Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы социально-педагогического исследования.



 

Под методами исследования понимают способы решения исследовательских задач. Социальная педагогика как относительно молодая отрасль педагогической науки и практики находиться в процессе выработки своих специфических методов. Как известно, методы – это разнообразные инструменты проникновения исследователя в глубину социально-педагогических процессов и явлений, инструменты открытия взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.

Методы объективны и субъективны одновременно: они объективны, так как позволяют отразить окружающую действительность, измерить ее и исследовать во всех совокупностях; в то же время методы субъективны, так как они являются орудием мышления конкретного исследователя.

Осуществляя научный поиск, педагог отбирает из всего многообразия имеющихся в науке методов необходимые. Причем, отбор нужных осуществляется с учетом определенных принципов. Ведущих принципов выбора два: принцип совокупности методов исследования и адекватности методов существу изучаемого явления или процесса. Для удобства использования методов исследования предпринимались неоднократные попытки их систематизации и классификации, хотя единой классификации методов исследования не существует до сих пор.

 

Принято деление методов исследования на:

а) теоретические и экспериментальные;

б) собственно педагогические и заимствованные из других наук;

в) констатирующие и формирующие;

г) накопления фактов, обобщения и осмысления собранных фактов, а так же проверки и уточнения выдвинутых предположений.

 

Следует отметить, что в современной педагогической реальности наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности работников образовательных учреждений. Так, в реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.

Ведущими методами накопления фактов в социальной педагогике являются: методы наблюдения, опроса, тестирования и изучения документов и продуктов деятельности.

Наблюдение является самым древним и распространенным в науке методом. Хронологически наблюдение является первым методом, используемым многими науками, в том числе и педагогикой. Педагогическая энциклопедия дает такое определение наблюдению – «активная форма чувственного познания, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира»

Наблюдение в социально-педагогическом исследовании – это непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация исследователем изучаемых явлений и процессов в динамике их изменения. Сущность метода наблюдения заключается в том, чтобы наблюдать, отмечая все мелочные детали, отслеживать развитие ситуации, систематизировать и группировать выявленные факты. Различают несколько видов наблюдений: непосредственные и опосредованные, сплошные или дискретные (от.лат. discretus – прерывистый), первые охватывают процессы в целостном виде, вторые представляют собой выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений или процессов. К разновидностям научного наблюдения относят и такие, как открытое и конспиративное, включенное и не включенное. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, второе наблюдение предполагает скрытое отслеживание действий испытуемых. Включенное наблюдение – это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом того или иного объединения. В таких условиях наблюдение помогает исследователю глубже разобраться в изучаемой проблеме. Не включенное наблюдение – это восприятие какого-либо явления со стороны. В арсенале исследователя существуют и такие виды наблюдений как лонгетюдное ( продолженное) и ретроспективное (обращенное к прошлому). Например, социальный педагог изучает условия оптимального развития тех или иных способностей у одаренного школьника ( в социальной педагогике одаренность понимается как разновидность девиации) с первого по одиннадцатый класс. При лонгетюдном наблюдении исследователь изучает условия оптимального формирования изучаемых способностей в течение 11 лет. При ретроспективном наблюдении исследователь использует биографические данные школьника, чтобы вместе с самим школьником, его родителями и учителями выявить то, что оказало решающее влияние на развитие способностей испытуемого. Материалы научного наблюдения обязательно фиксируются с помощью протокольных, дневниковых, видео и фото записей и кино регистрации. Научное наблюдение отличается от обыденного (житейского) целенаправленностью, аналитичностью, комплексностью и предполагает наличие у исследователя программы наблюдения. Наблюдение, как и любой метод исследования имеет, свои сильные и слабые стороны Метод наблюдения позволяет изучать объект целостно в естественных условиях, причем результаты правильно организованного наблюдения не зависят от субъективных намерений исследуемых. В то же время с помощью наблюдения можно обнаружить лишь внешние проявления социально-педагогических фактов, внутренние же процессы остаются недоступными для исследователя.

Опросный метод являются одним из самых распространенных в научном исследовании. Бесспорным достоинством метода является возможность получения значительного объема информации в короткие сроки. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в опросный лист вопросов. Причем, формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, а каждый вопрос должен быть логически отдельным. Метод опроса используется в научном исследовании в различных формах: письменной (анкетирование), устной (беседа, интервью) и социометрической.

Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Анкетирование как письменный опрос продуктивен, документален, гибок в получении и обработке информации. Существует несколько типов анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа содержит готовые для выбора анкетируемого ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой, т.е. часть ответов предлагается на выбор и в то же время остается возможность свободной формулировки ответов для анкетируемого. Организация анкетного опроса предполагает не только тщательную разработку структуры анкеты, но и предварительного испытания с помощью пробного анкетирования на нескольких испытуемых. Техника обработки анкет определяется числом опрашиваемых (респондентов) и степенью сложности анкеты, возможна ручная и машинная обработка, Одной из разновидностей анкет, широко используемых в системе педагогических наук, является анкета с балльной оценкой или шкалирование. Шкалированием называется способ превращения качественных факторов в количественные ряды. Например, исследуем отношение учащихся к тому или иному учебному предмету по пятибалльной шкале:

Творческое 5 4 3 2 1 Равнодушное.

Причем, число баллов может быть различным. Часто применяется двенадцатибалльные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого признака (минимальное –6 и +6 максимальное).

 

Беседа как разновидность опросного метода предполагает диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. В живом контакте исследователя и испытуемого появляется возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений. Успешное использования этого метода зависит от доверительности, искренности, взаимоуважения участников диалога. Практикуются открытые и скрытые записи фонограммы содержания беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. В рамках интервью исследователь задает тему для выяснения точки зрения испытуемого по изучаемому вопросу. Интервью как метод более продуктивен в обстановке неофициальных контактов исследователя и испытуемого.

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней, определить социометрический индекс личности.

«Внутри любой группы может существовать круг лиц, с требованиями которых члены считаются, на позиции которых ориентируются. Этот круг лиц обозначен как значимый круг общения, …круг лиц, с мнением и позицией которых (часто неосознанно) считаются» А.В.Петровский.

В ходе социометрического опроса испытуемым предлагаются вопросы («Например, если ваш класс расформируют, с кем бы ты хотел остаться в новом коллективе в первую, вторую, третью очередь? или К кому бы ты обратился в своем классе за советом и помощью в сложной жизненной ситуации в первую, вторую, третью очередь?»), подсчитывается количество положительных выборов, полученных каждым членом коллектива, полученные данные переносятся в социограмму (см. приложение).

 

Число выборов по группам:

 

1гр. – «Социометрические звезды» – число выборов в 2 раза больше среднего количества.

2гр. – «Предпочитаемые» – среднее число выборов.

3гр. – «Пренебрегаемые – число выборов меньше среднего.

4гр. – «Изолируемые» - не получившие ни одного выбора.

 

Для определения социометрического индекса личности в коллективе используется известная формула: S´=R+/(N-1), где S – величина индекса; R+ - количество положительных выборов; N – число партнеров в коллективе.

Следует отметить, что считается одним из спорных в науке вопрос верности отнесения испытуемых к так называемым «отвергнутым» и «социометрическим звездам». Опыт показывает, что и «лидер» и «отвергнутый» могут получить максимальное количество выборов в зависимости от ситуации, для которой устанавливаются социометрические показатели. Анализ данных, полученных в ходе исследования позволяет установить различные проявления межличностных отношений: предрасположенности, предпочтения, избегания, игнорирования, отвержения.

С помощью социометрии в социальной педагогике можно:

· наглядно увидеть характер отношений в детском коллективе, характер отношения коллектива к ребенку, имеющему ту или иную проблему социальной жизни;

· на основе анализа личных качеств лидера и отверженного выяснить критерии, по которым члены данного коллектива оценивают своих товарищей;

· сравнить мнение педагогов с мнением ребят;

· проводимые через определенный интервал социометрические исследования позволяют установить динамику изменений отношений в коллективе;

· результаты социометрического исследования могут быть исходными данными для осуществления социально-педагогической поддержки развития детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации.

 

Но данный метод имеет не только очевидные достоинства, но и ряд недостатков, которые несколько снижают его ценность:

Так, с помощью социометрического метода только фиксируются имеющиеся отношения в коллективе, но не объясняются; кроме того, при оценке даются не только имеющиеся, но и желаемые отношения.

Тестирование – целенаправленное исследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно изучать характеристики личности и педагогических явлений и процессов. Метод тестирования ( от англ. test – проба) используется в науке чаще всего как метод диагностики испытуемых.

Тестирование – далеко не новый метод исследования. Еще в 80-90-е гг. 19 века исследователи изучали индивидуальные различия людей с помощью тестов (А.Кеттел, Ф.Гальтон и др.). От других методов тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Как правило, тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений. Различают тесты выявления у школьников элементарных умений, уровня обученности и воспитанности, тесты определения профессиональной предрасположенности. В педагогической психологии используются тесты достижений: креативные, проективные, личностные и др.

Существуют различные виды тестов: тест напоминания, тест дополнения, альтернативный тест, выборочный, тест сличения, комбинированный тест и др.

Наряду с очевидными преимуществами тестирование имеет и ряд недостатков:

- относительная трудность создания хорошего теста, проверенного опытным путем, имеющего устойчивый коэффициент надежности;

- причиной неправильного ответа на предложенное задание в ходе тестирования может быть не только недостаток необходимых знаний, но и неверное понимание задания испытуемым;

- не всегда можно выяснить как испытуемый нашел ответ, путем логических рассуждений или случайно.

Изучение документов и продуктов деятельности школьников– обязательная составляющая социально-педагогического исследования. Следует помнить, что документы в зависимости от статуса классифицируется на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, государственных и общественных учреждений и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы), а также документы составленные отдельными работниками – отчеты, описания, статистические обобщения. По источнику информации документы делятся на: первичные, составленные на основе прямого наблюдения или опроса и вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное с помощью данных из первичных источников. По степени персонификации документы могут быть: личными ( автобиографии, характеристики, анкеты, контрольные работы, сочинения, заявления и др.) и безличными (отчеты, архивы, протоколы собраний, заседаний и т.д.).

При анализе документов исследователю следует:

- различать описание событий и их оценку;

- выяснить (особенно при разрешении конфликтных ситуаций) намерения составителей документа;

- уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ (располагала ли она к объективности или способствовала искажению информации);

- помнить, что первичные документы более надежны, чем вторичные; официальные – более надежны, чем неофициальные; личные – более надежны, чем безличные.

 

Особым предметом изучения являются материализованные результаты деятельности детей и подростков: рисунки, поделки, модели, сочинения, творческие работы, доклады и др. Изучение продуктов деятельности позволяет исследователю судить об индивидуальных особенностях школьников, их взглядах, суждениях, отношении к отдельным явлениям, наклонностям и интересам, прилежании, мотивам тех или иных поступков, творческом потенциале и о многом другом. Метод изучения продуктов деятельности, как и другие методы накопления фактов в процессе исследования, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с другими методами социально-педагогического исследования.

Среди методов осмысления собранных фактов ведущими являются методы теоретического анализа и синтеза. Роль теоретического анализа и синтеза в процессе познания чрезвычайно важна, без всеобъемлющего анализа, а также без умения объединять в законченное единство все многообразие явлений и процессов объективного мира, нет и не может быть никакого познания.

Анализ– это метод познания, содержанием которого является процесс мысленного расчленения на части предмета исследования, выявления свойств внутренних и внешних связей как изучаемого предмета, так и его частей. Так, действия скомпоненты и проанализировать их порознь. Или изучая личность учащегося исследователь пытается анализировать оциального педагога в той или иной профессиональной ситуации можно разложить на отдельные его характер, особенности его темперамента, его способности, интересы, социальный статус в коллективе, его микроокружение и т.д.

Синтез – это мысленное соединение выделенных путем анализа частей, сторон, свойств предмета исследования в некоторое новое мысленное образование, которое отражает существо изучаемого явления, причем целостная система как результат синтеза служит основой для дальнейшего познания предмета изучения. Однако синтез – это не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, а образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтезвзаимно проникают друг в друга в едином процессе познания, они представляют собой противоположности, предполагающие и дополняющие друг друга. Теоретический анализ и синтез позволяют раскрыть сущность, структуру, движущие силы изучаемых явлений и процессов на основе методологии науки. В системе педагогических наук выделяют два уровня научного анализа: научно-теоретический, связанный с исследованием закономерностей процесса воспитания и социализации личности, и теоретико-прикладной, цель которого состоит в получении информации, необходимой для решения профессиональных задач, и исследования принятых решений.

Своеобразие методов теоретического анализа и синтеза в социально-педагогических исследованиях заключается в их универсальных возможностях при рассмотрении явлений и процессов, в динамическом подходе к изучаемым явлениям, в возможности охвата с их помощью, мышлением исследователя, огромного количества фактов и явлений, мысленного проникновения в их суть, вскрытия противоположных тенденций и движущих сил их развития, в установлении закономерностей между ними, в выделении наиболее существенных свойств и признаков. Игнорирование специфики методов теоретического анализа и синтеза приводит исследователя к поверхностному изучению сугубо внешних сторон явлений и процессов, однако бесспорным является тот факт, что исследование лишь тогда объективно, когда оно вскрывает внутреннее содержание и структуру явления или процесса.

Теоретический анализ и синтез играет решающую роль в определении проблемы, ведущей идеи, объекта и предмета исследования, при разработке гипотезы исследования, ибо настоящее творчество, смелый замысел, новизна, основательность в разработке педагогических проблем достигается прежде всего тем, насколько глубоко исследователь владеет методами теоретического анализа и синтеза, насколько его профессиональное мышление улавливает те противоречия, которые объективно существуют между социально-педагогической практикой и сложившимися представлениями в теории, что, по сути, составляет внутреннюю пружину исследования.

Но для осуществления глубокого анализа и синтеза необходимо тщательно изучить, собранные факты, об изучаемом явлении. Эти задачи решаются с помощью методов аналогии, моделирования, абстрагированияи др.

Аналогия– метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании их сходства с другими предметами и явлениями. Степень достоверности умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений (чем их больше, тем большую вероятность имеет заключение и оно повышается, когда связь выводимого признака с каким-либо другим признаком известна более или менее точно). Метод аналогии тесно связан с методом моделирования. Следует подчеркнуть, что метод моделирования не является новейшим изобретением науки, История моделирования исчисляется тысячелетиями. Еще великий Гиппократ при исследовании человеческого глаза использовал в качестве модели глаз быка. И тем не менее только в наше время моделирование стало предметом специальных исследований, так как этот метод сейчас переживает подлинную революцию в связи с развитием электроники и кибернетики.

Под моделями понимают такие материальные системы, которые замещают объект познания (оригинал) и служат источником информации о нем. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главным преимуществом моделирования является целостность представления информации об изучаемом явлении или процессе. В зависимости от целей исследования модели классифицируются по разнообразным принципам.

Наиболее общие из них следующие:

- принцип классификации моделей по целям использования их в процессе познания;

- принцип классификации моделей по способу воспроизведения в них информации об оригинале;

- принцип классификации моделей по степени участия человека в их создании.

 

Соответственно, модели делятся на три большие группы: эвристические и дидактические; знаковые и вещественно-технические; естественные и искусственные; хотя жесткой границы между моделями в составе указанных групп нет.

В процессе познания модели служат средством объяснения некоторых явлений или интерпретации теории, а так же целям проверки теорий на предмет их истинности. Большое значение в социально-педагогических исследованиях приобретает предсказательная (эвристическая) функция модели. Моделирование в системе педагогических наук успешно применяется для решения многих значимых задач:

- оптимизации содержания и организации педагогического процесса;

- диагностики, прогнозирования социально-педагогической деятельности ОУ;

- прогнозирования образовательной среды ОУ и т.д.

Моделирование как метод исследования обладает не только очевидными достоинствами, но и имеет ряд существенных недостатков, так, несмотря на возможность с помощью моделирования охватить изучаемую систему в целом, приходиться прибегать к условным схемам, вводить много допущений. В результате появляются модели не имеющие ничего общего с моделируемой действительностью, фактически искажающие ее.

Метод абстрагирования – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение несколько сторон, интересующих исследователя. Абстрагирование осуществляется, как правило, в два этапа. На первом этапе определяются существенные и несущественные свойства и связи. На втором – исследуемый объект заменяют другим, более простым, но сохраняющим главное в сложном. Различают несколько видов абстрагирования: отождествление (образование понятий путем объединения предметов, связанных по своим свойствам в особый класс), изолирование (выделение свойств, неразрывно связанных с предметами), конструктизация (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов) и, наконец, допущение потенциальной осуществимости.

В логике научного поиска важное место занимает проверка выдвинутых исследователем предположений, о сущности изучаемого явления, возникших входе анализа собранных фактов. Подобная проверка осуществляется в науке с помощью эксперимента.

Экспериментом(от лат. experimentum – проба, опыт) в науке называется метод исследования, предполагающий воспроизведение и изменение процесса или явления с целью его изучения в благоприятных условиях.

Родоначальник экспериментальной науки – Фрэнсис Бэкон считал, что ученый не должен уподобляться ни муравью, который только собирает и пользуется собранным, ни пауку, ткущему паутину из собственного разума, а должен быть подобен пчеле, собирающий дань с цветов и перерабатывающей ее в мед.

Характерными особенностями эксперимента, в отличии от методов сбора информации и ее анализа, являются планируемое вмешательство в изучаемое явления, активное воздействие экспериментатора на изучаемую ситуацию; искусственное отделение изучаемого явления от других, что позволяет четче увидеть его, точнее описать и измерить изменения в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках, происходящих под влиянием этого воздействия.

Изменяя условия, в которых функционирует изучаемое явление или процесс, экспериментатор получает возможность проследить развитие отдельных сторон и связей явления и зафиксировать полученные результаты. Эксперимент служит проверке гипотезы и уточнению отдельных выводов, а как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент позволяет установить или уточнить научные факты, которые могут быть объяснены и обобщены с позиций научных теорий или же выступить основой для новых гипотез и теорий. В отличии от других методов исследования, только регистрирующих уже существующие явления и процессы, эксперимент их преобразует. Сущность педагогического эксперимента заключается в преднамеренном внесении в педагогический процесс принципиальных изменений, а также в такой его организации, которая позволяет увидеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения его целостности, и, кроме того, в тщательном количественном и качественном измерении и анализе введенных в педагогический процесс новых компонентов и результатов всего процесса в целом.

Эксперименты в системе педагогических наук многообразны, их классифицируют по целям, форме, масштабу, технике проведения. В зависимости от цели различают: констатирующий эксперимент, при котором изучаются уже существующие явления и процессы; проверочный или уточняющий эксперимент, при котором проверяется гипотеза исследования; преобразующий или формирующий эксперимент, в процессе которого создаются новые педагогические явления.

Как правило, констатирующий, формирующий и уточняющий эксперимент используется не изолированно, а в непрерывной последовательности. Так, констатирующий эксперимент (иногда его называют «срезом») ориентирован на констатацию фактического состояния исследуемого объекта и главной его целью является фиксация его реального состояния. Данные констатирующего эксперимента являются исходными для преобразующего эксперимента, цель которого – разработать и проверить эффективность предлагаемой исследователем системы формирования того или иного явления. По итогам формирующего эксперимента у исследователя объективно возникает потребность уточнить, откорректировать выдвинутую гипотезу, т.е. исследователь осуществляет проверочный эксперимент.

По масштабу эксперименты бывают: глобальными, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальными и микроэкспериментальными, проводимыми с минимальным охватом их участников.

Различают три формы проведения эксперимента: мысленный, естественный и лабораторный. Мысленный эксперимент представляет собой воспроизведение опытных действий и операций в уме. Многократно проигрывая их, исследователь обнаруживает условия, при которых его работа будет осуществлена оптимально.

Естественный эксперимент представляет собой научно организованную проверку выдвинутой гипотезы без нарушения педагогического процесса. Такой тип эксперимента избирается исследователем, когда необходимо проверить гипотезу в реальных условиях целостного педагогического процесса, и более того его ход и результат не будет иметь негативных последствий для его участников.

Лабораторный эксперимент предполагает создание специальных условий для проверки авторских предположений. Лабораторный эксперимент обеспечивает тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), точное измерение исследуемого явления, максимальное устранение побочных неконтролируемых факторов.

В технике проведения эксперимента, чаще всего, выделяют две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая – контрольной. В первой группе реализуется новое решение, во второй исследовательские задачи решаются традиционно. Экспериментатор получает возможность сопоставить два результата или доказывающих или опровергающих его гипотезу.

Существует определенная логика эксперимента. Ее можно представить следующим образом: прежде всего, автор разрабатывает некую новую конструкцию (систему, комплекс, условия, методику и т.д.); затем составляет программу опытной ее проверки на результативность, предварительно разработав критерии оценки ее эффективности; далее осуществляет продуманную опытную работу и проверяет ее итоги с помощью предварительно разработанных показателей.

Успешное проведение эксперимента зависит от его тщательного планирования и организации. План эксперимента включает следующие компоненты:

- цель и задачи эксперимента;

- место и время проведения эксперимента и его объем;

- характеристика участвующих в эксперименте;

- описание условий, в которых проходит эксперимент;

- описание методики проведения эксперимента;

- описание методики наблюдения за ходом эксперимента;

- описание методики обработки результатов эксперимента;

- описание методики интерпретации результатов эксперимента.

Кроме того, следует помнить исследователю и о том, что в эксперименте участвуют школьники, поэтому план эксперимента должен включать и меры по компенсации возможных негативных последствий для учащихся проводимого исследования.

В последние годы в педагогическую реальность вошел метод социального проектирования. Как известно, проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В современном ОУ метод социального проектирования используется при разработки программ развития ОУ, программ по конкретным направления деятельности, в том числе и по социально-педагогической. Проектирование социальных процессов направлено на изменение социо-культурной среды жизнедеятельности человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые затем будут осуществлены в при реализации проекта.

Итак, мы рассмотрели некоторые методы исследования. Остается уточнить как из отдельных методов составить корректную, обоснованную в соответствии с задачами научного поиска, методику исследования. Методика исследования– это совокупность методов, приемов, специальных заданий целесообразной организации научного исследования.

Разрабатывая методику исследования, педагог отбирает такое сочетание методов и приемов, в рамках которого они дополняли бы друг друга, полнее и глубже раскрывали предмет исследования и перепроверяли полученные данные с помощью одного метода другими. Кроме того, следует помнить, что любой метод, включенный в методику, нуждается в адаптации и конкретизации применительно к предмету и условиям исследования.

 

 

2.Методы социального обучения и воспитания.

 

Под социальным обучением принято понимать процесс усвоения личностью социальных знаний, умений, навыков в результате целенаправленного взаимодействия с окружающей средой. А социальное воспитание предполагает процесс целенаправленного становления социально-значимых качеств личности, способствующих ее результативному взаимодействию с социумом. В процессе социального обучения и воспитания формируется готовность личности к социальному самовоспитанию, саморазвитию, самореализации.

Социальное обучение и воспитание осуществляет семья, соседи, ОУ, специализированные учреждения, общественные организации, средства массовой коммуникации, религиозные организации, административные органы, общество, в целом.

Ведущими методами формирования нравственных привычек, социальных знаний и умений являются методы убеждения и упражнения.

Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности определенного поведения или поступка. В процессе убеждения социальный педагог пытается воздействовать на сознание, чувства, волю ребенка, учитывая его интересы, склонности, личный опыт. Особенностью использования метода убеждения в социально-педагогической деятельности заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или в их сознании укоренились искаженные представления об этих нормах и правилах и выработаны в соответствии с этим асоциальные формы поведения. В свое время Д.С.Макаренко отмечал «внутреннее сопротивление личности воспитательным процессам».

Эффективность использования метода убеждения в социально-педагогической деятельности зависит от профессионализма и убежденности социального педагога, а так же от индивидуальных особенностей развития ребенка. Чаще всего, социальный педагог пытается убедить словом, но в интонации, мимике, жестах ребенок безошибочно прочитывает наличие или отсутствие подлинной убежденности взрослого. Очень важное для социального педагога умение, в этой связи, - умение говорить глубоко по содержанию и ярко по форме, но особенно важно для него поступать в соответствии со сделанным заявлением.

Кроме того, специалисту нельзя смешивать понятие «убеждение» и «морализирование». Как известно, в процессе морализирования декларируются хорошо известные ребенку истины и как следствие этого, формируется стойкий эмоциональный барьер между социальным педагогом и ребенком, имеющим проблему социальной жизни. Органической частью метода убеждения является требование, без которого невозможно переубедить ребенка. Причем, требования должны быть разумными, основанными на уважении и понимании ребенка, его нравственного состояния, заинтересованности в судьбе. Чаще всего, метод убеждения реализуется в форме беседы, совета, рекомендации, примера реже в форме диспута или лекции.

 

Метод упражнения.

(Под упражнением понимают повторное (многократное) выполнение того или иного действия с целью овладения им или повышения его качества.)

Для эффективной реализации метода упражнения необходимо постоянство условий, точность, последовательность, постепенное усложнение практических действий, осознанного восприятия необходимости упражняемого действия, эмоционального подкрепления наметившихся успехов ребенка.

Нравственное упражнение предполагает многократное повторение действий и поступков детей для формирования у них необходимых в жизни навыков и привычек. Реализация метода упражнения предполагает использование определенных приемов работы: постановка задачи, разъяснения правил ее выполнения, формирование стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), практическая тренировка, требование и контроль выполнения (М.А.Галагузова).

Сложность работы социального педагога состоит в том, что нравственных привычек у большинства детей, попавших в сферу его профессиональных интересов, не сформировано или он имеет дело с укоренившимися вредными привычками. Поэтому методы убеждения и упражнения в практической деятельности социального педагога является одними из основных.

Как показывает опыт, социальное обучение и воспитание осуществляется более эффективно, если социальный педагог использует метод игры.

Отечественная педагогика (Ушинский К.Д., Лесгафт П.Ф., Макаренко А.С., Шмаков С.А., Газман О.С. и др.) признает игру важнейшим средством воспитания ребенка. В игровой деятельности детей сочетаются два основных фактора с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваясь и привыкая самостоятельно действовать, с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды. По мнению П.П.Блонского, «…в играх развиваются органы движения и ощущения ребенка, его внимание и воображение, сметливость и догадливость, подражание и творчество, социальные чувства, подчинение законам и др. Играть для ребенка – значит, накапливать социальный опыт, притом опыт соединенный с активностью».

Игра выступает в самых разных проявлениях: она деятельность и познание, развлечение и творчество, подражание и общение, отдых и тренинг, игротерапия и коррекция развития. В профессиональной деятельности социального педагога метод игры позволяет уйти от прямого назидания, сформировать у ребенка, имеющего ту или иную проблему в социальном развитии, опыт социального сотрудничества, эмоциональных переживаний, коллективной деятельности, поиска решений проблем и др. Причем, формы реализации метода могут быть самыми разнообразными - от игр-упражнений до сложных ролевых игр.

Среди методов, с помощью которых осуществляется социальное обучение и воспитание, особую группу составляют методы поощрения и наказания. Отношение к этой группе методов в отеческой педагогике было разным: от необходимости обязательного применения наказания (в том числе и физического) до полного их отрицания. Как показывает анализ, методы поощрения и наказания – сложные способы воздействия взрослых на личность ребенка. И поощрение и наказание, направлены на формирование нравственных качеств ребенка и принятого в обществе поведения (социального поведения), только эта цель достигается различными приемами: поощрение ориентировано на одобрение поведения ребенка, а наказание – на его осуждение. Поощрение подкрепляет положительные действия ребенка, стимулирует новые, формирует чувство удовлетворения собственными действиями. Наказание сдерживает негативные действия ребенка. И наказание и поощрение служат напоминанием ребенку очевидной связи между поступком и последствием этого поступка.

Следует отметить, что при всем многообразии жизненных коллизий, обусловивших негативное поведение ребенка, существуют некие правила успешного использования социальным педагогом методов поощрения и наказания. Поощрение и наказание должно быть направлено на поступок ребенка, а на его личность; они должны использоваться авторитетным для ребенка лицом, учитывающим его индивидуальность и уважающим его достоинство.

 

3. Методы социально-педагогической помощи.

В группу методов социально-педагогической помощи можно включить :

· метод сопровождения;

· метод индивидуальной социально-педагогической работы;

· метод групповой социально-педагогической работы;

· метод социально психологического тренинга;

· метод социодрамы и др.

 

Эта группа методов способствует решению ряда задач в профессиональной деятельности социального педагога; таких как исправление и корректировка поведения, предупреждения проблем в социальном развитии, помощи в самоутверждении ребенка.

 

Метод сопровождения ребенка, имеющего проблему в социальной жизни.

Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогики в конце 19 века. Первоначально под сопровождением понималось реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области социальной жизни самостоятельно. Однако, по мере развития социальной педагогики как науки и общественной практики, в понятие «сопровождение» сфокусировалось особое содержание. Сопровождение понимается в социально-педагогической деятельности как помощь социального педагога ребенку в напряженных точках его социальных контактов, в узлах социальных противоречий, от разрешения которых зависит направление процесса его социализации (С.А.Расчетина). Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Как показывает опыт, сопровождение способствует снятию психологических барьеров, нейтрализации проблемных состояний, обогащению отношений в микросоциуме.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях ОУ являются: *приоритет интересов сопровождаемого;

- рекомендательный характер советов сопровождающего;

- непрерывность сопровождения;

- комплексность сопровождения;

- автономизация сопровождения.

 

Анализ сущности понятия «сопровождение» показывает, что его использование призвано дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Представление о методе сопровождение должно быть дополнено сущностной характеристикой близкого по смыслу термина - «педагогическая поддержка». По мнению О.С.Газмана, дифференциация социального и индивидуального в развитии личности приводит к необходимости вычленения в педагогическом процессе педагогической поддержки(помощи в саморазвитии). Педагогическая поддержка, с точки зрения автора термина – это и особый вид деятельности и ее метод. Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранит свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образ жизни.

Причем, обеспечению педагогической поддержки служат следующие принципы:

· Согласие ребенка на помощь;

· Опора на потенциальные возможности личности;

· Сотрудничество, доброжелательность, конфиденциальность;

· Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату (Анохина Т.В.).

 

Наблюдения за реализацией методов социально-педагогической помощи (в том числе и метода сопровождения) в профессиональной деятельностью социального педагога показывают, что качественную определенность этой деятельности придает действия общения. Причем, чем выше качество профессионального общения социального педагог, тем больше вероятность продуктивного взаимодействия с ребенком в решении проблемы его социальной жизни. Но, в этой связи, следует помнить о том, что чаще всего ребенок с проблемой в социальном развитии закрыт для общения. Более того, многие трудности в его жизни связаны прежде всего с проблемами в общении. А, как известно, трудности в общении влекут за собой устойчивые отклонения в самооценке, мотивации, способах проявления чувств, что в свою очередь в еще большей степени затрудняет процесс коммуникации. Вот почему социальному педагогу необходимо постоянно совершенствовать собственный коммуникативный потенциал, чтобы преодолевать барьеры недоверия у ребенка, снимать чувство тревожности, обеспечивать обмен нравственными ценностями, создавать условия для активации его жизненных сил.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.