Для диагностики мотивов различных видов деятельности
Общие положения
При использовании модифицированного варианта методики семантического дифференциала испытуемому предлагается оценить с помощью набора шкал ряд понятий, характеризующих различные виды деятельности человека, некоторые условия деятельности, цели и задачи, ценности и потребности, которые могут быть как общими для всех людей, так и специфическими для некоторых их категорий или даже для конкретных индивидов. Например, для диагностики мотивации к работе может использоваться следующий список понятий:
Достижение успеха
Мое прошлое
Общение с людьми
Моя учеба
Мое будущее
Мое увлечение
Неудача
Интересное занятие
Мое настоящее
Моя фирма
Личная независимость
Моя работа
Я
Занятия бизнесом
Признание окружающими
Неприятности
Сотрудники фирмы
Моя семья
Мое свободное время
Угроза
Моя профессия
Руководство фирмы
Материальное благополучие
Моя карьера
Выполнение обязанностей
Моя заработная плата
Другие фирмы
Выгода
Болезнь
Мои друзья
Творчество
Этот список понятий может модифицироваться в зависимости от конкретной задачи. Составление его осуществляется в соответствии с принципами, описанными в разделе 2.1 и 2.5.
Благодаря предварительно подготовленному списку понятий, методика может быть настроена на решение любой задачи с учетом ее конкретных целей и условий. В списке понятий могут быть представлены такие категории, как виды деятельности (моя работа, моя учеба, моя профессия, занятия бизнесом, свободное время, общение с людьми, творчество и т.п.), потребности и ценности (мое увлечение, интересное занятие, материальное благополучие, выгода, общение с людьми, мои друзья, моя семья, любовь, свобода, власть, признание окружающими, моя карьера, достижение успеха, выполнение обязанностей, творчество и др.), негативные события и переживания (неудача, угроза, неприятности, болезнь и т.п.), отдельные люди и группы людей (я, мои друзья, моя семья, сотрудники фирмы, руководство фирмы, моя фирма, другие фирмы и др.), а также различные этапы жизненного пути (мое прошлое, мое настоящее, мое будущее).
Конечно, некоторые понятия могут быть представлены в разных категориях, поскольку они могут характеризовать одновременно и деятельность, и ценность, и общность людей
Расстояния между понятиями могут служить точными количественными показателями мотивов различных видов деятельности. Чем меньше расстояние между понятием, которое характеризует интересующий нас вид деятельности, и понятием, обозначающим определенную потребность, тем с большей вероятностью мы можем предположить, что данная потребность является мотивом данного вида деятельности
Например, если мы хотим определить мотивацию учебной деятельности, то нам необходимо получить расстояния между понятием «Моя учеба» и такими понятиями, как «Мое увлечение», «Интересное занятие», «Выгода», «Общение с людьми», «Моя карьера», «Творчество», «Достижение успеха» и т. п. Те из них, которые наиболее близки к понятию «Моя учеба», и являются наиболее существенными мотивами учебной деятельности. Однако если ни одна потребность не является достаточно близко расположенной к учебной деятельности, то мы вынуждены предположить, что мотивация данного вида деятельности является слабой, испытуемый не имеет значимых мотивов учебы и не заинтересован в ней. Чем меньше расстояние между понятием «моя профессия» и такими понятиями, как «мое будущее», «мое увлечение», «интересное занятие», «достижение успеха», «уважение окружающих», «выполнение требований», «материальное благополучие» и др., тем более выражена профессиональная направленность человека, поскольку понятие профессии идентифицируется им с заведомо значимыми для большинства людей понятиями. Результаты
диагностики отношения испытуемого к работе, представленные на рис. 7, свидетельствуют о том, что семантическое расстояние между понятиями «Моя работа» и «Интересное занятие» значительно больше, чем расстояние между понятиями «Моя работа» и «Неприятности». Следовательно, мы можем предположить, что работа в сознании испытуемого ассоциируется скорее с неприятностями, чем с интересным занятием. Таким образом, работа, скорее всего, не вызывает у испытуемого интереса.
Чем ближе соответствующие понятия, тем теснее та или иная ценность связана с деятельностью, тем больший удельный вес соответствующей потребности в побуждении к этому виду деятельности. Поэтому, ранжируя ряд понятий, характеризующих потребности человека, по степени их близости к понятию, выражающему некоторую деятельность, можно определить ведущие мотивы, их иерархию для этого вида деятельности.
При разработке модифицированной методики семантического дифференциала из множества шкал, предложенных Осгудом, нами были выбраны 18 шкал, с наибольшим весом входящих в факторы ценности, потенции и активности (по 6 шкал на каждый фактор). С целью нивелировать тенденции испытуемого к определенному позиционному стилю ответов в процессе предъявления шкалы чередуются по принадлежности к факторам и положению полюсов шкал в прямом и обратном порядке (Табл. 1).
Процедура диагностики может осуществляться как с помощью бланков (входящих в комплект методики или, при необходимости создания нового списка понятий, подготовленных специалистом заранее), так и на компьютере с помощью программы OSGOOD. Эта программа позволяет также осуществить всю дальнейшую обработку данных.
Использования бланков для регистрации ответов позволяет провести диагностику одновременно большего количества испытуемых в том случае, если отсутствует достаточное количество компьютеров. Однако этот вариант имеет два недостатка. Во-первых, в процессе заполнения бланков испытуемый имеет возможность контролировать свои предыдущие ответы и корректировать свои оценки понятий с учетом того, как он уже отвечал ранее. В то время как в компьютерном варианте регистрации испытуемый не видит, какие ответы он давал ранее Во-вторых, ввод ответов с бланков в компьютер специалистом требует дополнительных затрат времени и сил и может быть дополнительным источником ошибок. Поэтому процедура ввода ответов в компьютер непосредственно испытуемым является более предпочтительной.