В модифицированном варианте методики репертуарных решеток в качестве оцениваемых объектов, или элементов, выступают названия различных жизненных ситуаций, а оценочными признаками, или конструктами, служат те или иные переживания, которые являются субъективными индикаторами различных потребностей. Ситуации представляют собой различные сферы жизнедеятельности человека, в т. ч. работу, быт, досуг, общение с различными людьми, конфликты, болезни и т. д., а состояния являются субъективными индикаторами различных биологических и социальных потребностей: пищевых, половых, потребностей в безопасности, чувственных впечатлениях, двигательной активности, сне и отдыхе, эмоциональных контактах, самоутверждении и др.
В результате предварительного исследования были составлены тестовые списки, позволяющие, во-первых, представить наиболее типичные биологически и социально значимые ситуации, характерные для большинства здоровых взрослых людей обоего пола в оптимальных условиях существования, во-вторых, отразить всевозможные субъективные состояния, соответствующие эмоциональным реакциям на эти ситуации и характеризующие актуализацию потребностей разного уровня. Из списков были исключены элементы, во-первых, слабо дифференцирующие испытуемых, то есть, указываемые слишком редко или часто и имеющие малую дисперсию, во-вторых, сильно коррелирующие между собой, то есть, не несущие самостоятельной смысловой нагрузки. Таким образом, был составлен список из 23 ситуаций и 26 состояний, который выступает в качестве базового (и, конечно, может модифицироваться в зависимости от задач исследования).
В список вошли следующие ситуации:
Вечером после работы
Среди друзей
Во время ссоры
В детстве
В выходной день
В незнакомой компании
Когда я болею
Сегодня
Наедине с собой
С мужчинами
С женщинами
На работе
В большинстве случаев
В интимной обстановке
В трудной ответственной ситуации
Когда я занят увлекательным делом
Со своими родителями
Когда я читаю
В постели
В кругу семьи
При денежных затруднениях
Во время праздничного застолья
Когда меня критикуют
Список состояний и соответствующих им потребностей представлен в табл. 2.
Испытуемый должен оценить, как часто в каждой из ситуаций встречается каждое состояний. Таким образом, данные модифицированного варианта методики представляют собой оценочную решетку с заданными экспериментатором элементами и конструктами, где элементами являются ситуации, а конструктами - состояния.
Процедура диагностики, как и при исследовании с помощью метода семантического дифференциала, может осуществляться как с помощью бланков, так и на компьютере с помощью программы KELLY Эта программа позволяет также осуществить всю дальнейшую обработку данных.
различных потребностей и входящих в модифицированный
вариант методики репертуарных решеток
Состояние
Потребности
Эмоциональное неблагополучие
В климатическом комфорте
Пищевая
Половая
В отдыхе
Во впечатлениях
В безопасности
В общении
В самоутверждении
Чувствую себя бодрым и полным сил
•~
Хочется вкусно поесть
+
Рад общению
+
Тревожно на душе
+
Мне жарко
+
Чувствую усталость и
желание отдохнуть
+
Получаю удовольствие
—
Хочется побыть одному
-
Мне скучно
+
Хочется подышать
свежим воздухом
+
Я спокоен и
уверен в себе
-
Нуждаюсь в
понимании, сочувствии
и поддержке
+
Я мерзну
•*•
Хочется тишины
и покоя
+
Возмущаюсь
+
Стараюсь сохранить
независимость
+
Чувствую физическое
влечение
"•"
Настроение грустное
+
Хочется выпить чаю
или кофе
+
Стремлюсь познакомиться поближе
+
Хочется повеселиться
+
Я волнуюсь
и нервничаю
+
Хочется побыть вместе
+
Обижаюсь
+
Хочется выспаться
+
Мне неприятно
+
Результатом диагностики является построение модели семантического пространства испытуемого, на основе которой делаются выводы об основных потребностях испытуемого, актуализирующихся в различных ситуациях.