Таблица оценок ситуаций по состояниям (Приложение 2, табл. 1) включает оценки частоты встречаемости каждого из состояний в каждой из ситуаций. Таблица позволяет визуально проконтролировать ответы испытуемого. Так, если в какой-либо ситуации все состояния испытуемым оцениваются одинаково (вся строка состоит из одних и тех же цифр), оценку этой ситуации следует считать недостоверной и исключать ее из дальнейшего анализа. Если оценка частоты встречаемости какого-либо состояния для всех без исключения ситуаций одинакова и равна 1 или 4 (весь столбец состоит из единиц или из четверок), то оценка такого состояния также должна считаться недостоверной и при интерпретации не рассматриваться.
Параметры оценок по ситуациям
На следующем этапе для каждой ситуации рассчитывается среднее арифметическое и стандартное отклонение оценок по всем состояниям (Приложение 2, табл. 2). Первый показатель - редняя частота встречаемости различных состояний - является косвенным показателем эмоциогенности ситуации. Чем выше этот показатель, тем более значимой является ситуация для испытуемого. Второй показатель - стандартное отклонение оценок - отражает степень разнообразия состояний, возникающих в этой ситуации.
Общая средняя оценка частоты встречаемости различных состояний по всем ситуациям (предпоследняя строка таблицы) указывает на общую эмоциональную напряженность испытуемого, а стандартное отклонение общей средней оценки (последняя строка) свидетельствует о вкладе в нее ситуационного фактора.
Параметры оценок по состояниям
Следующая таблица включает в себя средние значения и стандартные отклонения оценок частоты встречаемости каждого из состояний по всем ситуациям (Приложение 2, табл. 3). Первый показатель - среднее значение - позволяет определить интенсивность потребностей, индикатором которых является соответствующее состояние. Стандартное отклонение отражает нестабильность состояния, ситуационную обусловленность потребности.
Коэффициенты корреляции между состояниями
Таблица коэффициентов корреляции между состояниями позволяет для каждого субъективного состояния установить, с каким другим состоянием оно связано в сознании испытуемого. Значение коэффициента корреляции между двумя состояниями характеризует вероятность их совместной встречаемости в заданном круге ситуаций.
Факторные нагрузки состояний
На основе таблицы коэффициентов корреляции с помощью процедуры факторного анализа группы сходных состояний объединяются в факторы, соответствующие субъективно независимым, с точки зрения испытуемого, параметрам состояния.
Затем для каждого из состояний вычисляются нагрузки на каждый из факторов (Приложение 2, табл. 4). Факторные нагрузки свидетельствуют о том, с каким весом и с каким знаком входит в данный фактор каждое состояние, и несут информацию о субъективной группировке чувств человека.
Процент вклада каждого фактора показывает, сколько процентов всех индикаторов-состояний с максимальными абсолютными весами (без учета знака) следует включить в данный фактор. Этот параметр также дает возможность получить информацию о когнитивной сложности испытуемого в сфере собственных переживаний и потребностей.
Факторные оценки ситуаций
Факторные оценки ситуаций (Приложение 2, табл. 5) характеризует, в какой мере данная ситуация является причиной возникновения состояния или потребности, выраженных соответствующим фактором. Эти оценки являются ни чем иным как координатами ситуации в факторном пространстве состояний и служат исходным материалом для построения скатерграмм ситуаций.
Скатерграмма ситуаций
Скатерграмма позволяет визуально оценить, какие потребности преимущественно актуализируются в различных типах ситуаций. Ситуации на скатерграмме представлены в виде точек в пространстве состояний, координатными осями которого являются выделенные нами факторы. По оси первого фактора сверху вниз и второго фактора слева направо откладываются значения факторных оценок ситуаций. Номера ситуаций имеют координаты, соответствующие факторным оценкам. Таким образом, чем ниже расположена ситуация, тем большую оценку она получает по первому фактору, чем правее - тем большую оценку она получает по второму фактору (рис. 9 и Приложение 2, рис. 1).
Чем больше расстояние между двумя точками на скатерграмме, тем меньше сходство между соответствующими ситуациями. Таким образом, анализируя скатерграмму, мы можем выделить некоторые группы точек, получая группы субъективно эквивалентных ситуации. Определив центр этой группы и его координаты этого центра, можно выяснить, какие состояния испытывает испытуемый, попадая в данный класс ситуаций.