Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика интеллекта



Интеллект является синонимом таких понятий как ум, умственные способности, способности к познавательной деятельности. Интеллект представляет собой интегральную познавательную функцию. Он проявляется в способности к абстрагированию, логическому рассуждению, пространственному воображению, концентрации внимания, оперативному запоминанию, усвоению и использованию знаний. Как правило, чем лучше человек выполняет любое из этих действий, тем лучше развиты и все остальные, что позволяет говорить об интеллекте как о единой функции. Интеллект определяет, в конечном счете, успешность познавательной деятельности, обучения и адаптации.

Интеллект состоит из нескольких компонентов. Факторный анализ выявляет такие стороны интеллекта как общий интеллект, вербальный, числовой и пространственный интеллект. Общий интеллект – это способность к познавательной деятельности, независимо от ее содержания. Уровень общего интеллекта определяет успешность любой познавательной деятельности. Он зависит от степени развития частных видов интеллекта. Вербальный интеллект проявляется в успешности оперирования словесным материалом, способности работать с текстами, понимать смысл высказываний и формулировать собственные мысли. Таким образом, вербальный интеллект теснее всего связан с речью человека. Числовой интеллект проявляется в успешности оперирования числовым материалом, способности к работе с таблицами, вычислениям и точным количественным расчетам. Пространственный интеллект определяет успешность владения наглядно-образным материалом, проявляется в способности к пространственным представлениям и работе с графиками.

Влияние интеллекта на успешность профессиональной деятельности неоднозначно и зависит от ряда специальных способностей. Иными словами, чтобы человек успешно овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только интеллектуальных способностей. Иногда в зависимости от специальности требуются еще и другие способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организационные, педагогические, творческие, спортивные и т.д., каждая из которых может включать, кроме интеллектуальных, еще и другие компоненты: сенсорные, моторные, мнемические, коммуникативные. Например, сенсорными компонентами художественных способностей является уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомер, способность к цветоразличению, моторным компонентом является координация движений и ловкость рук, мнемическим компонентом является зрительная память, эмоциональным компонентом – художественный вкус.

В любом случае, интеллект необходим для овладения профессией и успешности выполнения профессиональной деятельности. Но удельный вес общих умственных способностей в профессиональной деятельности меньше, чем в обучении. Для освоения и начальных этапов деятельности в большинстве профессий определенный уровень развития интеллектуальных способностей необходим и достаточен. Но для высших достижений в области некоторых профессий необходимы еще и специальные способности.

Интеллект не является психологической константой, а представляет собой функцию. Уровень интеллекта нестабилен, корреляция уровня интеллекта при повторном измерении зависит от интервала времени между тестированием и от возраста испытуемого. Уровень умственного развития определяется большим количеством факторов: наследственными особенностями, состоянием здоровья, функциональными возможностями центральной нервной системы, полом и возрастом человека, содержанием и уровнем образования, экономическими и культурными условиями, образом жизни и характером деятельности человека, мотивами интеллектуальной деятельности, особенностями личности, функциональным состоянием человека. Поэтому, результаты тестирования интеллекта лишь описывают его характеристики, но не объясняют их причин.

Факторы развития интеллекта и успешности интеллектуальной деятельности:

1. Наследственные особенности.

Наследуемость интеллекта подтверждается двумя группами фактов. Во-первых, сравнение интеллекта у однояйцевых и разнояйцевых близнецов показывает более высокое внутрипарное сходство показателей интеллекта у однояйцевых близнецов. Во-вторых, интеллектуальный уровень усыновленных детей в большей степени коррелирует с показателями интеллекта биологических, чем социальных родителей. Таким образом, чем больше генетическое сходство, тем меньше различие по интеллекту. Генетические факторы определяют пределы изменчивости интеллекта, задавая потенциалы умственного развития. Однако то, насколько человек приблизится к своим предельным возможностям, реализует ли он в полной мере свой умственный потенциал, зависит от других факторов.

2. Состояние здоровья.

Различные соматические и нервно-психические заболевания, ограничивая физическую и умственную работоспособность человека, определяют качество интеллектуальной деятельности и возможный уровень интеллектуального развития. Различные хромосомные, гормональные и иммунные аномалии могут приводить не только к нарушению обмена веществ, морфологическим и физиологическим отклонениям, неравномерности темпов созревания организма, но и к снижению выносливости человека к умственным нагрузкам, ухудшению динамических характеристик мыслительной деятельности. Разные инфекции, интоксикации, травмы, опухоли, нарушения кровообращения, особенно касающиеся центральной нервной системы, редко оставляют без последствий качество интеллектуальной деятельности и могут затормозить дальнейшее развитие интеллекта или даже привести к снижению интеллектуального уровня. Что же касается психических заболеваний, то такие из них как эпилепсия, шизофрения, олигофрения, различные виды деменции напрямую проявляются не только в энергетических характеристиках и динамике интеллектуальной деятельности, но и в ее структуре и содержании.

3. Функциональные возможности центральной нервной системы (ЦНС).

От организации и функционирования ЦНС зависят практически все показатели интеллектуальной деятельности. Блок регуляции тонуса и бодрствования, включающий стволовые структуры мозга, и, прежде всего, ретикулярную формацию, обеспечивает регуляцию энергетического уровня познавательной деятельности, проявляясь в умственной работоспособности и внимании. Блок приема информации, имеющий в составе затылочно-теменные, височные и центральные отделы больших полушарий головного мозга, обеспечивает зрительное, слуховое и тактильно-кинестетическое восприятие, анализ информации и ассоциативную деятельность. Блок управления движениями, включающий лобные доли больших полушарий, обеспечивает программирование и контроль исполнительных компонентов интеллектуальной деятельности и ее произвольность. Доминирующее полушарие (у правшей чаще левое) дает возможность осуществлять речевую деятельность, слушание и говорение, чтение и письмо, счет, отвечает за абстрактно-логическое мышление, дискретную, последовательную и аналитическую переработку информации, использование знаков. Подчиненное полушарие (правое у правшей) позволяет оперировать пространственными образами, воспринимать информацию целостно, параллельно и синтетически, обеспечивает воображение. Любой вид интеллектуальной деятельности требует участия и согласованного функционирования всех отделов ЦНС. Нарушение работы соответствующих отделов приводит к таким грубым расстройствам интеллектуальной деятельности, как амнезии, агнозии, апраксии, афазии. Относительное преобладание какого-либо из отделов может определять стиль мышления, тип интеллекта: вербальный или невербальный.

4. Пол.

Существуют межполовые различия в характере интеллектуальной деятельности. Они касаются не столько общего уровня интеллектуального развития, сколько типа интеллекта. Так, взрослые мужчины характеризуются в среднем более высокими показателями способностей к пространственной и временной ориентации, пониманию механических отношений и математическим рассуждениям. Женщины же часто превосходят мужчин в скорости восприятия, ловкости рук, счете, беглости речи, запоминании различного материала. Таким образом, мужчины имеют некоторое преимущество в эвристических видах интеллектуальной деятельности, требующих творчества, продуктивных способностей, производства новых, неизвестных ранее средств. Женщины же более склонны осуществлять деятельность по алгоритму, требующую репродуктивных способностей, воспроизведения уже имеющихся способов решения. Кроме того, известно, что девочки, как правило, характеризуются более ранними сроками не только физического, но и умственного созревания, по сравнению с мальчиками. Девочки раньше развиваются и раньше достигают предельного уровня развития своих интеллектуальных возможностей. Эта дифференциация соответствует биологической дифференциации мужчин и женщин как преимущественных носителей, соответственно, функций изменчивости и наследственности среди человеческой популяции.

5. Возраст.

Интеллект в значительной мере является функцией возраста. Уровень интеллекта непостоянен. Тестирование интеллекта в различные периоды жизни человека дает разные результаты. При этом в детстве наблюдается большая скорость изменения интеллекта. С возрастом темпы изменения замедляются. При нормальном психическом развитии основные интеллектуальные функции, такие как память, внимание, абстрактное мышление, достигают зрелости к 13-14 годам, после чего развитие интеллекта происходит за счет накопления знаний и формирования навыков умственной деятельности. До 35-40 лет различные показатели интеллекта медленно повышаются, после чего некоторые из них, прежде всего, невербальные, могут снижаться, а некоторые, преимущественно, вербальные, могут оставаться на прежнем уровне или даже незначительно повышаться.

6. Содержание и уровень образования.

Поскольку интеллект в большой мере зависит от накопленных знаний и навыков умственной деятельности, уровень интеллекта является функцией образования. Интеллект человека формируется, главным образом, в процессе образования и обучения. У здорового человека образование является самым мощным фактором развития интеллекта. При прочих равных условиях, чем выше уровень образования, тем выше уровень интеллекта. Содержание образования влияет в основном не на общий уровень, а на вид интеллекта. Отечественное образование – и гуманитарное, и техническое – более ориентировано на развитие вербального интеллекта и памяти, а европейское и американское образование в большей мере направлено на числовой и пространственный интеллект и внимание. Если человек продолжает образование и самообразование в течение жизни, то спада уровня интеллекта с возрастом может не наступить вообще. Образование способствует упражнению познавательных функций, подобно тому, как физические упражнения – развитию силы и ловкости.

7. Экономические и культурные условия.

Чем выше уровень материального благосостояния, тем больше у человека возможностей удовлетворять познавательные потребности. В состоятельной семье у ребенка больше игрушек, книг, теле- и видеотехники, компьютеров, поездок, встреч, меньше времени тратится на удовлетворение других потребностей, больше возможностей для получения хорошего образования.

8. Образ жизни и характер деятельности.

Образ жизни человека характеризуется значением двух наиболее существенных переменных: соотношением производства и потребления и соотношением материального и духовного. Уровень интеллекта зависит, прежде всего, не от того, сколько человек потребляет (читает, смотрит, слушает, ест), а от того, сколько он производит. Максимальная активность деятельности способствует развитию интеллекта в наибольшей степени. Что именно производится – материальное или духовное, влияет на развитие интеллекта в меньшей степени, хотя духовное производство несколько более эффективно в развитии интеллекта, чем материальное.

9. Мотивы интеллектуальной деятельности.

Имеет значение содержание и сила мотивов. По содержанию наиболее эффективны познавательные потребности – любознательность и любопытство. В меньшей степени эффективны материальные и социальные потребности. При этом развитие интеллекта стимулируется, но выступает как средство для достижения других целей, а не как самостоятельная цель деятельности. Зависимость продуктивности интеллектуальной деятельности от силы мотивов имеет криволинейный характер и подчиняется закону Йеркса-Додсона (Рис. 1). Согласно этому закону, любая деятельность характеризуется определенным оптимумом необходимой для ее осуществления силы мотива. До достижения этого оптимума повышение силы мотива приводит к повышению эффективности деятельности, после достижения этого оптимума дальнейшее усиление мотивации ухудшает деятельность. Таким образом, для максимальной успешности интеллектуальной деятельности мотив не должен быть слишком слабым или слишком сильным. Причем, чем сложнее деятельность, чем сложнее интеллектуальная задача, которую человек должен решить, тем меньше должна быть сила мотива. Почему? Чрезмерная мотивация настолько повышает состояние эмоционального напряжения, что выполнение сложных видов деятельности блокируется. Сильные мотивы необходимы только для очень простых видов деятельности.


 

       
 
 
   
Сила мотива

 


Рис. 1. Закон Иеркса-Додсона

 

10. Особенности личности.

Некоторые черты личности могут облегчать или затруднять интеллектуальную деятельность и развитие. Препятствуют успешной интеллектуальной деятельности такие черты как повышенная ригидность, тревожность, агрессивность, лабильность, импульсивность. Например, импульсивность – склонность к совершению действий без предварительного обдумывания и планирования – приводит к тому, что человек совершает много ошибок и даже не замечает их, не контролирует и не корректирует результаты своей интеллектуальной деятельности. Лабильность – непостоянство, быстрая смена настроения и чрезмерная зависимость деятельности от эмоционального состояния – может приводить к снижению концентрации внимания, повышенной отвлекаемости и быстрой потере интересов. Ряд других черт, таких как ответственность, общительность, склонность к лидерству, дружелюбие, скромность – не влияет на развитие интеллекта и успешность умственной деятельности.

11. Функциональное состояние человека.

Функциональное состояние человека определяет текущий уровень его работоспособности. Сильный, здоровый, бодрый человек с хорошим настроением может в большей степени реализовать свой интеллектуальный потенциал, в то время как состояние утомления, слабости, раздражительности, подавленности препятствует интеллектуальному развитию.

Тест Вандерлика

Представленный ниже тест представляет собой адаптированный русскоязычный вариант теста Вандерлика, иногда называемого кратким ориентировочным или отборочным тестом (КОТ), и предназначен для определения уровня общего интеллектуального развития в целях отбора персонала. Тест содержит 50 заданий, требующих для своего решения достаточно высокого уровня вербальных, числовых и пространственных способностей, осведомленности, внимательности и скорости мышления. Для выполнения тестовых заданий испытуемому дается 15 минут. Показателем общего интеллекта является количество правильно выполненных заданий.

 

ТЕСТ ВАНДЕРЛИКА

 

ИНСТРУКЦИЯ.

  • На следующих страницах содержатся тест, который состоит из 50 заданий. Тест предназначен для измерения ваших способностей к обучению и познавательной деятельности.
  • Для выполнения всех заданий теста вам отводится строго определенное время – 15 минут.
  • Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. Помните, что в отведенное время ни один человек не сможет правильно решить все задания этого теста.
  • Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа или пары чисел. Вы можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или самому придумывать правильный ответ.

 

ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Прежде, чем приступить к выполнению тестовых заданий, познакомьтесь, пожалуйста, с тренировочными образцами.

 

1. БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ТЯЖЕЛЫЙ;

2 – УПРУГИЙ;

3 – СКОРЫЙ;

4 – ЛЕГКИЙ;

5 – МЕДЛЕННЫЙ.

(Правильный ответ – 5)

 

2. Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?

(Правильный ответ – 110)

 

3. Слова МИНЕР и МИНОР по смыслу являются:

1 – сходными;

2 – противоположными;

3 – ни сходными, ни противоположными.

(Правильный ответ – 3)

 

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?

1. Первый блин комом.

2. Лиха беда начало.

3. Не красна изба углами, красна пирогами.

4. Не все коту масленица.

5. Старый друг лучше новых двух.

(Правильный ответ – 1, 2)

 

На выполнение 50 тестовых заданий вам отводится 15 минут. Если вы готовы приступить к выполнению тестовых заданий, засекайте время и переворачивайте страницу.


 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

 

1. Одиннадцатый месяц года – это:

1 – ОКТЯБРЬ;

2 – МАЙ;

3 – НОЯБРЬ;

4 – ФЕВРАЛЬ.

 

2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову:

1 – РЕЗКИЙ;

2 – СТРОГИЙ;

3 – МЯГКИЙ;

4 – ЖЕСТКИЙ;

5 – НЕПОДАТЛИВЫЙ.

 

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1 – ОПРЕДЕЛЕННЫЙ;

2 – СОМНИТЕЛЬНЫЙ;

3 – УВЕРЕННЫЙ;

4 – ДОВЕРИЕ;

5 – ВЕРНЫЙ.

 

4. Верно ли то, что сокращение «н. э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

1 – ДА;

2 – НЕТ.

 

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1 – ЗВОНИТЬ;

2 – БОЛТАТЬ;

3 – СЛУШАТЬ;

4 – ГОВОРИТЬ;

5 – НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.

 

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:

1 – НЕЗАПЯТНАННЫЙ;

2 – НЕПРИСТОЙНЫЙ;

3 – НЕПОДКУПНЫЙ;

4 – НЕВИННЫЙ;

5 – КЛАССИЧЕСКИЙ.

 

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС?

1 – СЛАДКИЙ;

2 – ЯЗЫК;

3 – ЗАПАХ;

4 – ЗУБЫ;

5 – ЧИСТЫЙ.

 

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp, M.C. Sharp, M.C.
Fielder, E.H. Filder, E.N.
Connor, M.C. Conner, M.G.
Woesner, O.W. Woerner, O.W.
Soderquist, P.E. Soderquist, B.E.

 

9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ОЧЕВИДНЫЙ;

2 – ЯВНЫЙ;

3 – НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ;

4 – ОТЧЕТЛИВЫЙ;

5 – ТУСКЛЫЙ.

 

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

 

11. Слова СТУК и СТОК имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

 

 

12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

 

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

 

14. БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову:

1 – ДРУЖЕСКИЙ;

2 – ПРИЯТЕЛЬСКИЙ;

3 – ЧУЖОЙ;

4 – РОДНОЙ;

5 – ИНОЙ.

 

15. Какое число является наименьшим?

1) 6

2) 0.7

3) 9

4) 36

5) 0.31

6) 5

 

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова.

ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ

 

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                     

 

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

 

19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

 

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2.

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

 

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глаза.

 

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:

73 66 59 52 45 38 ?

 

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

1 – ИЮНЕ;

2 – МАРТЕ;

3 – МАЕ;

4 – НОЯБРЕ.

 

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

 

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 секунд?

 

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

 

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 копеек?

 

28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

 

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. Запишите номер линии, соответствующей правильному ответу.

 

             
             
               
               
               
       

 

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

 

31. Автомобиль «Жигули», стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на тридцать три целых и одну треть процента. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

 

32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

 

                                   
                                   
                                   
                         

 

33. На платье требуется две целых и одна треть метра ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

 

34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

 

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

 

36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

 

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

 

38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

 

39. Если бы полкило картошки стоило 0.0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

 

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

 

41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

 

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

 

43. Следующие две фразы по значению: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

 

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

 

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы поставили бы на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

 

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

 

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

 

48. Значения следующих фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

 

49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?

 

                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                           

 

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?


 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ТЕСТА ВАНДЕРЛИКА

1) 3 11) 3 21) 3, 5 31) 1600 41) 3
2) 3 12) 270 22) 31 32) 3 42) 14
3) 2 13) 4 23) 2 33) 18 43) 1
4) 1 14) 3 24) 1 34) 3 44) 800
5) 3 15) 5 25) 1500 35) 1 45) 1/10
6) 2 16) 4 26) 1 36) 1 46) 280
7) 4 17) 3 27) 1 37) 480 47) 4, 5
8) 1 18) 4 28) 1 38) 1 48) 1
9) 5 19) 3 29) 5 39) 20 49) 1, 4
10) 40 20) 2 30) 3 40) 1/8 50) 17

 

При обработке результатов по тесту Вандерлика за каждое совпадение ответа клиента с правильным начисляется один балл. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем выше суммарная оценка по тесту, тем выше на данный момент уровень интеллектуальной продуктивности клиента, тем лучше его способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности.

В случае оценки выше 24 баллов можно говорить, что уровень развития интеллектуальных способностей клиента выше среднего. Этого достаточно, чтобы освоить любую профессию и решить любую профессиональную задачу. Однако рекомендуется выбрать одну из профессий творческого класса, поскольку профессии исполнительского класса могут быть для него недостаточно интересными. При этом оценка выше 30 баллов свидетельствует об очень высоком уровне интеллектуального развития, который встречается очень редко.

При оценке от 16 до 24 баллов уровень развития интеллектуальных способностей может считаться средним. Это означает, что при достаточной подготовке, затратах времени и сил клиент может освоить большинство профессий, в том числе и определенное количество профессий творческого класса, а также в состоянии решать широкий круг стандартных профессиональных задач. Обучение и работа в сфере профессий творческого класса могут вызывать у него затруднения, которые, тем не менее, не являются для него непреодолимыми.

Наконец, оценка ниже 16 баллов свидетельствует о результатах ниже среднего. При этом результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкций. Поэтому низкий результат тестирования по данному тесту не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью углубленных методов психологической диагностики может дать более точную и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Однако если клиент получил низкую оценку по данному тесту, можно предположить, что он будет испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса. Эти затруднения могут быть вызваны одной или несколькими причинами:

  • недостаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах,
  • недостаточными навыками анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения,
  • недостаточным объемом имеющихся знаний, ограниченным словарным запасом, невысокой грамотностью,
  • недостаточно высоким темпом мыслительной деятельности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам.

Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень развития логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, к поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности – это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, знакомство с геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.

Эти качества весьма важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Если человек обладает этими качествами не в должной мере, то ему может быть трудно заниматься сложными видами интеллектуальной деятельности, такими как учеба, решение проблем, принятие нестандартных и ответственных решений, организация собственной работы и работы других людей, управление, планирование, контроль, исследование, конструирование и проектирование.

Однако в его силах развивать эти качества. Ведь уровень развития интеллектуальных способностей – это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически, и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности – это не только условие обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и не потенциалы умственного развития, а только тот уровень развития умений и навыков познавательной деятельности, которые сформирован у человека на сегодняшний день.

Итак, если клиент добился достаточно высокого уровня развития способностей к обучению, то его выбор не ограничен. Он может свободно справляться как с исполнительными, так и с творческими видами деятельности. Если человек не получил результатов по данному тесту, свидетельствующих о достаточно высоком уровне способностей к обучению, то ему рекомендуется один из следующих путей:

  • проверить свои результаты с помощью других тестов,
  • с помощью систематической учебы, тренировок и упражнений, накопления знаний, овладения навыками мыслительной деятельности и расширения познавательных интересов заняться развитием своих интеллектуальных способностей,
  • ограничить свой выбор преимущественно профессиями, не требующими длительного обучения, анализа сложных ситуаций, принятия ответственных решений, организации своей деятельности и деятельности других людей.

Проективные методы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.