результате мы получаем информацию о наиболее существенных субъективных признаках (математическим выражением которых и являются выделяемые факторы), с помощью которых испытуемый описывает свое собственное состояние, оценивает и сравнивает свои потребности, возникающие у него в разных ситуациях.

Количество этих субъективно независимых признаков определяют когнитивную сложность испытуемого. Чем больше факторов мы получаем в результате обработки данных, тем большим количеством независимых субъективных признаков пользуется испытуемый. Однако, поскольку в результате факторного анализа мы не выделяем полного количества факторов, то об их количестве мы можем судить по проценту вклада первого фактора или суммарному проценту вклада первых двух факторов. Так как факторы ранжируются по проценту вклада от наиболее до наименее информативного, то чем больше процент вклада первых факторов, тем он меньше для оставшихся, тем меньшим количеством независимых субъективных признаков пользуется человек, то есть, тем меньше его когнитивная сложность. Таким образом, чем меньше процент вклада первых факторов, тем более точными и дифференцированными являются оценки испытуемым своих собственных потребностей и субъективных переживаний.

Для стандартного набора ситуаций и состояний процент вклада первого фактора в норме составляет от 20 до 40%, суммарный процент вклада первых двух факторов в норме составляет от 35 до 50%.

Характеристики ситуаций, актуализирующих

Различные потребности

Таблица факторных оценок ситуаций позволяет выявить, какие ситуации с наибольшей вероятностью приводят к возникновению тех или иных потребностей. Чем больше факторная оценка ситуации, тем с большей вероятностью данная ситуация приводит к возникновению состояния, выраженного фактором.

Содержание текущих потребностей

Для того чтобы определить, какие потребности испытуемый испытывает в данное время, необходимо выяснить, какое положение на скатерграмме занимает точка, соответствующая ситуации «Сегодня». Понятие «Сегодня» является маркером в семантическом пространстве испытуемого, указывающим на актуальное состояние и наиболее выраженные в данный момент потребности. В том случае, если проекция точки «Сегодня» на ось интересующей нас потребности (ее координата по этой оси) имеет низкое значение, то можно предположить, что соответствующая потребность на сегодняшний день является слабой. И наоборот, если точка располагается в зоне максимальных значений соответствующей оси, то потребность считается сильно выраженной.

Содержание повседневных потребностей

Для выявления содержания обычных для образа жизни испытуемого часто встречающихся потребностей на скатерграмме определяются координаты точки, соответствующей понятию «В большинстве ситуаций». Понятие «В большинстве ситуаций» является маркером, характеризующим наиболее устойчивые состо-

яния и повторяющиеся потребности. Если точки «Сегодня» и «В большинстве ситуаций» близки, то текущее состояние испытуемого является обычным. Если же эти точки достаточно далеки друг от друга, то состояние на данный момент существенно отличается от обычного. В этом случае можно посмотреть, чем именно сегодняшнее состояние отличается от повседневного, и какие потребности являются для него наиболее специфическими.

Отношение к различным ситуациям

В том случае, если две ситуации располагаются на скатерг-рамме достаточно близко, то это указывает на сходство состояний, которые возникают в этих ситуациях, на то, что человек испытывает в этих ситуациях похожие чувства, что в данных ситуациях актуализируются одинаковые потребности. Таким образом, мы можем группировать ситуации по признаку сходства субъективных переживаний, которые в них возникают. Мы можем устанавливать аналогии между ситуациями и говорить о том, что человек чувствует себя в данной ситуации подобно тому, как он чувствует себя в ситуациях близких, смежных. Используя некоторые маркеры, такие, как «Когда я занят увлекательным делом», «В трудной ответственной ситуации», «Когда я болею» и т. п., можно определить содержание увлечений, затруднений, патогенных факторов. Мы можем определить, как человек относится к различным людям и к разным видам деятельности на основе того, какие именно ситуации располагаются наиболее близко к тем, которые нас интересуют.

6.4. Пример интерпретации результатов методики репертуарных решеток

Для примера интерпретации результатов обследования используется протокол методики, приведенный в Приложении 2. Протокол принадлежит тому же самому испытуемому, что и в случае интерпретации результатов обследования по программе OSGOOD.

а) Оценки частот встречаемости состояний в различных ситуациях находятся в диапазоне от 1 до 4. Отсутствие ситуаций и состояний с одинаковыми оценками частот встречаемости сви-

детельствует об отсутствии заведомо недостоверных результатов.

б) Наиболее часто состояния, указанные в списке, актуализируются в ситуациях «В выходной день» (5), «Вечером после работы» (1), «При денежных затруднениях» (21), «Во время праздничного застолья» (22), связанных с домашней обстановкой и бытовыми проблемами. Наиболее выраженные состояния фрустрации испытуемый испытывает в ситуациях: «Во время ссоры» (3), «При денежных затруднениях» (21) и «Когда меня критикуют» (23), связанных с межличностными конфликтами, поскольку именно эти ситуации характеризуются наибольшими стандартными отклонениями.

в) Чаще всего у испытуемого встречаются состояния: «Стараюсь сохранить независимость» (16), «Хочется тишины и покоя» (14), «Рад общению» (3), «Чувствую усталость и желание отдохнуть» (6), «Нуждаюсь в понимании, сочувствии и поддержке» (12), имеющие максимальные средние оценки. Следовательно, наиболее отчетливо испытуемым осознаются потребности в самоутверждении, эмоциональных контактах и отдыхе В наибольшей степени зависят от содержания ситуации состояния: «Получаю удовольствие» (7) и «Мне неприятно» (26), имеющие максимальные стандартные отклонения. Эти состояния являются индикаторами скорее эмоциональных реакций, чем потребностей. Наиболее стабильны, инвариантны относительно ситуаций состояния: «Хочется тишины и покоя» (14), «Настроение грустное» (18) и «Стремлюсь познакомиться поближе» (20), характеризующиеся минимальным стандартным отклонением.

г) Факторные нагрузки состояний позволяют сделать следующие выводы. В первый фактор, охватывающий 43% всех индикаторов, с максимальными положительными весами входят состояния: «Мне неприятно» (26), «Обижаюсь» (24), «Возмущаюсь» (15), «Я волнуюсь и нервничаю» (22), «Тревожно на душе» (4), «Настроение грустное» (18), а также с максимальными отрицательными весами состояния: «Я спокоен и уверен в себе» (11), «Получаю удовольствие» (7), «Рад общению» (3), «Хочется повеселиться» (21). Можно предположить, что этот фактор характеризует степень выраженности состояний депрессии, агрессии и тревоги, связанных с чувством эмоционального дискомфорта. Во второй фактор, объединяющий 14% индикаторов, с макси-

мальными нагрузками входят состояния: «Чувствую усталость и желание отдохнуть» (6), «Хочется выспаться» (25), «Мне жарко» (5), «Хочется побыть одному» (8). Общим смыслом состояний этого фактора является несомненное снижение работоспособности и потребность в восстановлении утраченных сил. Таким образом, наиболее существенными для испытуемого (независимо от уровня его осознания) являются потребность в безопасности, показателем которой является первый фактор, и потребность в отдыхе, выраженная вторым фактором.

д) В сумме первые два фактора включают 57% всех предложенных индикаторов потребностей, что свидетельствует о недостаточной дифференцировке своих собственных субъективных состояний, невысокой категориальной сложности в области самочувствия.

е) Факторные оценки ситуаций свидетельствуют о том, что наибольшая потребность в безопасности наблюдается у испытуемого в ситуациях: «Во время ссоры» (3), «Когда меня критикуют» (23), «При денежных затруднениях» (21), «В трудной ответственной ситуации» (15), а наименьшая степень выраженности этой потребности характерна для ситуаций: «Когда я занят увлекательным делом» (16), «На работе» (12), «Среди друзей» (2), «С женщинами» (11). Фактором потребности в отдыхе нагружены, прежде всего, ситуации: «В выходной день» (5), «Во время праздничного застолья» (22), «Когда я болею» (7), «Вечером после работы» (1).

ж) На скатерграмме ситуаций в пространстве первых двух факторов отчетливо выделяются пять классов ситуаций. В первый класс входят ситуации, связанные с деловым и дружеским общением на работе (ситуации 16, 2, 12, 11, 13, 10 в левом верхнем углу). Эти ситуации не вызывают ни тревоги, ни утомления. Второй класс ситуаций охватывает уединение и интимную жизнь (ситуации 9, 14, 18 в верхней части) и характеризуется умеренным увеличением потребности в отдыхе. Третий класс ситуаций, включающий домашнюю семейную обстановку и бытовые хлопоты (ситуации 20, 19, 1, 7, 5 и 22 в правом верхнем углу), сопровождается состоянием острого утомления и сильно выраженной потребностью в отдыхе при незначительном увеличении тревоги. Четвертый класс ситуаций связан с условиями жизни в роди-

тельской семье и характером воспитания в детстве (ситуации 4, 8, 17, 6 в центре) и ассоциируется с умеренным повышением как потребности в отдыхе, так и потребности в безопасности. Наконец, пятый класс ситуаций, связанный с повышенной ответственностью, межличностными конфликтами и материальными трудностями (ситуации 15, 21, 23, 3 в левой нижней части) актуализирует сильно выраженные состояние тревоги и потребность в безопасности при незначительно повышенном состоянии утомления. Судя по расположению ситуации «В большинстве случаев» (13) в первом классе испытуемый обычно находится в состоянии низкой степени тревоги и утомления. Поскольку ситуация «Сегодня» (8) принадлежит четвертому классу ситуаций, текущее состояние испытуемого в процессе обследования характеризуется умеренным повышением тревоги и утомления и не является для испытуемого обычным.

7. Использование методики цветовых метафор

для диагностики мотивов различных видов деятельности

7.1. Общие положения

Метод цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант ЦТО (п. 3.3), характеризующийся рядом отличительных особенностей:

• в методе цветовых метафор обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства;

• метод цветовых метафор не опирается на стандартный психологический смысл цветов;

• метод цветовых метафор не ограничивается выявлением отношений человека к себе, своему состоянию и другим людям, а ориентирован на диагностику более широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности;

• метод цветовых метафор может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Метод цветовых метафор основан на двух принципах:

• во-первых, если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно;

• во-вторых, обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково.

Для диагностики мотивов и отношений необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут

предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие разные виды деятельности, разные потребности и жизненные ценности, разные эмоциональные переживания, разных людей, включая и самого клиента, а также различные периоды времени и события. Возможный вариант такого списка понятий представлен в протоколе обследования (Табл. 4).

7.2. Индивидуальная форма проведения

В случае индивидуальной формы проведения используется набор цветных карточек и набор карточек с названиями понятий. Цветные карточки раскладываются на столе по кругу в произвольном порядке.

Инструкция испытуемому

«Перед Вами имеются цветные карточки. Кроме того, я даю Вам карточки, на которых написаны названия различных понятий. Я прошу Вас каждое из этих понятий обозначить одним из цветов. Для этого Вам необходимо карточку с понятием класть надписью вниз под тем цветом, который, по Вашему мнению, является наиболее подходящим для обозначения данного понятия. Понятий больше, чем цветов, поэтому одним и тем же цветом можно обозначать несколько понятий».

После того, как клиент разложит все понятия к соответствующим цветам, ему предлагается разложить цвета в порядке привлекательности: «А теперь выберите, пожалуйста, какой цвет Вам сейчас больше всего нравится? Самый приятный цвет? А теперь выберите самый приятный цвет из оставшихся. Продолжаем». В результате цветные карточки располагаются на столе в порядке предпочтения вместе с соответствующими им карточками с понятиями.

Затем результаты тестирования обсуждаются с клиентом. Клиенту сообщается, какие принципы лежат в основе методики. Далее раскрываются и обсуждаются карточки с понятиями, обозначенными различными цветами. В процессе обсуждения результатов психолог указывает на возможные ассоциации в сознании клиента, устанавливает субъективное сходство и разли-

чия между понятиями, формулирует предположения о структуре представлений, отношений и мотивов, проверяет их с помощью вопросов, просит клиента объяснить те или иные результаты. Целью обсуждения является, во-первых, проверка полученных результатов, во-вторых, улучшение понимания клиентом содержания своих собственных потребностей, ценностей, стремлений, степени их удовлетворения, мотивов тех или иных действий, отношений, возможных способов адаптации, текущего положения дел и будущих перспектив, источников стресса и негативных переживаний.

Необычность процедуры, ее игровой и метафорический характер, наглядность при работе с карточками, возможность непосредственного манипулирования ими в процессе анализа значительно облегчают консультирование. Это оказывается особенно полезным в тех случаях, когда клиент слишком много говорит в процессе консультирования, или, наоборот, слишком молчалив.

7.3. Групповая форма проведения

В случае применения групповой формы проведения метода цветовых метафор пронумерованные цветные карточки большего формата, чем входящие в тест Люшера, прикрепляются к доске или передней стене аудитории. Каждому испытуемому выдается бланк регистрации ответов.

Инструкция испытуемым

«Перед Вами на доске находятся цветные карточки, каждая из которых обозначена определенным номером. Вы получили бланк, на обратной стороне которого имеется список понятий. Я прошу Вас обозначить каждое понятие из этого списка определенным цветом. Для этого Вам необходимо в столбике «№ цвета» справа от каждого понятия записать номер того цвета, который, по вашему мнению, лучше всего подходит для обозначения данного понятия. Так как понятий больше, чем цветов, Вы можете использовать один цвет для обозначения нескольких понятий. У кого есть вопросы? Начали».

После того, как все испытуемые напротив каждого понятия поставят номер самого подходящего для него цвета, дается инст-

рукция для второй части тестирования: «А теперь в строчке, расположенной внизу на первой странице бланка, в левой клетке запишите, пожалуйста, номер самого приятного для Вас цвета, цвета, который Вам сейчас больше всего нравится. В клетке правее запишите номер следующего по степени привлекательности цвета и так далее. Таким образом, этой строке у Вас должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного».

Обработка полученных результатов очень проста. Последовательность цветов из строчки на первой странице бланка переносится в верхнюю строчку таблицы, в клетки, расположенные справа от надписи «№ цвета». В первом столбце справа от номеров цветов ставятся галочки напротив тех понятий, которые обозначены самым привлекательным цветом. В следующем столбце галочками отмечаются понятия, обозначенные вторым по степени привлекательности цветом. И так далее. Таким образом, последний столбец будет включать понятия, обозначенные самым неприятным цветом.

Затем для большего удобства данные протокола целесообразно представить в виде таблицы, состоящей из 8 столбцов (Табл. 5). В шапке таблицы представлены цвета в порядке их предпочтения испытуемым. В столбцы таблицы записываются понятия, обозначенные соответствующими цветами.

7.4. Интерпретация результатов

Основанием для интерпретации результатов является следующее положение. Если понятия обозначены одним цветом (попадают в одну группу), то это не случайно. Например, если человек поместил в одну группу понятия «интересное занятие» и «моя работа», то это значит, что он относится к своей работе с интересом. Если он объединяет понятия «каким я хочу быть» и «мой отец», то он, вероятно, хочет быть похож на своего отца. Если человек обозначает одним цветом понятия «мой начальник» и «угроза», то он боится своего начальника. Если в одной группе оказываются понятия «мое будущее», «мое увлечение», «достижение успе-

ха> «творчество «радость то в сознании человека ею собственное будущее ассоциируется именно с этими понятиями, его представления о будущем оптимистичны

В процессе интерпретации сначала анализируются понятия, обозначенные самыми приятными цветами Потом анализируются те группы, в которые попадают понятия «мое увлечение» и «интересное занятие» Затем те, которые связаны с понятием «мое настоящее», «мое будущее» и «мое прошлое» Далее выясняется, с какими понятиями ассоциируются понятия «какой я есть на самом деле», и «каким я хочу быть» После этого определяется, какие понятия обозначаются самыми неприятными цветами Какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями «неудачей» «угрозой», «раздражением», «печалью», «неприятностями» и т п Наконец, можно выявить отношение клиента к конкретным занятиям, людям или другим жизненным обстоятельствам к работе, учебе, детям, друзьям, начальству и т д

Основные диагностические категории и показатели методики цветовых метафор представлены в Табл 3

Метод цветовых метафор может включать и другие диагностические категории и показатели в зависимости от конкретных задач исследования

7.5. Пример интерпретации

В качестве примера предлагается интерпретация результатов диагностики мотивов и отношений 34-летнего мужчины, имеющего высшее психологическое образование, работающего менеджером по персоналу, живущего с женой и 5-летней дочерью Результаты обследования представлены в Табл 4

После получения протокола понятия, обозначенные различными цветами, группируются в отдельной таблице (Табл 5)

Наиболее привлекательным цветом испытуемый обозначил следующие понятия «Мое будущее», «Бизнес», «Реклама», «Творчество», «Успех», «Радость», «Свобода», «Власть», «Раздражение» Данный ряд понятии связан с представлением испытуемого о своем будущем Вероятно испытуемый ожидает, надеется,

 

Таблица 3"

Основные диагностические категории и показатели методики цветовых метафор

Диагностические категории Показатели
Базовые потребности В методе цветовых метафор базовыми считаются те потребности, которые обозначены самым привлекательным цветом, а также те, которые оцениваются теми же цветами что и понятия «Мое увлечение» и «Интересное занятие»
Удовлетворенность базовых потребностей Если базовые потребности обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее», то можно считать, что человек может в достаточной мере удовлетворить их в настоящий момент. Если базовые потребности связаны с понятием «Мое будущее», то человек рассчитывает на их будущее удовлетворение Связь базовых потребностей с понятием «Мое прошлое» может указывать на то, что они удовлетворялись ранее Наконец, если базовые потребности не ассоциируются ни с настоящим, ни с будущим, ни с прошлым это свидетельствует о наибольшей степени фрустрации.
Актуальные потребности В методе цветовых метафор актуальными считаются потребности, которые обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее»
Отношение к будущему Отношение к будущему диагностируется на основе того, какие потребности, эмоции, виды деятельности и люди обозначены таким же цветом, что и понятие «Мое будущее»
Отношение к себе Об отношении к себе свидетельствуют те понятия людей, которые обозначаются такими же цветами, что и понятия «Какой я на самом деле» или «Каким я хочу быть» Важным показателем отношения к себе является также степень совпадения между двумя последними понятиями, характеризующая идентичность «реального я» и «идеального я» и являющаяся показателем уровня самооценки и удовлетворенности испытуемого собой
Отношение к работе, учебе и др видам деятельности Определяется потребностями и эмоциональными переживаниями, которые обозначаются теми же цветами, что и понятия «Моя работа», «Моя учеба» и т п
Источники стресса Об источниках стресса говорят виды деятельности и люди, обозначенные самым неприятным цветом, а также связанные с понятиями «Угроза», «Страх», «Печаль», «Раздражение», «Неприятности», «Неудача», «Болезнь», «Конфликты» и т п

 

Таблица 4.

Протокол обследования по методике цветовых метафор

 

Понятие № цвета
Успех V              
Неудача             V  
Общение     V          
Техника               V
Болезнь             V  
Радость V              
Моя учеба               V
Свобода V              
Знания           V    
Мой отец             V  
Люди       V        
Каким (какой) я хочу быть   V            
Любовь     V          
Моя работа         V      
Конфликты         V      
Угроза             V  
Природа       V        
Моя мать           V    
ТРУД         V      
Власть V              
Образование           V    
Мой муж (моя жена)       V        
Медицина           V    
Мое настоящее   V            
Конкуренция         V      
Реклама V              
Искусство       V        
Мой друг (подруга)     V          
Семья           V    
Мое прошлое         V      
Информация   V            
Какой (какая) я на самом деле     V          
Заработок   V            
Перемены     V          
Печаль           V    
Мой дом               V
Мой начальник         V      
Мое увлечение   V            
Финансы   V            
Мой ребенок       V        
Неприятности         V      
Интересное занятие           V    
Школа               V
Бизнес V              
Дети     V          
Страх             V  
Мои обязанности   V            
Мое будущее "V              
Обслуживание           V    
Творчество V              
Материальное благополучие       V        
Мои сотрудники           V    
Раздражение V              
Моя карьера   V            
Управление   V            
Моя профессия     V          
Моя фирма   V            
Домашнее хозяйство               V
Наука           V    
Психология       V        
Мои клиенты     V          
                     

 

намерен или планирует в будущем заняться коммерческой деятельностью, которая побуждается потребностями в самореализации и самоутверждении. Однако подобные представления могут вызывать у испытуемого не только приятные, но и неприятные эмоциональные переживания. Следовательно, отношение к собственной деятельности в сфере бизнеса и рекламы является амбивалентным. Кроме того, оно никак не связано с увлечениями и интересами, которые обозначены совершенно другими цветами и попадают в другие группы.

Вторым по степени привлекательности цветом испытуемым обозначены понятия: «Мое настоящее», «Мое увлечение», «Каким я хочу быть», «Информация», «Финансы», «Управление», «Моя фирма», «Заработок», «Мои обязанности», «Моя карьера». Поскольку данные понятия связаны с представлением испытуемого

 

 

Таблица 5.

Группы понятий, обозначенные различными по степени привлекательности цветами

Номера цветов, ранжированные по степени их привлекательности
Мое будущее   Бизнес   Реклама   Творчество   Успех   Радость   Свобода   Власть   Раздражение Мое настоящее   Мое увлечение Каким я хочу быть Информация   Финансы   Управление Моя фирма   Заработок   Мои обязанности   Моя карьера Какой я на самом деле   Мой друг (подруга)   Дети   Мои клиенты   Моя профессия   Общение   Любовь   Перемены   Моя жена Мой ребенок Люди Психология Природа Искусство   Материальное благополучие   Мое прошлое   Мой начальник   Моя работа   ТРУД Конкуренция   Конфликты   Неприятности Интересное занятие Моя мать Семья Мои сотрудники   Образование Наука Медицина Обслуживание   Знания Печаль Мой отец   Угроза   Страх   Болезнь   Неудача   Мой дом   Домашнее хозяйство   Моя учеба   Школа   Техника  

 

о настоящем, то они характеризуют сферу его актуальных потребностей и видов деятельности, то, чем он наиболее озабочен, что в наибольшей степени привлекает его внимание. Кроме того, связь всех этих понятий с увлечением свидетельствует об их большой субъективной значимости, высоком месте в иерархии потребностей и ценностей. Таким образом, мы можем предположить, что испытуемый увлечен информационной, финансовой и управленческой деятельностью в фирме, побуждаемой сильно выраженными потребностями в заработке, повышении профессионального и служебного положения и выполнении своего долга. Представление испытуемого о своем «идеальном я» также лежит в сфере субъективного настоящего, что указывает на достаточно высокую самооценку в данный момент. Кроме того, вероятно, испытуемый не хочет быть ни на кого похожим.

Третий по счету цвет уже не столь привлекателен для испытуемого, как первые два. Поэтому отношение к понятиям, которые обозначены этим цветом, не является в той же мере позитивным. В данную группу вошли понятия: «Какой я на самом деле», «Мой друг (подруга)», «Дети», «Мои клиенты», «Моя профессия», «Общение», «Любовь», «Перемены». Данная группа понятий, включающая представление о «реальном я», отражает структуру идентичности испытуемого. А именно, испытуемый относится к себе так же, как к своим друзьям, клиентам, детям, идентифицирует себя со своей профессией, считает, что ему наиболее свойственна коммуникативная деятельность, связывает себя с переменами. Следует отметить, что ни управление, ни психология не отождествляются испытуемым со своей профессией.

Четвертым относительно индифферентным цветом оцениваются понятия: «Моя жена», «Мой ребенок», «Люди», «Психология», «Природа», «Искусство» и «Материальное благополучие». Таким образом, мы можем предположить достаточно безразличное отношение к своей жене и ребенку, равно как к людям вообще. Занятия психологией ассоциируются в сознании испытуемого с искусством и природой. Возможно, единственной потребностью, которая связана с супружескими и родительскими обязанностями, является потребность в материальном благополучии. Психология также может восприниматься как источник материальной выгоды. Однако данная потребность не является достаточно значимой в структуре мотивации испытуемого и вряд ли будет сильным побуждением к поддержанию семейных отношений и психологической деятельности.

Пятый по счету цвет также можно было бы считать индифферентным, если бы им не обозначались понятия, связанные с негативными эмоциональными переживаниями: «Мое прошлое», «Мой начальник», «Моя работа», «Труд», «Конкуренция», «Конфликты», «Неприятности». Данная группа понятий характеризует одну из сфер эмоционального напряжения, источник стресса. Однако, из данных неясно, о какой конкретно работе и каком начальнике идет речь. Если это начальник на прошлой работе, с которой испытуемый уже ушел, то данные результаты свидетельствуют о мотивах этого ухода и о том, что испытуемый все еще никак не может забыть связанные с этим неприятные события. Если же речь идет о теперешней работе и начальнике, то можно предположить, что отношения с ними настолько неблагополучны, что испытуемый уже мысленно распрощался с ними и относится к ним как к своему прошлому. Проверить, какая из данных двух гипотез является наиболее правильной, можно только в беседе с испытуемым. Для этого необходимо спросить его, какого именно начальника и какую конкретно работу он обозначал данным цветом.

Шестой цвет включает в себя понятия: «Интересное занятие», «Моя мать», «Семья», «Мои сотрудники», «Образование», «Наука», «Медицина», «Обслуживание», «Знания», «Печаль». С одной стороны, в него входит то, что интересует испытуемого, следовательно, является для него, безусловно, важным. С интересами испытуемого, так или иначе, связаны сфера образования, медицины, семьи, обслуживания и научной деятельности, побуждаемые познавательной потребностью, а также отношения с матерью и сотрудниками. Однако есть основания считать, что интересы испытуемого активно вытесняются из сознания. Во-первых, они обозначаются только шестым по степени привлекательности цветом из восьми возможных. Во-вторых, даже предыдущая группа понятий, заряженная острыми негативными переживаниями, оценивается более привлекательным цветом. В-третьих, интересные занятия ассоциируются у испытуемого с чувством

печали. Таким образом, вероятно, испытуемый старается не обращать внимания на то, что ему на самом деле нравится, игнорирует те виды деятельности, которые могут быть источником эмоционального удовлетворения, не замечает важной для себя жизненной сферы. Познавательная потребность, являясь одной из наиболее значимых для испытуемого, не находит своего удовлетворения, поскольку никак не связана с его актуальной жизнью, представлениями о настоящем, будущем или прошлом. Следовательно, она является источником фрустрации. Это проявляется буквально в том, что чем бы испытуемый ни занимался в настоящем, чем бы он ни планировал заниматься в будущем, это не является для него достаточно интересным.

Седьмым цветом испытуемый обозначает понятия: «Мой отец», «Угроза», «Страх», «Болезнь», «Неудача». Смысл этой группы понятий очевиден: отец воспринимается испытуемым как источник угрозы, вызывает страх, ассоциируется с неудачами и болезнью. Однако при этом отец и сопровождающие его негативные переживания не связаны ни с прошлой, ни с настоящей, ни с будущей жизнью испытуемого, то есть, не являются актуальными представлениями сознания испытуемого.

Восьмым, наиболее противным для испытуемого цветом оцениваются такие понятия, как: «Мой дом», «Домашнее хозяйство», «Моя учеба», «Школа», «Техника». Следовательно, все, что связано с домом и школьным обучением, воспринимается испытуемым с отвращением, но никаких других негативных эмоций не вызывает. Техника также, мягко говоря, не вызывает у испытуемого положительных чувств.

Обобщая полученные результаты, можно ответить на следующие вопросы.

7. Что является главным в жизни испытуемого?

Испытуемый характеризуется широким кругом базовых потребностей, связанных, прежде всего, с самоактуализацией, самоутверждением и денежным вознаграждением.

2. В какой мере он удовлетворяет свои потребности?

В настоящее время испытуемый имеет возможность удовлетворить только потребности в денежном вознаграждении, выполнении своих обязанностей и частично самоутверждении. На-

деется на полное удовлетворение потребности в самоутверждении и творческом самовыражении в будущем, хотя это может быть связано с агрессивными реакциями. Удовлетворение познавательных интересов полностью блокировано, вытесняется из сознания и может вызывать депрессивное состояние.

3. Чем он вынужден заниматься? Что его заботит?

Под влиянием обстоятельств актуализируются потребности в денежном вознаграждении и выполнении обязанностей, которые могут оцениваться как компенсация неудовлетворенных базовых потребностей и побуждают к менеджерской деятельности.

4. Каковы его ожидания, намерения, планы на будущее? Испытуемый связывает представления о своем будущем с

коммерческой деятельностью, возможно, с рекламным бизнесом.

5. Как он относится к своей профессии, работе, семье?

Испытуемый считает себя профессионалом в сфере общения, связывает свою профессию с клиентами, но не относит себя ни к психологии, ни к управлению, ни к бизнесу. Работа связана с неприятностями, конкуренцией и конфликтами, прежде всего, в отношениях с начальником. К жене и ребенку достаточно равнодушен, хотя и считает супружескую и родительскую роль выгодной. Семейные отношения ассоциируются скорее с матерью.

6. Кем он себя считает? С кем идентифицируется? Испытуемый относится к себе как к другу, клиенту и ребенку.

В достаточной мере удовлетворен собой. Стремится быть хорошим менеджером.

7. Каковы источники его стресса? Чего он избегает? Состояние стресса у испытуемого могут вызывать ситуации

отношений с отцом, которого он боится, и с начальником, с которым он конкурирует. Кроме того, испытуемый избегает заниматься бытовыми проблемами. Также можно отметить внутренний конфликт между содержанием познавательных интересов, связанных с образованием и наукой, и текущими заботами менеджера.

8. Заключение

К психосемантическим методикам, позволяющим диагностировать мотивацию человека, относятся модифицированные методы семантического дифференциала, репертуарных решеток и цветовых метафор.

Методики семантического дифференциала и репертуарных решеток могут использоваться для диагностики мотивов различных видов деятельности и потребностей в разных ситуациях у лиц старше 16 лет в целях

• профессиональной ориентации,

• отбора и расстановки кадров;

• выявления нелояльных сотрудников;

• оптимизации процесса управления;

• оценки факторов окружающей среды;

• выявления предболезненных состояний;

• контроля эффективности лечения;

• психотерапии и коррекции поведения;

• изучения спроса и т. д.

Они позволяют с высокой достоверностью измерять:

• характеристики общественного мнения;

• психологический климат в трудовых коллективах;

• отношение людей к содержанию труда, условиям труда, жилищно-бытовым условиям, экологической обстановке, материальному вознаграждению;

• отношение к самим себе, к состоянию своего здоровья, к своему общественному положению, к своей семье, к товарищам по работе, к администрации;

• интерес к различным фирмам, товарам и услугам, видам досуга, областям знаний и сферам деятельности и т. п. Методики семантического дифференциала и репертуарных

решеток сочетают в себе свойства анкет и проективных тестов. Полная стандартизация, точная количественная оценка, простота проведения и возможность массовых обследований сближают их

с анкетированием, а защищенность от мотивационных искажений, полнота получаемой информации не только об отдельных свойствах личности, но и об их структуре - с проективной техникой.

Трудоемкость вычисления многомерных статистических показателей при большом числе оцениваемых понятий предполагает обязательное использование компьютерной техники.

С целью автоматизации психосемантического исследования мотивации человека были написаны программы, реализующие модифицированные варианты методик семантического дифференциала и репертуарных решеток. Программы названы, соответственно, OSGOOD и KELLY в честь авторов базовых вариантов психосемантических методов. Они предназначены для работы на IBM-совместимых персональных компьютерах в среде операционной системы WINDOWS 95/98.

Методика цветовых метафор представляет собой аналог модифицированного варианта методики семантического дифференциала, позволяющий,

• во-первых, сократить время диагностики мотивов различных видов деятельности;

• во-вторых, расширить количество оцениваемых понятий;

• в-третьих, отказаться от обязательного использования компьютерных программ в процессе обработки индивидуальных результатов;

• в-четвертых, расширить возрастной диапазон применимости методики, в частности, использовать ее для диагностики структуры мотивации, начиная с 10 лет.

Результаты, полученные с помощью метода цветовых метафор, позволяют осуществлять эффективное психологическое консультирование, но не могут лежать в основе экспертизы. Надежность выявления мотивов и отношений с помощью цветовых метафор не настолько высока для того, чтобы принимать ответственные решения, от которых может зависеть судьба клиента. Отдельные ошибки при обозначении цветом того или иного понятия могут привести к существенному изменению интерпретации полученных результатов. Поэтому обсуждение с клиентом результатов в процессе консультирования является дополнительной их проверкой. Ответственность за точность выявления мотивов в ходе консультирования при использовании цветовых метафор распределяется между клиентом и консультантом, который лишь помогает клиенту. Для получения данных о содержании и структуре человеческой мотивации достаточно надежных и защищенных от случайных или намеренных искажений со стороны испытуемого требуется использовать не экспресс-метод цветовых метафор, а глубинную психосемантическую диагностику мотивации, основанную на методике семантического дифференциала.

Приложение 1. Образец протокола программы OSGOOD

Таблица 1. Оценки понятий по шкалам

 

 

 

 

<

 




Поиск по сайту:

Понятия Шкалы
з
Ф-РЫ Ц П А Ц П А Ц П А Ц П А Ц П А Ц П А
    Ценность Потенция Активность
Сред. Откл. Сред. Откл. Сред. Откл.
Мое будущее 3.00 0.58 4.33 1.37 4.17 0.90
Мое увлечение 6.00 0.58 5.50 0.50 5.83 0.69
Достижение успеха 5.83 0.69 6.17 0.69 6.67 0.47
Общение с людьми 4.67 0.75 4.00 0.82 3.67 0.94
Избегание неприятностей 4.00 0.58 3.00 0.00 3.00 0.58
Интересное занятие 6.00 0.82 4.83 1.46 5.17 1.57
Мое настоящее 4.17 1.07 3.83 1.21 3.33 0.75
Личная независимость 5.83 0.69 6.33 0.47 6.33 0.75
Моя работа 5.00 0.00 4.00 1.15 4.33 1.11
Моя учеба 4.17 1.07 4.00 1.00 3.50 1.12
Занятия спортом 5.17 1.21 5.67 0.75 5.83 0.37
Признание окружающих 5.67 0.75 4.83 1.34 5.00 1.00
Мое прошлое 4.67 0.47 3.17 0.90 3.00 1.00
Материальное благополучие 6.00 0.82 6.00 0.58 6.00 0.58
Продвижение по службе 5.17 1.07 5.83 0.90
©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.