В истории российской школы введение института социальных педагогов чрезвычайно важное событие, так как именно социальному педагогу принадлежит ведущая роль в воспитании детей, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии, в реализации их способностей и защите их прав. Социально-экономическая ситуация в современной России, ее динамизм, обуславливает сложность педагогической реальности, сложность проблем социализации вступающего в жизнь поколения, объективно требуя совершенствования профессиональной деятельности специалистов по воспитанию ОУ.
Одним из путей совершенствования профессиональной деятельности социального педагога как специалиста по воспитанию является разработка должностной инструкции. Должностная инструкция это концептуальный документ, который отражает цели, приоритеты, ценности, профессиональную позицию педагогического коллектива в отношении современного процесса воспитания в ОУ и месте социального педагога в этом процессе. Должностная инструкция представляет собой руководство к деятельности социального педагога, а так же развернутые требования к результатам этой деятельности. Кроме того, должностная инструкция это еще и программа саморазвития социального педагога, программа его восхождения к профессионализму, так как является тем профессиональным стандартом, с которым сравнивается результат труда, определяются критерии оценки работы социального педагога в период аттестации. В основе должностной инструкции социального педагога лежат положения международного, федеральных и региональных законов и подзаконных актов о детстве, как особом периоде в жизни человека, находящимся под защитой государства.
Должностная инструкция состоит из следующих разделов: назначение социального педагога, права социального педагога, должностные обязанности социального педагога, режим работы.
1. Назначение социального педагога.
Общественная миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного ОУ, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных ролях: в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и прав ребенка; в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем социального развития детей. Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы ОУ, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем ) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды. Назначение социального педагога определяется ведущими профессиональными функциями: исследовательской, профилактической, защитно-охранной, организационной и образовательно-воспитательной.
2. Права социального педагога.
Социальный педагог имеет право:
1. Представлять и защищать интересы ребенка в органах законодательной и исполнительской власти, в общественных и благотворительных организациях;
2. Собирать информацию, связанную с интересами детей, проводить социологические опросы населения, родителей, педагогов, диагностические обследования условий жизни детей и подростков;
3. Готовить тексты официальных запросов в общественные организации и государственные учреждения, связанные с решением проблем социальной жизни ребенка;
4. Возглавлять общественные движения и организации детей и взрослых, деятельность которых направлена на решение социально-педагогических проблем в ОУ, в микрорайоне ОУ, по месту жительства социального педагога;
5. Повышать профессиональную квалификацию за счет средств ОУ;
6. Привлекать к решению проблем социального развития ребенка широкого круга специалистов (юриста, психолога, врача, социального работника);
7. Принимать участие в работе педагогических советов и методических объединений ОУ.
3. Должностные обязанности социального педагога.
Должностные обязанности социального педагога разрабатываются в соответствии с квалификационной характеристикой.
Социальный педагог:
а) изучает и анализирует состояние социо-культурной среды ОУ, особенности социального развития детей, специфику психологического климата в семье и ученических коллективах;
б) налаживает и совершенствует информацию о детях, имеющих проблемы в социальной жизни;
в) координирует социально-педагогическую деятельность педагогов ОУ;
г) защищает права детей, реализующиеся в ОУ, в соответствии с ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка»;
д) оказывает профессиональную помощь и поддержку детям, имеющим проблемы социальной жизни;
е) содействует в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи нуждающимся детям и подросткам;
ж) способствует созданию благоприятной социальной среды, гуманных отношений, психологического комфорта и личной безопасности учащихся ОУ;
з) устанавливает и совершенствует социальные связи ОУ с государственными органами, общественными организациями, учреждениями образования культуры, промышленными предприятиями для оказания помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
и) организует детские объединения, общественные организации детей и взрослых;
к) участвует в разработке и реализации специальных проектов и программ социальной адаптации и профилактики асоциального поведения учащихся ОУ;
л) включается в реализацию комплекса мер, предупреждающих приобщение детей и подростков к употреблению психоактивных веществ;
м) организует деятельность по вовлечению учащихся ОУ в трудовую, профессионально-ориентационную и культурно-досуговую деятельность.
4. Режим работы социального педагога.
1. Социальный педагог назначается приказом директора ОУ, общие правила организации его работы вытекают из Кодекса законов о труде РФ (КЗОТа), статья 130.
2. Социальный педагог имеет гибкий график работы, учитывая специфику профессиональной деятельности. График работы утверждается директором ОУ в размере 36 часов рабочего времени в неделю.
3. В каникулярное время режим работы социального педагога устанавливается согласно дополнительному распоряжению директора ОУ.
Программа социально-педагогической деятельности ОУ.
Программа социально-педагогической деятельности является частью общей программы развития образовательного учреждения.
Более того, успешная профессиональная деятельность социального педагога невозможна без тщательно разработанной программы. Во все времена люди пытались избежать хаоса, неопределенности своего будущего, будущего своих детей, пытались определить перспективы того дела, которым занимались. Без предвосхищения будущего, без попытки предположить результат своей деятельности, продумать значимые ее этапы, трудно представить процесс управления той или иной деятельностью. А без управления, как известно, человеческая деятельность превратиться в ситуативные поступки. Исторически процесс управления той или иной деятельностью трансформируется в попытке представить перспективы деятельности, ее стратегию и тактику деятельности, как продуманный алгоритм действий по реализации стратегии. Перспективное планирование в педагогике имеет разные формы: концепция, проект, программа.
(Программа - гр.programm объявление, предписание, краткое систематизированное изложение основных целей, задач и содержания деятельности на определенный срок) Программа социально-педагогической деятельности отражает педагогическую стратегию, с ее помощью профессионал выстраивает систему собственной деятельности. Программа определяет цели, задачи, объем деятельности специалиста, одновременно служит основой для оценки эффективности профессиональной деятельности, кроме того, мера реализации программы деятельности обуславливает меру профессиональной удовлетворенности социального педагога. Программа профессиональной деятельности социального педагога – это ничто иное, как краткое систематическое изложение целей, задач содержания деятельности на определенный срок. Разработать программу деятельности для социального педагога - значит определить и описать содержание деятельности как процесс и последовательность достижения профессиональной цели. Цель задает программу, следовательно, работа по реализации программы – ничто иное как – движение к цели. На основе программы социально-педагогической деятельности разрабатывается, а затем и реализуется план работы социального педагога на учебный год, четверть, месяц.
Структура программа социально-педагогической деятельности может быть разработана в следующей логике: пояснительная записка, цели и задачи, содержание.
1 разделПояснительная записка.
В этом разделе программы, на основе тщательного анализа нормативных документов, опыта профессиональной деятельности, мировоззренческих установок, необходимо обозначить свою профессиональную позицию, свое представление о миссии социального педагога в обществе, о сущности социально-педагогического процесса и месте социального педагога в этом процессе. Так как профессиональная позиция специалиста трансформируются в его профессиональной деятельности, обуславливая ту или иную совокупность профессиональных действий.
(Профессиональная позиция – продукт педагогического мышления, следствие осмысления природы социально-педагогического процесса, показатель готовности социального педагога к работе с детьми, имеющими проблемы в социальном развитии. Профессиональная позиция социального педагога определяет его отношение к ребенку в профессиональном взаимодействии, его профессиональное поведение. В психологической науке позиция – это установка субъекта (социальный педагог) по отношению к объекту (социально-педагогический процесс). Пояснительная записка программы включает так же всесторонний анализ социально-экономических, исторических, культурных условий, в которых функционирует ОУ; особенностей реализации учебно-воспитательного процесса ОУ; динамики состояния здоровья, уровня обученности, воспитанности, правонарушений учащихся за последние несколько лет (3-4 года). Особого внимания в процессе анализа заслуживает особенности социального развития детей, имеющих проблемы в социальной жизни, типология проблемных семей учащихся ОУ (по материалам анализа социально-педагогического паспорта ОУ).
2 разделЦели и задачи социально-педагогической деятельности ОУ.
Анализ нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности, конкретных условий и опыта ее реализации, позволит сформулировать стратегическую цель деятельности (на пять и более лет) и задачи как тактические цели деятельности, а так же определить ведущие направления деятельности для данного ОУ.
3 разделСодержание социально-педагогической деятельности в ОУ.
Как показывает опыт, этот раздел программы может быть структуирован по следующим направлениям деятельности: организационная работа, исследовательская работа, защитно-охранная работа, профилактическая работа, образовательно-воспитательная работа, работа по организации летнего отдыха учащихся.
Содержание программы, в отличии от содержания конкретного плана работы, не содержит ссылок на конкретных исполнителей и сроки реализации. Кроме того, содержание каждого раздела программы предполагает системное взаимодействие социального педагога с детьми, родителями, педагогами, административными органами, общественностью (см. фрагмент программы в Приложении № 4 данного пособия).
В приложении к программе профессиональной деятельности следует включить социально-педагогический паспорт ОУ, материалы специального исследования проблем социальной жизни учащихся ОУ, окружающего социума (рекомендации по составлению социально-педагогического паспорта ОУ смотри в приложении №4).
В перечень профессиональной документации социального педагога, помимо нормативно-правовых актов, входят следующие материалы:
- банк данных о детях ОУ, имеющих ту или иную проблему социальной жизни и проблемных семьях;
- социально-педагогический паспорт ОУ;
- аналитические материалы о деятельности социального педагога;
- документация специального учета детей (правонарушения, зависимости, опека, попечительство);
- материалы специального изучения детей и их социального окружения;
- акты обследования ребенка и семьи;
- программы по отдельным направлениям деятельности социального педагога;
- официальная переписка социального педагога;
- информация о районных, областных службах по социальной помощи и поддержке детей;
- методические материалы для консультаций родителей, детей и педагогов.
3.3. Социально-педагогическая деятельность.
Эффективность социально-педагогической деятельности зависит не только от того - насколько точно определена цель деятельности и адекватно отобрано ее содержание, но и какие выбраны средства и методы для достижения, поставленной цели. Причем, цель, содержание, средства, методы социально-педагогической деятельности не существуют независимо друг от друга, цель деятельности определяет ее содержание, в свою очередь, содержание влияет на выбор средств и методов, а методы деятельности могут корректировать ее содержание.
(Средство – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели).
Обращаясь к понятию “средство” следует уточнить, что средствами воспитания и перевоспитания в педагогике может стать любой предмет, явление, процесс, концентрирующий в себе достижения человеческой культуры, доступный для использования. Ведущими средствами социально-педагогической деятельности являются:ПРИРОДА, СЛОВО, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИГРОВАЯ, ТРУДОВАЯ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ОБЩЕНИЕ).
Любой объект окружающей реальности, взятый извне субъектом (социальным педагогом) кроме человека – может выступать как средства социально-педагогической деятельности.
Многомерный и многообразный мир лежит перед мысленным взором социального педагога в качестве бесконечного ряда потенциальных средств, которые могут быть привлечены для решения социальных проблем ребенка. Профессиональная проблема социального педагога заключается не в скудности или отсутствии средств, а в их соответствии целям, стоящим перед ним.
Средства не ищут, за ними не ездят за границу, их не приобретают за деньги, так как они в великом многообразии находятся вокруг специалиста. Средства выбирают, отбирают, отвергают, подбирают – оставляя лишь то, что оптимально соответствует профессиональным целям.
Гениальный скульптор так объяснил тайну ваяния: берется кусок мрамора, отбрасывается лишнее и то, что остается и есть скульптура. Перефразируя шутку великого художника, можно сказать, что социальный педагог из всего многообразия жизни выбирает те средства, которые оптимальны для проблемной социальной ситуации, индивидуальности ребенка и педагога, и профессиональных целей.
Однако, в профессиональной работе социального педагога средства не используются напрямую, они опосредуются избранными методами деятельности.
(Метод, гр.metodos – путь, способ достижения заданной цели, путь исследования, способы и приемы обучения, воспитания, коррекции, реабилитации, адаптации). В науке метод является ведущим средством получения нового знания, инструментом открытия объективных закономерностей окружающей действительности.
В философии метод рассматривается как способ теоретического и практического освоения действительности, как процесс теоретический, направленный на распознание проблемы и практический, направленный на ее решение. «…опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны…значит, в известной мере, выработать правильный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем…»(Л.С.Выгодский).
По мнению М.Галагузовой, методы – это способы воздействия и взаимодействия, направленные на достижения целей воспитания и перевоспитания. Причем, в социальной педагогике методы являются важным средством включения самого ребенка в процесс разрешения проблем его социальной жизни; т.е. системой качественно определенных действий, направленных на решение проблем ребенка (С.А. Расчетина).
Общеизвестно, что профессиональная деятельность тем успешнее и эффективнее, чем богаче арсенал методов достижения ее целей. Традиционно накопление методов осуществляется за счет заимствования из других смежных наук и разработки собственных методов. Причем процесс заимствования, в социальной педагогике, происходит путем адаптации заимствованного метода к целям и задачам своей науки и практики, т.е. методы социальной педагогики рождаются из недр тех наук, которых она интегрирует (философии, социологии, психологии, медицины, педагогики).
Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально-педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на:социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина)