Как правило, интервью в процессе трудоустройства ориентировано на выявление профессиональных целей потенциального работника, его интересов и склонностей, отношений к себе, своим профессиональным возможностям и способностям, к своей профессии, прошлой и будущей работе, на определение характера взаимоотношений с людьми, способов решения проблем и т.д. В интервью могут выявляться также устойчивые качества личности претендента. Примерное содержание и последовательность вопросов (Таблица 4) позволяет оценить некоторые профессиональные и психологические характеристики кандидатов на вакансию.
Таблица 4. Интервью с кандидатом на вакантное рабочее место
Содержание вопросов
| Назначение
|
Что Вы знаете об этой работе? Что Вы знаете о нашей организации?
| Определение уровня профессиональной информированности кандидата.
|
Почему Вас заинтересовала именно эта работа? Что еще повлияло на Ваш выбор?
| Определение мотивов выбора работы: содержание, условия, оплата труда, перспективы, престижность, стабильность, приобретение опыта и т.п.
|
Какие требования предъявляет эта работа к человеку? К его здоровью, квалификации, знаниям, навыкам, способностям, характеру?
| Определение информированности о профессиональной деятельности.
|
Что Вы умеете делать? Что у Вас лучше всего получается? К чему Вы способны в наибольшей мере? Не могли бы Вы привести примеры Ваших успехов?
| Определение отношения кандидата к своим возможностям и способностям.
|
В чем Вы испытываете наибольшие затруднения? Почему?
| Определение представлений кандидата о вероятности и содержании проблем.
|
Чем Вы любите заниматься? Каковы Ваши увлечения, хобби?
| Определение сферы увлечений, интересов и склонностей.
|
Что Вам больше всего не нравится делать? Почему?
| Определение источников стресса.
|
Что Вам нравилось больше всего, а что меньше всего на прошлой работе? Почему Вы оставили свою прежнюю работу?
| Выяснение причин перехода с одной работы на другую в каждом эпизоде. Определение стиля руководства на предыдущих работах, характеристик команды, роли кандидата.
|
Чему Вам хотелось бы научиться? Для чего? Как это можно сделать?
| Определение отношения клиента к себе, стремления к личностному и профессиональному росту.
|
Каковы Ваши цели в жизни? Как Вы намерены их достичь?
| Определение содержания потребностей, ценностей: материальное благополучие, безопасность и стабильность, дружеское общение, семейные взаимоотношения, отдых и развлечения, повышение своего положения, реализация своих возможностей, творчество, чувство долга.
|
Как выбранная работа поможет Вам в этом? Что хотелось бы получить от работы?
| Определение направленности поведения: стремление к чему-то привлекательному (удовольствие, зарплата, интересное дело) или избегание чего-либо негативного (однообразия, бедности). В первом случае человек стремится к изменению и поиску новых возможностей, во втором – к поддержанию и сохранению уже имеющегося.
|
Как Вы собираетесь выполнять свою работу?
| Определение ориентации на немедленные действия или на предварительный анализ ситуации.
|
Как Вы узнаете, что выполняете свою работу хорошо?
| Определение внутренних или внешних критериев контроля качества, принятия решения, ответственности
|
Что может помочь Вам в работе на данной должности? Что может помешать? Что Вы будете делать в случае неудачи?
| Определение представления клиента о собственных ресурсах, возможных проблемах.
|
Назовите три хороших и три плохих качества начальника.
| Выяснение управляемости, лояльности, конфликтности. Определение эффективных способов управления работником.
|
Назовите свои хорошие и плохие качества.
| Определение уровня и адекватности самооценки.
|
Вам удается зарабатывать столько, сколько Вы заслуживаете? Если нет, то почему? На какую зарплату Вы рассчитываете?
| Определение того, насколько претендент способен брать на себя ответственность за собственную жизнь и работу. Выяснение его материальных запросов.
|
Если бы Вам захотелось помечтать, кем Вы бы увидели себя в профессиональном плане через год, три, пять лет?
| Выяснение позиционирования кандидата в жизни, отношение к текущей работе как к случайному эпизоду, ступеньке наверх или пожизненному занятию.
|