В отличие от семантического дифференциала, созданная Джорджем Келли методика репертуарных решеток использует не заданные экспериментатором, а предложенные самим испытуемым шкалы. И даже если состав шкал определен заранее для всех испытуемых, учитывается их индивидуальная субъективная группировка, полученная в результате факторного анализа.
Классическая процедура теста репертуарных решеток, разработанная Келли, заключается в следующем. Испытуемому предъявляется тройка из набора объектов. Затем его спрашивают, какой из этих трех объектов наиболее отличается от двух остальных. Далее испытуемый должен сформулировать, по какому признаку оставшиеся два объекта сходны между собой и, напротив, по какому признаку они отличаются от третьего объекта. Наконец, испытуемому предлагается оценить все объекты из предложенного списка по степени выраженности сформулированного им самим признака (оценочная решетка) или ранжировать их по величине этого признака (ранговая решетка). Потом предъявляется другая тройка объектов, и процедура повторяется сначала. И так заданное число раз. При этом каждый раз испытуемый должен придумывать и называть признаки, не повторяющие ранее сформулированных.
В соответствии с терминологией Келли, объекты, которые оценивает испытуемый, называются элементами, а оценочные признаки - личностными конструктами.
Личностный конструкт представляет собой индивидуальный биполярный признак, пригодный для сравнения некоторой совокупности объектов. Существуют как общие для всех людей признаки, так и признаки уникальные для каждого конкретного человека. Человек является активным исследователем, не просто усваивающим извне готовые оценочные средства. Он сам сравнивает, выдвигает и проверяет гипотезы, формируя в результате собственные конструкты, не похожие на групповые (именно эти индивидуальные конструкты представляет наибольший интерес для экспериментатора). В этом заключается принцип индивидуальности при исследовании конструктов.
Принцип биполярности требует учета смысла противоположного полюса конструкта. Конкретизация содержания признака состоит в том, что для определения объекта необходимо знать не только то, чем он является, но и то, чем он не является. Таким образом, конструкт отличается от концепта тем, что задает не просто шкалу наименований, а как минимум, шкалу порядка, позволяя сравнивать степень выраженности разных признаков у разных объектов.
Наконец, принцип диапазона пригодности заключается в том, что каждый конструкт может быть применим лишь к ограничен-
ному набору элементов. Конструкты, полученные на определенном множестве элементов, могут различаться по степени проницаемости. Недостаточно проницаемые конструкты применимы только к некоторым элементам набора, в то время как избыточно проницаемые конструкты применимы к элементам, выходящим за пределы набора (примером последних являются 3 фактора Осгуда, которые можно рассматривать как групповые конструкты с неограниченной проницаемостью, соответствующие обобщенным аффективным реакциям). Следовательно, управляя набором элементов, можно вызывать различные по уровню обобщенности конструкты. Поэтому репертуар элементов должен быть, с одной стороны, достаточно полным, чтобы отображать исследуемую область сознания, а с другой стороны, элементы должны быть достаточно однородны, чтобы не вызывать избыточно проницаемых конструктов.
Чем большее количество признаков используется человеком при сравнении и оценке объектов некоторой области действительности, тем более дифференцирована его система представлений и отношений в этой области. Однако число независимых конструктов не равняется количеству сформулированных испытуемым признаков. Дело в том, что человек может называть различные признаки, но сходным образом оценивать с их помощью ряд объектов. Количественным показателем степени сходства между признаками служит коэффициент корреляции между ними. Действительно независимые субъективные признаки, или личностные конструкты, можно выделить с помощью процедуры факторного анализа (см. п. 2.4). Количество выделенных личностных конструктов является показателем так называемой когнитивной сложности. Однако, необходимо помнить, что когнитивная сложность не представляет собой постоянной черты человека и может быть неодинакова в различных сферах его жизнедеятельности. Например, человек может иметь низкую когнитивную сложность в сфере межличностных отношений и высокую когнитивную сложность в области спорта и т.п.
Итак, методики семантического дифференциала и репертуарных решеток, несмотря на большое количество сходных черт, присущих любой психосемантической методике, различаются рядом существенных особенностей. Семантический дифференциал основан на использовании готового единого для всех набора оценочных шкал с известной факторной структурой, в то время как в репертуарных решетках, даже если используются заданные экспериментатором стандартные признаки, требуется их факторизация. Шкалы семантического дифференциала можно рассматривать как избыточно проницаемые конструкты, позволяющие сравнивать совершенно разнородные объекты. Репертуарные же решетки требуют формулирования адекватно проницаемых конструктов, пригодных для оценки, прежде всего, объектов заданного диапазона. Наконец, семантический дифференциал позволяет более эффективно диагностировать отношения человека к различным объектам, аффективную сторону его сознания, тогда как репертуарные решетки направлены, прежде всего, на выявление структуры представлений человека о заданных объектах, более точно улавливая когнитивные аспекты сознания.