Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Осознаваемые потребности



Напомним, что для получения информации об осознаваемых потребностях следует проранжировать понятия в соответствии с их оценками по фактору ценности (Приложение 1, табл. 2). Понятия, получившие максимальные оценки по этому фактору, имеют для испытуемого наибольшую привлекательность. При этом осознаваемые потребности могут соответствовать или не соответствовать реальным.

Базовые потребности

О базовых потребностях можно судить на основе того, какие потребности попадают в кластеры вместе с понятиями «Мое увлечение» и «Интересное занятие». Эти понятия являются маркерами, или эталонами, заведомо устойчивых и значимых потребностей. Предполагается, что любой здоровый человек характеризуется наличием тех или иных увлечений и интересов, к которым он относится, безусловно, позитивно. Поэтому те понятия, которые ассоциируются с увлечениями и интересами, также воспринимаются как увлекательные и интересные. В том случае, если понятия «Мое увлечение» и «Интересное занятие» не связаны с какими бы то ни было потребностями и видами деятельности, можно предположить наличие у испытуемого депрессивного состояния.

Степень удовлетворенности базовых потребностей

Показателем полной удовлетворенности базовых потребностей на момент обследования у испытуемого является объединение понятий «Мое увлечение» и «Интересное занятие» в одном кластере с понятием «Мое настоящее». В этом случае предполагается, что испытуемый в данный момент имеет возможность удовлетворения базовых потребностей, и настоящее воспринимается им как вполне интересное и увлекательное. Отсутствие связи между интересами и увлечениями испытуемого, с одной стороны, и его представлениями о настоящем, с другой, свидетельствует о его фрустрации, затруднениях в удовлетворении базовых потребностей. Однако если при этом интересы и увлечения ассоциируются в сознании испытуемого с будущим, то мы можем сделать вывод о наличии у него ожиданий, надежд, планов или намерений на удовлетворение базовых потребностей в будущем. Если же в качестве наиболее интересного и увлекательного испытуемый считает свое прошлое, то это говорит о том, что базовые потребности удовлетворялись ранее.

Актуальные потребности в настоящем

Актуальные потребности можно выявить на основе того, какие из них попадают в один кластер с понятием «Мое настоящее». Понятие «Мое настоящее» является маркером того, что является для человека актуальным в данное время, чем он озабочен сейчас. Поэтому можно предположить, что потребности, которые с ним ассоциируются у испытуемого, обусловлены влиянием настоящей ситуации.

Отношение к будущему

Определяется теми потребностями, видами деятельности и людьми, которые попадают в один кластер с понятием «Мое будущее».

Отношение к себе

Характеризуется видами деятельности, потребностями, эмоциональными переживаниями и людьми, которые попадают в один кластер с понятием «Я».

Отношение к различным людям

Включает в себя виды деятельности, потребности и эмоциональные переживания, попадающие в кластеры с понятиями «Мой начальник», «Мои сотрудники», «Мои друзья», «Моя семья» и т. д.

Отношение к различным видам деятельности

Включает потребности и эмоциональные переживания, объединенные в кластеры вместе с понятиями «Моя профессия», «Моя работа», «Моя учеба», «Занятия бизнесом» и т. п.

Отношение к своей организации и другим фирмам

В качестве основных показателей лояльного отношения испытуемого к своей организации можно считать близкое расстояния между понятиями «Я» и «Моя фирма», «Моя работа» и «Моя фирма», «Моя фирма» и «Мое увлечение», «Моя фирма» и «Интересное занятие», «Моя фирма» и «Мое настоящее», «Моя фирма» и «Будущее». Кроме того, о лояльности может свидетельствовать отсутствие связи между понятием «Другие фирмы», с одной стороны, и понятиями «Я», «Моя работа», «Мое будущее», «Выгода» и т. п., с другой стороны.

Источники стресса

На источники стресса могут указывать виды деятельности, события и люди, попадающие в один кластер с понятиями «Неприятности», «Неудача», «Угроза», «Болезнь» и т. п.

Вытесняемые понятия

Иногда отдельные понятия не включаются ни в какие кластеры и остаются изолированными. Это свидетельствует об отсутствии ассоциаций данных понятий с другими в сознании испытуемого. Одной из причин такой изолированности может быть полное безразличие испытуемого к тому, что стоит за данным понятием. Однако, возможно и иное объяснение данного феномена. В том случае, если понятие символизирует для испытуемого нечто сверхзначимое, то все, что с ним связано, может вызывать у него болезненные переживания. В этом случае испытуемый будет стараться не думать об источнике страданий, не замечать его, игнорировать, вытесняя тем самым из сознания соответствующее понятие. Поскольку большинство понятий, которые используются в методике семантического дифференциала, характеризуют те или иные общечеловеческие ценности, маловероятно, что испытуемый будет к ним совершенно равнодушен. Поэтому изоляция тех или иных понятий, скорее всего, свидетельствует об их вытеснении. Однако следует учитывать, что список оцениваемых с помощью методики семантического дифференциала понятий всегда ограничен, и отсутствие связей того или иного понятия с другими понятиями, входящими в список, вовсе не означает отсутствия связи этого понятия с другими понятиями, в список не вошедшими. Следовательно, выводы о наличии вытеснения тех или иных понятий из сознания испытуемого должны иметь предположительный характер, и не могут достоверно свидетельствовать о наличии у человека комплексов болезненных переживаний.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.