Мотивация является одной из основных детерминант поведения человека. Выбор профессии, места работы, супруга, круга общения, рода занятий, товаров или услуг, успешность учебной и трудовой деятельности - все это, так или иначе, связано с мотивационной сферой личности. Без знания потребностей и мотивов конкретных людей вряд ли возможно прогнозировать и корректировать их поведение и состояние. Кроме того, содержание и структура мотивации человека представляет собой существенный показатель и фактор состояния здоровья и адекватности поведения. Учет мотивов, отношений и потребностей человека необходим для эффективного психологического консультирования и психотерапии, для профориентации, отбора и расстановки кадров, управления, образования, рекламы, пропаганды.
Между тем, методики исследования содержания и структуры мотивации личности наименее разработаны по сравнению с другими качествами личности
В настоящее время для изучения различных аспектов мотивации человека наиболее часто используются анкетные методы. Однако прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, часто выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, даже адекватно осознанные мотивы могут искажаться самим испытуемым, что проявляется, например, в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов.
Другим направлением диагностики мотивации человека являются проективные методы. Они разрешают проблему искажений со стороны испытуемого, но их использование является трудоемкой процедурой, а достоверность и надежность в большой мере зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Кроме того, большинство проективных методик дает возможность лишь качественного, но не количественного определения тех или иных черт.
Таким образом, традиционные психодиагностические методы не позволяют с достаточной степенью точности выявлять содержание мотивации. Поэтому создание надежных, научно обоснованных методик исследования мотивации является исключительно актуальной задачей.
В настоящее время в диагностике мотивации личности интенсивно развивается третье направление - психосемантические методы. Эти методы используются для измерения индивидуальной системы субъективных значений различных объектов для человека.
Экспериментальная психосемантика возникла на границе разделов семиотики, психолингвистики, психологии восприятия и личности. Ее теоретические и методические основы были заложены в работах американских психологов Чарльза Осгуда «Измерение значения» (1952) и Джорджа Келли «Психология личностных конструктов» (1955). В 80-х годах появились первые книги по экспериментальной психосемантике на русском языке, написанные московскими психологами А.Г. Шмелевым, В.Ф. Петренко и В.И. Похилько, а также первые переводы зарубежных работ. В дальнейшем экспериментальные психосемантические методы получили за рубежом самое широкое распространение в области клинической психологии, профессионального и семейного консультирования, в сфере образования и т. д. Их применяют при исследовании самооценки, межличностных отношений, политики и пропаганды, СМИ, рекламы, искусства, дизайна. В отечественной психологии в настоящее время психосемантические методы наиболее часто используются в консультировании и психотерапии, а также в социально-психологических исследованиях. Такой рост популярности экспериментальных психосемантических методик обусловлен их уникальными возможностями по изучению сознания человека. Действительно, эти методы наиболее адекватны для исследования представлений человека о различных объектах действительности и его отношений к ним, что составляет суть сознания.
Условием эффективного использования психосемантических методик стала простая и удобная модель индивидуального сознания - семантическое пространство. Семантическое пространство можно представить как систему субъективных признаков, описывающих объекты некоторой действительности. При этом различные признаки можно представить как координатные оси многомерного семантического пространства, оцениваемые объекты - как точки в этом пространстве, оценки объектов по каждому из признаков - как координаты, а различия между объектами - как расстояния между точками.
Испытуемый в психосемантическом исследовании оценивает ряд объектов по специально разработанным шкалам. Поэтому в отличие от традиционных психодиагностических методик результат тестирования каждого испытуемого представляет собой не строку показателей, а целую матрицу, где в строках представлены оцениваемые объекты, а в столбцах - оценочные признаки. Измерение субъективных значений основано не на межиндивидуальных, а на внутрииндивидуальных различиях, то есть, результаты оценки испытуемым некоторого объекта сравнивается не с результатами оценки этого объекта другими испытуемыми, не с групповой нормой - эталоном служат собственные оценки этим испытуемым других объекте в. Таким образом, в психосемантике личность представляет собой не точку в многомерном
пространстве объективных признаков, а целое пространство субъективных признаков, точки в котором представляют различные объекты действительности (Рис. 1, 2). Психосемантические методы направлены на диагностику не столько устойчивых поведенческих черт личности, сколько динамичных ситуационно обусловленных особенностей сознания. Поэтому психосемантические методы не исключают, а дополняют традиционные психодиагностические методики, предназначенные для изучения поведения (анкеты) и бессознательных переживаний (проективные тесты), позволяя получить информацию о сознании человека.
Методы экспериментальной психосемантики традиционно используются для выявления отношений людей к себе и другим. Однако возможности психосемантического исследования не исчерпываются самооценкой и межличностными отношениями. Психосемантика позволяет получать информацию о любых представлениях и отношениях человека: профессиональных, национальных, политических, художественных и т.п.