Давление газов в конце процесса сгорания топлива в дизельном двигателе
в 2…3 раза больше, чем в бензиновом. Следовательно, детали КШМ дизельного двигателя должны обладать большей прочностью, и имеют большую массу.
Чем больше масса движущихся деталей, тем выше силы инерции, действующие в них.
С целью предотвращения разрушения деталей КШМ силами инерции на высоких оборотах, скорость вращения коленчатого вала дизельного двигателя ограничивают регулятором. Как правило, при увеличении скорости вращения коленчатого вала свыше ωNподачу топлива в цилиндры дизельного двигателя ограничивают или полностью прекращают. Крутящий момент, развиваемый двигателем, и мощность на коленчатом валу резко падают.
Зона внешней скоростной характеристики, в которой происходит ограничение подачи топлива регулятором, называется регуляторной ветвью.
На рис. 2.2 показаны для сравнения внешние скоростные характеристики бензинового двигателя, и дизельного с регулятором.
Рис.2.2 Внешние скоростные характеристики двигателей:
а - бензинового; б - дизельного с регуляторной ветвью;
1- регуляторная ветвь.
Качение эластичного колеса.
Радиусы колеса.
Свободный (внешний) радиус колеса rсв– определяют по размеру шины. Например, для шины 185/80-R13
185- ширина профиля шины;
80 – процентное отношение высоты к ширине;
13 – посадочный диаметр обода в дюймах.
Свободный радиус:
Статический радиус колеса rст– расстояние от поверхности дороги до оси неподвижного колеса, воспринимающего вертикальную нагрузку Рz. Значения rст приводятся в технических характеристиках шин, они зависят от типа корда и протектора, давления в шине и т.д.
Рис. 2.3 Деформация эластичного колеса под нагрузкой Рz
Радиус качения колеса rк – радиус условного недеформирующегося, катящегося без скольжения колеса, которое имеет с данным эластичным колесом одинаковые угловую и линейную скорости. Его определяют по формуле
,
где S – путь, пройденный колесом;
nк – число полных оборотов колеса на пути S.
Динамический радиус колеса rд– расстояние от поверхности дороги до оси катящегося колеса. Динамический радиус увеличивается с уменьшением нагрузки Рz и повышением давления воздуха в шине. При увеличении скорости автомобиля под действием центробежных сил шина растягивается в радиальном направлении, вследствие чего радиус rд возрастает.
Разница между радиусами rд и rк в основном вызвана проскальзыванием в области контакта шины с дорогой. Если проскальзывания нет (ведомое колесо), то радиусы rд и rк почти равны между собой. В случае полного буксования колеса путь S = 0 и rк = 0. во время скольжения заторможенных, невращающихся (блокированных) колес, т.е. придвижении юзом, число оборотов nк = 0 и rк = ∞.